Материализм и идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:28, реферат

Описание

В эпоху Просвещения знание само по себе осознавалось как ценность. Большое значение придавалось разуму как двигателю общественного прогресса. Центральной проблемой философии 19 и 20 веков становится человек. Поворот к этой проблематике начинается с Канта. Человек в немецкой классической философии рассматривается как существо в первую очередь духовное, мыслящее. У Фейербаха человек - это существо желающее, любящее. Марксистская философия рассматривает человека как существо действующее, активно участвующее в коллективных формах труда. Философия 20 века связана с именами философов-экзистенциалистов, неофрейдистов, с идеями философии жизни и т.д.

Работа состоит из  1 файл

фил.docx

— 37.06 Кб (Скачать документ)

3. Материализм и идеализм

 

Для материализма (в западной терминологии - реализма) основополагающим базисом всего сущего является природа: человеческая субъективность понимается как часть ее. Единственная совместимая  с реализмом форма познания - опыт. Для субъективного идеализма  основополагающим принципом познания служит человеческое сознание. Необходимым  следствием субъективного идеализма  выступает скептицизм: ничто с  этой точки зрения не дает гарантии, что мы постигаем действительность такой, какова она на самом деле. Объективный идеализм, в свою очередь, в Новое время есть синтез реализма и субъективного идеализма: здесь  разум в самом себе черпает  доопытное (априорное знание), но одновременно допускает, что постигает сущность действительности, т.к. действительность, как и субъективный разум, имеет  свой исток в абсолютном разуме. Трансцендентальный идеализм в лице И. Канта (1724-1804) вводит чистое созерцание и схематизированные категории  как такие конструкции разума, которые определенным образом препарируют действительность, не давая нам права претендовать на познание подлинного бытия - вещей-в-себе. Можно познать лишь мир явлений, исследование же лежащего позади явлений объективного мира остается для нас принципиально недостижимым. Априоризм познания у Канта, а позднее у Э. Гуссерля (1869-1988), покоится на действительной возможности - до определенного предела - исследовать формы сознания как бы изнутри, непосредственно не обращаясь к предметному миру. 

Если материализм является учением о примате материи  над идеей, так что идея есть только отражение материи, то идеалисты  учат, наоборот, о примате идеи над  материей, поскольку без осмысления, что такое материя, т.е. без признания  в той идеальных начал невозможно ни существование материи, ни наше ее познание. Это - дилемма всегдашняя и, можно сказать, неискоренимая. Все  хотят быть либо материалистами, либо идеалистами. Правда, необходимо признать, что материализм и идеализм выступают  только предельными и логически  выдержанными до конца философскими позициями. Поскольку весьма трудно проводить неукоснительно и бесповоротно одну из этих позиций, то фактически в  истории человеческой мысли такие  точки зрения выступали в смешанном  и далее весьма запутанном виде. 

Теперь обратимся подробнее  к фундаментальной структуре  европейского мышления - платонизму. 

Объективный идеализм. Платон, философ так называемой высокой  классики в античной философии (конец V-IV вв. до н.э.), решил совместить общее и частное, космическое и человеческое, телесное и духовное в своем учении. Прекрасный материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, но зато он управляется законами, находящимися вне его, за его пределами. Самые общие закономерности, по которым живет и развивается весь космос, составляют особый надкосмический мир, который называется у Платона "миром идей", вечным и неподвижным в своей высшей красоте. Но платоновские идеи мыслятся не отвлеченно и абстрактно, а материально и телесно. Увидеть же их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно (греки всегда считали, что глазами можно мыслить, высоко ценили "теорию", по-русски хорошо передаваемую как "созерцание", "умозрение"). Платоновские идеи - вечные образцы, "парадигмы", модели, по которым строится вся множественность вещей, образованных из бесформенной, темной, текучей, бесконечной материи. Сама материя ничего не может породить. Она только "кормилица" или "восприемница", принимающая в свое лоно идущие от идей световые истечения, так называемые эманации. Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности. Идея идей - это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте. Благо, по мысли Платона, есть начало всех начал, отец, демиург, т.е. буквально строитель и умный мастер, конструирующий видимый небесный и человеческий земной мир по самым мудрым, вечным и прекрасным законам, материальное бытие для Платона есть только отражение, конечно, достаточно искаженное, вечно прекрасных идей. Но это материальное бытие мы, люди, должны любить и ценить. В его глубинах заключена красота, и дело человека вызывать к жизни такую красоту. "Увидев умом" отдельную прекрасную вещь, человек познает, что такое прекрасное многих вещей. "Начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх - от одного прекрасного тела к двум, от двух - ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь, наконец, что же это - прекрасное. И в созерцании прекрасного самого по себе только и может жить человек, его увидевший". 

Платоновский идеализм потому и называется объективным, что признает существование реального, независимого от сознания человека, т.е. объективного, идеального бытия. Но платоновская идея - глубоко античное изобретение, т.к. она не может быть чистой абстракцией  и вечно сияет для человека в живой, осязаемой и видимой  действительности. Надо быть "любителем  мудрости", т.е. философом, искателем  высшей истины, поэтом в душе, чтобы  за внешней однообразностью жизни  ощутить некую красоту, поверить в нее и вечно стремиться к  прекрасной недосягаемости. 

 

Заключение

 

Идеализм (фр. idéalisme, через  латинский от греч. idealis, греч. idéa —  идея) — термин для обозначения  широкого спектра философских концепций  и мировоззрений, не считающих единственно  подлинной реальностью чувственно воспринимаемую, а жизненные ценности — сводящимися к телесным вещам и их денежному эквиваленту. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии. 

Философская концепция, противоположная  материализму. Идеализм утверждает первичность  духовного по отношению к материальному. Термин "идеализм" появился в 18 веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основных ветви идеализма - объективный идеализм и субъективный идеализм. 

Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). 

В вечном споре материализм  представляет собой противовес идеализму. 

Для материализма характерна опора на науку, доказательность  и проверяемость утверждений. Однако нужно учитывать, что следствием применения критерия Поппера к философскому всеобъемлющему понятию является невозможность научными методами ни опровергнуть материализм, ни строго доказать его. Наука неоднократно опровергала идеалистические взгляды. Например, биологическая эволюция опровергла идеалистические представления о разумном («по образу и подобию», с целью, по замыслу) сотворении человека и других живых организмов. Не менее часто опровергались и материалистические идеи — ушли в прошлое геоцентрическая система мира, теплород. Разница лишь в том, что материалистические теории заменяются новыми материалистическими взглядами, в то время как идеалистическим теориям не всегда на смену приходит новая идеалистическая концепция, иногда их сменяют материалистические подходы. 

 
Список использованной литературы

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник  - М., 2004. - 603 с.

2. Гриненко Г.В. История философии:  Пособие для подготовки к экзаменам. - М., 2003. - 288 с.

3. Ильин В.В. История философии. - СПб., 2003. - 732 с.

4. История философии: Учебник для  вузов/Отв. ред. В.П. Кожановский, В.П. Яковлев. - Ростов н/Д., 2004. - 737 с.

5. Ленин В.И. Полное собрание  сочинений. - М.: Просвещение, 1974. - Т. 18. - С. 34. т. 26, 48.с. 55, т. 41 с. 303.

6. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 428, т. 27, с. 402

7. Основы философии в вопросах и ответах/Под ред. Е.Е. Несмеснова. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2002. - 608 с.

8. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. Т.И. Кохановской. - Ростов на /Д: «Феникс», 2004. - С. - 362, 364, 365.

9. Философский энциклопедический словарь/Под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. - М., Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.


Информация о работе Материализм и идеализм