Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:00, реферат
Есть простейшая форма материализма – наивный материализм древности. Наивные материалисты полагали, что в основе мира лежит какая-то материальная стихия: вода, огонь, воздух, земля. Они пытались все многообразие мира свести к одной из этих стихий, либо к какому-то сочетанию этих стихий.
Кроме уточнения природы материи и ее свойств огромная заслуга метафизического материализма – в распространении научных, материалистических идей, пробивавших себе дорогу в острой борьбе с идеализмом и религией. Особая заслуга в этой борьбе представителей французского материализма Ж. Ламетри (1709-1751), Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбаха (1723-1789).
Решительно подчеркивал связь идеализма с религией и раскрыл земные истоки происхождения религии, веры в бога и загробную жизнь немецкий философ Л. Фейербах (1804-1872). В основу своего учения он кладет человеческую природу, поэтому его материализм называют антропологическим. "Новая философия, – писал он, – превращает человека, включая и природу как базис человека, в единичный, универсальный и высший предмет философии".
В XIX в. неспособность метафизического метода справиться с проблемами науки и общественной жизнью заставляет материалистов пересмотреть его. Предпринимаются попытки внести в материализм элементы диалектики, например философские идеи А.И. Герцена (1812-1870), Н.Г. Чернышевского (1828-1889) и др., которые можно рассматривать как переходные формы к третьему этапу развития материализма.
Диалектический материализм – третья форма материалистического направления философии, характеризующаяся комплексом исходных принципов:
1) материалистический взгляд на мир;
2) диалектическое рассмотрение всех явлений во всеобщей взамосвязи и развитии;
3)
диалектико-материалистическое
4)
признание основополагающей
Исторически первой формой диалектического материализма явилась марксистская философия – учение К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895), сложившееся в середине XIX в. Марксизм возник как политическое, идеологизированное учение, отвечающее исторической потребности своего времени.
Обострение классовой борьбы XIX в. в европейских странах способствовало появлению идеологических учений, призывавших к революционному преобразованию социальной действительности. Но реальные исторические процессы в странах Запада и в мире в целом не подтвердили политических и социально-экономических воззрений К. Маркса и некоторых его последователей. Практика опровергла эффективность марксистских учений о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, теории развития капитализма и социалистической революции, представления о коммунизме и мн. др., что несло на себе печать социальной утопии.
Тем не менее влияние марксистской идеологии самым существенным образом сказалось на рабочем движении в капиталистических странах, на свершении революций и государственных переворотов, образовании и развитии многих государств. Хотя реальный ход исторических событий нашего времени во многом разошелся с прогнозами Маркса и Энгельса, невозможно отрицать роль марксизма в тех колоссальных переменах, которые произошли в XX столетии.
Марксизм, будучи идеологической доктриной, включал в себя, кроме политической экономии и теории социализма, определенное философское учение. Марксистская философия есть сложившаяся в определенных социально-культурных условиях первоначальная форма, раннее учение мощного философского направления – материализма, точнее, его третьей формы – диалектического материализма.
Несмотря на свою историческую ограниченность, марксизм впервые в истории человеческой мысли формулирует основные идеи диалектического материализма. Современный диалектический материализм, подобно другим философским направлениям, включает в себя варианты истолкования и развития общих идей и принципов, лежащих в его основе. Все попытки свести богатство и разнообразие диалектического материализма к какому-либо "единственно верному учению", бывшие в истории отечественной философии, приводили лишь к ее догматизации и застою.
В возникновении диалектического материализма наряду с социально-экономическими факторами огромную роль сыграли достижения в развитии естествознания и философии. К середине XIX века наука достигла такого уровня развития, когда появилась реальная возможность теоретического обоснования принципов материалистической диалектики, разработки диалектико-материалистического мировоззрения. В этот период были сделаны открытия, свидетельствовавшие о диалектическом характере процессов природы:
а) клеточное строение живых организмов (1838-1839 гг.) указывало на единство органического мира и существование общих законов его развития;
б) закон сохранения и превращения энергии (1842-1847 гг.) свидетельствовал о взаимосвязи и взаимопереходах различных форм движении материи;
в) эволюционная теория Ч. Дарвина показывала, что существующие виды животных и растительных организмов – результат длительной эволюции.
Все эти и многие другие достижения естественных наук первой половины XIX в. способствовали обоснованию важнейших принципов диалектического материализма, разработке последовательно научного мировоззрения.
Диалектический материализм, имея социальные и естественнонаучные предпосылки, продолжал и многие прогрессивные идеи, выдвинутые предшествующими мыслителями, связанные прежде всего с немецкой классической философией XVIII-XIX вв., особенно с философскими взглядами Гегеля и Фейербаха. Гегель, сформулировав основные принципы диалектики, представил весь мир – природный, исторический и духовный – в виде беспрерывного процесса движения, изменения и развития. Но, будучи идеалистом, Гегель понимал этот процесс в виде самодвижения понятия, саморазвития понятия, саморазвития Абсолютной Идеи. Нужно было преодолеть это идеалистическое толкование диалектики.
С критикой объективного идеализма Гегеля выступил Фейербах. Он показал, что природа, мир существуют независимо от сознания, что сознание – свойство природы. Но, критикуя Гегеля, Фейербах не выделил рационального ядра гегелевской философии – диалектики. Материализм Фейербаха был, по существу, метафизическим. Маркс и Энгельс сделали его диалектическим.
Что
же нового внесло учение марксизма
в философское направление
Диалектический материализм считает, что мир (материя) находится в постоянном движении (развитии), обусловленном борьбой противоположностей, свойственных всем вещам и явлениям природы и общества. Материализм до Маркса был созерцательным, его представители считали, что мир можно познать путем умопостижения, теоретически. Марксизм ввел в теорию познания (гносеологию) понятие практики – целенаправленной предметно-преобразующей деятельности людей. Согласно диалектическому материализму мир познается не путем созерцания происходящих явлений, а в ходе и результате активной деятельности людей, направленной на практическое преобразование окружающей действительности.
В
отличие от других философских систем,
диалектический материализм считает,
что его философские положения
не являются абсолютной истиной в последней
инстанции, что они неизбежно будут изменяться,
уточняться, обогащаться в ходе развития
науки и общественной практики, то есть
диалектический материализм имеет творческий
характер. Развитие философии в ХХ в. показывает,
что современный материализм представляет
собой продолжение и развитие основных
идей и принципов диалектического материализма,
а не отрицание их. Они не исчерпали своих
возможностей и продолжают играть важную
роль в осуществлении мировоззренческих,
социальных и методологических функций
философии.