Материализм в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:00, реферат

Описание

Есть простейшая форма материализма – наивный материализм древности. Наивные материалисты полагали, что в основе мира лежит какая-то материальная стихия: вода, огонь, воздух, земля. Они пытались все многообразие мира свести к одной из этих стихий, либо к какому-то сочетанию этих стихий.

Работа состоит из  1 файл

Материализм в философии.doc

— 66.50 Кб (Скачать документ)

   Кроме уточнения природы материи и  ее свойств огромная заслуга метафизического материализма – в распространении научных, материалистических идей, пробивавших себе дорогу в острой борьбе с идеализмом и религией. Особая заслуга в этой борьбе представителей французского материализма Ж. Ламетри (1709-1751), Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбаха (1723-1789).

   Решительно  подчеркивал связь идеализма  с религией и раскрыл земные истоки происхождения религии, веры в бога и загробную жизнь немецкий философ  Л. Фейербах (1804-1872). В основу своего учения он кладет человеческую природу, поэтому его материализм называют антропологическим. "Новая философия, – писал он, – превращает человека, включая и природу как базис человека, в единичный, универсальный и высший предмет философии".

   В XIX в. неспособность метафизического  метода справиться с проблемами науки и общественной жизнью заставляет материалистов пересмотреть его. Предпринимаются попытки внести в материализм элементы диалектики, например философские идеи А.И. Герцена (1812-1870), Н.Г. Чернышевского (1828-1889) и др., которые можно рассматривать как переходные формы к третьему этапу развития материализма.

   Диалектический  материализм – третья форма материалистического направления философии, характеризующаяся комплексом исходных принципов:

   1) материалистический взгляд на  мир;

   2) диалектическое рассмотрение всех явлений во всеобщей взамосвязи и развитии;

   3) диалектико-материалистическое объяснение  общественных явлений и процессов;

   4) признание основополагающей роли  активной практики в познании.

   Исторически первой формой диалектического материализма явилась марксистская философия – учение К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895), сложившееся в середине XIX в. Марксизм возник как политическое, идеологизированное учение, отвечающее исторической потребности своего времени.

   Обострение  классовой борьбы XIX в. в европейских странах способствовало появлению идеологических учений, призывавших к революционному преобразованию социальной действительности. Но реальные исторические процессы в странах Запада и в мире в целом не подтвердили политических и социально-экономических воззрений К. Маркса и некоторых его последователей. Практика опровергла эффективность марксистских учений о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, теории развития капитализма и социалистической революции, представления о коммунизме и мн. др., что несло на себе печать социальной утопии.

   Тем не менее влияние марксистской идеологии  самым существенным образом сказалось  на рабочем движении в капиталистических  странах, на свершении революций  и государственных переворотов, образовании и развитии многих государств. Хотя реальный ход исторических событий нашего времени во многом разошелся с прогнозами Маркса и Энгельса, невозможно отрицать роль марксизма в тех колоссальных переменах, которые произошли в XX столетии.

   Марксизм, будучи идеологической доктриной, включал в себя, кроме политической экономии и теории социализма, определенное философское учение. Марксистская философия есть сложившаяся в определенных социально-культурных условиях первоначальная форма, раннее учение мощного философского направления – материализма, точнее, его третьей формы – диалектического материализма.

   Несмотря  на свою историческую ограниченность, марксизм впервые в истории человеческой мысли формулирует основные идеи диалектического материализма. Современный  диалектический материализм, подобно другим философским направлениям, включает в себя варианты истолкования и развития общих идей и принципов, лежащих в его основе. Все попытки свести богатство и разнообразие диалектического материализма к какому-либо "единственно верному учению", бывшие в истории отечественной философии, приводили лишь к ее догматизации и застою.

   В возникновении диалектического  материализма наряду с социально-экономическими факторами огромную роль сыграли  достижения в развитии естествознания и философии. К середине XIX века наука достигла такого уровня развития, когда появилась реальная возможность теоретического обоснования принципов материалистической диалектики, разработки диалектико-материалистического мировоззрения. В этот период были сделаны открытия, свидетельствовавшие о диалектическом характере процессов природы:

   а) клеточное строение живых организмов (1838-1839 гг.) указывало на единство органического  мира и существование общих законов  его развития;

   б) закон сохранения и превращения  энергии (1842-1847 гг.) свидетельствовал о взаимосвязи и взаимопереходах различных форм движении материи;

   в) эволюционная теория Ч. Дарвина показывала, что существующие виды животных и растительных организмов – результат длительной эволюции.

   Все эти и многие другие достижения естественных наук первой половины XIX в. способствовали обоснованию важнейших принципов диалектического материализма, разработке последовательно научного мировоззрения.

   Диалектический  материализм, имея социальные и естественнонаучные предпосылки, продолжал и многие прогрессивные идеи, выдвинутые предшествующими мыслителями, связанные прежде всего с немецкой классической философией XVIII-XIX вв., особенно с философскими взглядами Гегеля и Фейербаха. Гегель, сформулировав основные принципы диалектики, представил весь мир – природный, исторический и духовный – в виде беспрерывного процесса движения, изменения и развития. Но, будучи идеалистом, Гегель понимал этот процесс в виде самодвижения понятия, саморазвития понятия, саморазвития Абсолютной Идеи. Нужно было преодолеть это идеалистическое толкование диалектики.

   С критикой объективного идеализма Гегеля выступил Фейербах. Он показал, что  природа, мир существуют независимо от сознания, что сознание – свойство природы. Но, критикуя Гегеля, Фейербах не выделил рационального ядра гегелевской философии – диалектики. Материализм Фейербаха был, по существу, метафизическим. Маркс и Энгельс сделали его диалектическим.

   Что же нового внесло учение марксизма  в философское направление материализма?

   Диалектический  материализм считает, что мир (материя) находится в постоянном движении (развитии), обусловленном борьбой противоположностей, свойственных всем вещам и явлениям природы и общества. Материализм до Маркса был созерцательным, его представители считали, что мир можно познать путем умопостижения, теоретически. Марксизм ввел в теорию познания (гносеологию) понятие практики – целенаправленной предметно-преобразующей деятельности людей. Согласно диалектическому материализму мир познается не путем созерцания происходящих явлений, а в ходе и результате активной деятельности людей, направленной на практическое преобразование окружающей действительности.

   В отличие от других философских систем, диалектический материализм считает, что его философские положения  не являются абсолютной истиной в последней инстанции, что они неизбежно будут изменяться, уточняться, обогащаться в ходе развития науки и общественной практики, то есть диалектический материализм имеет творческий характер. Развитие философии в ХХ в. показывает, что современный материализм представляет собой продолжение и развитие основных идей и принципов диалектического материализма, а не отрицание их. Они не исчерпали своих возможностей и продолжают играть важную роль в осуществлении мировоззренческих, социальных и методологических функций философии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Материализм в философии