Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 17:54, реферат
"Материя" - одно из фундаментальнейших понятий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.
У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результате соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.
Философия о понятии "материя"
Материя и ее атрибуты: пространство, время, движение, системность
Заключение
Литература
И, наоборот, сущность формы движения низшего порядка может быть познана только на основе знания содержания высшей по отношению к ней формы движения материи.
С принципом генетической обусловленности тесно связан принцип несводимости высших форм движения к низшим н неправомерности переноса (экстраполяции) свойств высших форм движения материи на низшие. Это принцип качественной специфики всякой формы движения. В высшей форме движения низшие его формы представлены не в "чистом", а в синтезированном ("снятом") виде. "Механические" движение руки человека -- это результат сложения сложных процессов и собственно механического, и биологического, и химического, и. т.д. Поэтому всякая попытка создать чисто механический аналог руки человека абсурдна.
Абсурден и перенос животного мира на общество, даже если на первый взгляд кажется,. что в нем господствует "закон джунглей". Конечно же, жестокость человеческая может быть несравненно больше жестокости хищников. И все же хищникам неизвестны такие человеческие чувства, как любовь, участие и сострадание.
С другой стороны, абсолютно безосновательными являются попытки отыскания в низших формах движения материи. элементы. его высших форм. Мыслящий булыжник - это нонсенс. Однако, это - крайний, так сказать случай, гипербола. Менее смешной выглядела, попытка одного из. крупных советских учёных-биологов, который пытался создать обезьянам "человеческие" условия, рассчитывая через сотню - другую лет обнаружить в их потомстве антропоида (первобытного человека) .
Наконец, нельзя включить и еще
один очень важный принцип, лежащий
в основании классификации форм
движения материи - принцип связи
каждой из них с определенной наукой.
Этот принцип позволяет связать
проблему классификации форм движения
с проблемой классификации
Принципы классификации форм движения материи позволяют отнестись к редукционному механицизму, сущность которого заключается в сведении закономерностей высших форм движения к закономерностям: низших форм социальных к биологическим, биологических к физико-химическим и т.п.
Принципы классификаций форм движения материи позволяют критически отнестись и к витализму (от лат. жизнь) - философскому течению, абсолютизирующему специфику биологической формы движения и объясняющему специфичность всего живого наличием некоей особой "жизненной силы".
Важнейшим свойством материи и материальных образований является их системная организация. Система (от греческого - целое, составленное из частей) - это комплекс взаимодействующих элементов, или, что одно и тоже: отграниченное множество взаимодействующих элементов.
. Практически любой,
Отличительной особенностью целостной
системы является несводимость ее качества
к простой сумме качеств
Суммативные системы - это системы, качество которых равно сумме свойств, составляющих ее элементов, взятых изолированно друг от друга. Во всех суммативных системах, составляющие ее части могут существовать сами по себе автономно. Примером таких систем могут быть куча камней, скопление машин на улице, толпа людей. Понятно, что об этих совокупностях нельзя сказать, что они бессистемны, хотя их системность выражена слабо и близка к нулю, поскольку ее элементы обладают значительной независимостью по отношению друг к другу и к самой системе, да и связь этих элементов зачастую носит случайный характер.
Системный подход или, системное исследование материальных объектов предполагает не только установление способов описания отношений и связей (структуры) этого множества, элементов, но - что. особенна важно - выделение тех из них которые являются системообразующими, т.е. обеспечивают обособленное функционирование и развитие системы. Системный подход к материальным образованиям предполагает возможность понимания рассматриваемой системы более. высокого уровня. Для системы обычно характерна иерархичность строения - последовательное включение системы более низкого уровня в систему более высокого уровня. Значит, отношения и связи в системе при определенном ее представлении сами могут рассматриваться как ее элементы, подчиняющиеся соответствующей иерархии. Это позволяет строить различные, не совпадающие между собой, последовательности включения систем друг в друга, описывающие исследуемый материальный объект с разных сторон.
В современной науке широко используется
метод структурного анализа, при
котором учитывается
Неорганическая природа |
Живая природа |
Общество |
1. Субмикроэлементарный |
Биологический макромолекулярный |
Индивид |
2. Микроэлементарный |
Клеточный |
Семья |
3. Ядерный |
Микроорганический |
Коллективы |
4. Атомарный |
Органы и ткани |
Большие социальные группы (классы, нации) |
5. Молекулярный |
Организм в целом |
Государство (гражданское общество) |
6. Макроуровень |
Популяция |
Системы государства |
7. Мегауровень (планеты, звездопланетные системы, галактики) |
Биоценоз |
Человечество в целом |
8. Метауровень (метагалактики) |
Биосфера |
Ноосфера |
Каждая из сфер объективной действительности включает в себя ряд взаимосвязанных структурных уровней. Внутри этих уровней доминирующими являются координационные отношения, а между уровнями - субординациональные.
Заключение
Изучение проблем, связанных с философским анализом материи и её свойств является необходимым условием формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется ли оно в конечном счёте материалистическим или идеалистическим.
В свете изложенного достаточно очевидно, что очень важна роль определения понятия материи, понимания последней как неисчерпаемой для построения научной картины мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро- и мегамира.
Разумно такое определение: "... Материя
есть объективная реальность, данная
нам в ощущении"; "Материя
есть философская категория для
обозначения объективной
Литература