Материализм и идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:26, контрольная работа

Описание

Материализм (от лат. materialis-вещественный) философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологическипервичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Материализм и идеализм 4
2. Исторические формы материализма 9
3. Метафизический и идеалистический идеализм 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

       В создание механистической картины  мира существенный вклад вносит материализм 17-18 вв. материализм этого периода  называется механистическим и метафизическим в силу особенностей естествознания этого периода:

  1. Механистичность, принцип и законы классической механики рассматривались как всеобщие, пригодные  для объяснения других процессов природы.
  2. Метафизичность, из эмпирического характера физики, химии, биологии этого периода. Собирание фактов изучения по отдельности, преобладание аналитических способов исследования породило особый стиль философского мышления, именуемого метафизикой.
  3. Непоследовательность, не выдерживалась до конца линия материализма в ряде онтологических проблем, прежде всего проблемы движения и сознания [5, c. 69].

       Диалектический материализм в противоположность идеализму рассматривает ощущения, представления и мысли как субъективные отражения объективной действительности, как формы, в которых внешний мир отражается сознанием человека. С углублением познания природы это отражение все больше соответствует реальной действительности. «Человек не мог бы биологически приспособиться к среде, если бы его ощущения не давали ему объективно-правильного представления о ней». 
В. И. Ленин отстаивает этот тезис также и против «субъективистов», школы так называемого физиологического идеализма, и тем самым против немецких физиологов Иоганнеса Мюллера (1801—1858) и Германа Гельмгольца (1821—1894). Эти крупные исследователи на основе изученных психологией физиологических особенностей субъективных форм отражения (зрение, слух) подвергали сомнению непременный источник всех отражений — не зависящую от сознания реальность [1, c. 275].

       Субъективистское понимание ощущений дополнилось неправильным истолкованием понятия опыта. Диалектический материализм понимает под опытом исторический процесс исследования не зависящей от нашего сознания реальности. В противоположность этому для позитивизма вопрос отношения между опытом и действительностью является «кажущимся вопросом». Позитивизм считает, что речь идет не о том, чтобы накопить данные опыта относительно реального мира, а лишь о том, чтобы упорядочить «наиболее экономно» наши переживания, В. И. Ленин доказывает абсурдность противоречащего науке «принципа экономии мышления Маха «экономнее» ли «мыслить» атом неделимым или состоящим из положительных и отрицательных электронов?.. Достаточно поставить вопрос, чтобы видеть нелепость, субъективизм применения здесь категории «экономии мышления». Мышление человека тогда «экономно», когда оно правильно отражает объективную истину, и критерием этой правильности служит практика, эксперимент, индустрия». Вещи существуют вы нас, наши же восприятия и представления являются лишь их образами. «Проверка этих образов, отделение истинных от ложных дается практикой». 
Познание и опыт дают возможность нее более точно отражать действительность, они ведут, как выразился Энгельс, к тому, что неизвестны! еще «вещи в себе» превращаются, наконец, в познанные «вещи для нас!». «На деле каждый человек миллионы раз наблюдал простое и очевидное превращение «вещи в себе» в явление, «вещь для нас». Это превращение и есть познание». В противовес идеалистическим искажениям, свойственным позитивизму, В. И. Ленин характеризует и развивает в дух» марксизма гносеологическую категорию истины.
 

3. Метафизический и идеалистический идеализм

 

       Характеризуя  марксистский диалектический метод, классики марксизма-ленинизма выделяют борьбу противоположностей как главную  черту всего диалектического  процесса развития.

       «Движущее начало всякого развития, - писал  Энгельс, - разделение на противоположности, их борьба и разрешение». Признание  внутренних противоречий в предметах  и явлениях природы В. И. Ленин  считал ядром всей марксистской диалектики как науки. «В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов» - писал он [5, c. 126].

       В противоположность метафизике диалектика исходит из того, что предметам  природы, явлениям природы свойственны  внутренние противоречия. Марксистский диалектический метод рассматривает явления природы как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы - как результат развития противоречий в природе, результат взаимодействия противоположных сил.

       В противоположность идеализму и  метафизике диалектический материализм видит источник развития во внутренней борьбе противоположностей, объективно присущих каждому предмету, явлению.

       Процесс развития от низшего к высшему  в природе и обществе протекает  не в порядке гармонического развёртывания  явлений, а в порядке раскрытия противоречий, в порядке борьбы противоположностей.

       Раскрытие процесса развития как борьбы противоположностей позволяет более конкретно и  глубоко познать сущность всех основных черт марксистского диалектического  метода. Борьба противоположностей есть особый вид взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, взаимодействие противоположных сил в природе и обществе.

       С точки зрения материалистической диалектики сама природа заключает в себе источники и причины своего развития. Марксистский диалектический метод опровергает утверждения идеалистов о том, что действительные причины развития предметов и явлений надо искать будто бы не в материи, а вне её, т. е. в духе, в сверхъестественной силе. Метафизическое отрицание внутренних противоречий в природе и в обществе ведёт к антинаучному, идеалистическому признанию сверхъестественных, нематериальных источников движения. Метафизически мыслящие философы рассматривают наличие противоречий в познании как довод в пользу утверждений о непознаваемости мира, как признак бессилия человеческого разума. Метафизический метод ведёт к идеализму. Данные истории философии и науки полностью подтверждают это. Так, например, древнегреческий философ Аристотель искал источник движения реальных вещей не в самой материи, которую он считал инертной, а в чистой форме, т. е. вне материи. Это привело Аристотеля к признанию божественного перводвигателя, т. е. к отступлению от материализма и сторону идеализма.

       Немецкий  философ И. Кант утверждал, что все  противоположные силы в природе  нейтрализуют друг друга и в результате этого в природе нет будто бы внутреннего источника движения [5, c. 149]. Из этого метафизического положения Кант сделал идеалистический вывод: мир в его целом сам по себе есть ничто, и лишь по воле другого он есть нечто, Кант рассматривал противоречия конечного и бесконечного в природе не как объективно существующие, а как свидетельство бессилия человеческого разума познать мир и стремился подчинить науку религии, принизить знание, чтобы расчистить место вере.

       Не  только философы, но и естествоиспытатели делали идеалистические выводы, не понимая внутренних противоречий в предметах и явлениях природы. Так, Ньютон, открыв объективные законы механического движения, метафизически подошёл к вопросу об источнике движения планет вокруг Солнца. Ньютон видел этот источник не во взаимодействии противоположных сил в природе, а в нематериальной силе, т. е. в боге, якобы сообщившем миру, в частности телам солнечной системы, первый толчок.

       Буржуазные  учёные-биологи XIX - XX вв., не умея найти  действительно двигательные силы изменения организмов, говорят о мистической, нематериальной жизненной силе (так называемые виталисты).

       Метафизики  сводят процесс развития к уменьшению или увеличению того же самого, к  повторению пройденного, отвергая возникновение нового и его борьбу со старым.

       Материалистическая  диалектика понимает развитие как возникновение  нового, как переход к высшему  качественному состоянию и видит  источник развития в борьбе противоположностей.

       Диалектический  материализм ведёт борьбу против метафизического подхода к природе и к обществу. Разоблачение метафизики по вопросу о противоречиях процесса развития означало удар и по идеализму.

       Классики  марксизма-ленинизма, подвергнув беспощадной  критике метафизический подход к  явлениям природы и общества, показали, что метафизический метод, отрицая внутреннюю противоречивость предметов и явлений, ведёт, в конце концов, к идеалистическому истолкованию мира.

       Ф. Энгельс в своём труде Анти-Дюринг разоблачил метафизическое утверждение  Дюринга о том, что мир некогда находился в равном самому себе состоянии абсолютного покоя и что в природе нет якобы никаких внутренних противоречий. Энгельс показал, что, хотя Дюринг на словах предлагал запретить религию в своём утопическом социалитарном государстве будущего, однако на деле он, отрицая внутренние противоречия в природе, давал основания для идеалистического вывода о боге как источнике движения в мире [5, c. 207].

       Одним из излюбленных приёмов современных  метафизиков в борьбе против диалектического  метода Маркса является утверждение о том, что раскрываемые наукой внутренние противоречия в предметах и явлениях природы и общества являются будто бы только свидетельством ошибок в мышлении, только логическими, а не жизненными противоречиями. Эти аргументы врагов диалектики полностью разоблачаются данными науки и практики.

       Собранный за многие столетия истории естественных наук материал о строении и движении тел, о развитии растений и животных неопровержимо доказывает, что природе  свойственны объективные внутренние противоречия, существующие независимо от сознания людей. Все предметы и явления имеют свою отрицательную и положительную сторону, своё прошлое и будущее, отживающее и развивающееся, старое и новое.

       Эти стороны предметов и явлений  называются противоположностями. Отношения (борьба) противоположностей, являющиеся двигательной силой развития, называются диалектическими противоречиями.

       Наука раскрыла внутренние противоречия в  таком явлении природы, как механическое движение тел в пространстве.

       Наукой  давно были обнаружены противоречащие друг другу и в то же время присущие самой природе силы: притяжение и отталкивание.

       Только  материалистическая диалектика смогла в борьбе против метафизики и идеализма  сделать правильные выводы из открытий современного естествознания, рассматривая развитие природы как результат взаимодействия противоположных сил. Познание противоречий в природе даёт возможность активно использовать силы природы и общественно-производственной деятельности людей.

       Борьба  противоположностей, внутренне присущих предметам и явлениям природы, является объективной закономерностью всего материального мира - двигательной силой процесса развития. Это доказано всей историей науки и опытом развития общества.

       Марксистская  диалектика исходит из того, что  в природе и в обществе имеются внутренние противоречия, свойственные предметам и явлениям, и внешние противоречия между предметами и явлениями, сосуществующими одновременно.

       Марксистский  диалектический метод учит всесторонне  анализировать процесс развития, опираясь на данные науки и практики, вскрывать в любом явлении как положительные, так и отрицательные стороны исследуемых предметов и явлений. Но при этом марксистский диалектический метод требует не созерцательного отношения к противоречивым сторонам предметов и явлений, а самой активной поддержки нового, имеющего будущее, и самой активной борьбы против старого, отживающего.

       Марксистский  диалектический метод показывает значение марксистской теории классовой борьбы, непримиримой классовой, пролетарской политики, значение коммунистической партийности, принципиальности.

       Марксистская  диалектика показывает значение критики  и самокритики как специфической  формы воспитания кадров, как формы  раскрытия и преодоления неантагонистических  противоречий в развитии советского общества.

       Закон борьбы противоположностей есть важнейшая черта марксистского диалектического метода, суть и ядро материалистической диалектики именно потому, что он раскрывает наиболее глубокое внутреннее содержание процесса развития.      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Таким образом, в результате проведения данной контрольной работы были выявлены следующие  факторы:

  1. Материализм (от лат. materialis-вещественный) философское  мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологическипервичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).
  2. Идеализм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. δέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии.
  3. Философский материализм насчитывает три основные формы: античный (наивный), метафизический, современный или диалектический.
  4. Метафизический материализм характеризуется взлетом научной мысли, поскольку для развития промышленности необходимо было точное знание законов природы.
  5. Диалектический материализм в противоположность идеализму рассматривает ощущения, представления и мысли как субъективные отражения объективной действительности.

Информация о работе Материализм и идеализм