Материя как субстанция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:40, контрольная работа

Описание

"Материя" - одно из фундаментальнейших понятий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.

Работа состоит из  1 файл

материя.docx

— 52.54 Кб (Скачать документ)

Принципы классификации  форм движения материи позволяют отнестись к редукционному механицизму , сущность которого заключается в сведении закономерностей высших форм движения к закономерностям: низших форм социальных к биологическим, биологических к физико-химическим и т.п.

Принципы классификаций  форм движения материи позволяют критически отнестись и к витализму (от лат. - жизнь) - философскому течению, абсолютизирующему специфику биологической формы движения и объясняющему специфичность всего живого наличием некоей особой "жизненной силы".

Важнейшим свойством материи  и материальных образований является их системная организация. Система (от греческого - целое, составленное из частей) - это комплекс взаимодействующих элементов, или, что одно и тоже: отграниченное множество взаимодействующих элементов.

.Практически любой, материальный  и идеальный объект можно представить  как систему, для этого необходимо  выделить в нём его элементы (элемент есть далее неразложимый  компонент системы при данном  способе ее рассмотрения, .выявить  структуру объема (совокупность  устойчивых отношений и связей  между элементами) и зафиксировать  его характеристику единого в своей основе образования. При таком подходе обнаруживается, что все системы делятся на целостные и суммарные. Целостная система - это такая, в которой все ее элементы не могут существовать изолированно друг от друга. Утрата или изъятие хотя бы одного ее элемента приводит к разрушению системы в целом. Целостными системами являются, например, солнечная система, молекулы воды (Н2О)., поваренной соли (NaCl), симбиозы в органической природе, производственная кооперация в экономической сфере общественной жизни и т. п.

Отличительной особенностью целостной системы является несводимость ее качества к простой сумме качеств  составляющих ее элементов.

Суммативные системы - это системы, качество которых равно сумме свойств, составляющих ее элементов, взятых изолированно друг от друга. Во всех суммативных системах, составляющие ее части могут существовать сами по себе автономно. Примером таких систем могут быть куча камней, скопление машин на улице, толпа людей. Понятно, что об этих совокупностях нельзя сказать, что они бессистемны, хотя их системность выражена слабо и близка к нулю, поскольку ее элементы обладают значительной независимостью по отношению друг к другу и к самой системе, да и связь этих элементов зачастую носит случайный характер.

Системный подход или, системное  исследование материальных объектов предполагает не только установление способов описания отношений и связей (структуры) этого множества, элементов, но - что. особенна важно - выделение тех из них которые являются системообразующими, т. е. обеспечивают обособленное функционирование и развитие системы. Системный подход к материальным образованиям предполагает возможность понимания рассматриваемой системы более. высокого уровня. Для системы обычно характерна иерархичность строения - последовательное включение системы более низкого уровня в систему более высокого уровня. Значит, отношения и связи в системе при определенном ее представлении сами могут рассматриваться как ее элементы, подчиняющиеся соответствующей иерархии. Это позволяет строить различные, не совпадающие между собой, последовательности включения систем друг в друга, описывающие исследуемый материальный объект с разных сторон.

В современной науке широко используется метод структурного анализа, при котором учитывается системность исследуемых объектов. Ведь структурность - это внутренняя расчлененность материального бытия, способ существования материи. Структурные уровни материи образованы из определенного множества объектов какого-либо вида и характеризуются особым способом взаимодействия между составляющими их элементами. Применительно к трем основным сферам объективной действительности эти уровни выглядят следующим образом:

Неорганическая природа

Живая природа

Общество

1.Субмикроэлементарный

Биологический макромолекулярный

Индивид

2. Микроэлементарный

Клеточный

Семья

3. Ядерный

Микроорганический

Коллективы

4.Атомарный

Органы и ткани

Большие социальные группы (классы, нации)

5. Молекулярный

Организм в целом

Государство (гражданское  общество)

6. Макроуровень

Популяция

Системы государства

7. Мегауровень (планеты, звездопланетные системы, галактики)

Биоценоз

Человечество в целом

8.Метауровень (метагалактики)

Биосфера

Ноосфера


 

Каждая из сфер объективной  действительности включает в себя ряд  взаимосвязанных структурных уровней. Внутри этих уровней доминирующими  являются координационные отношения, а между уровнями - субординациональные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Изучение проблем, связанных  с философским анализом материи  и её свойств является необходимым  условием формирования мировоззрения  личности, независимо от того, окажется ли оно в конечном счёте материалистическим или идеалистическим.

В свете изложенного достаточно очевидно, что очень важна роль определения понятия материи, понимания  последней как неисчерпаемой  для построения научной картины  мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений  микро- и мегамира.

Разумно такое определение: "...Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении"; "Материя  есть философская категория для  обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях  его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя  независимо от них". (В первом случае речь идет о материи как категории  бытия , онтологической категории , во втором - о фиксирующем ее понятии, категории гносеологической ).

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье /

2. Бахтин  М.М. К методологии гуманитарных  наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного  творчества. Изд. 2–е. – М., 1986, С.381–393, 429–432.

3. Библер В.С. Кант – Галилей – Кант (Разум Нового времени в парадоксах самообоснования). – М.: «Мысль», 1991. – 318 с.

4. В переводе  и под редакцией Мальцевой С.А. – СПб.: Пневма, 2001. –С.133–164.

5. Васильева  Т.В. Беседа о логосе в платоновском  «Теэтете» // Кессиди Ф.Х. Платон и его эпоха. – М.: Наука, 1979. – С.277–285.

6. Васильева  Т.В. Путь к Платону. – М.: Мысль, 1997. – С.95–109.

7. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2 т. Том 2. От Канта до Ницше. – М.: Терра–Канон–Пресс–Ц, 2000. – С.5–188.

8. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Университетская книга, 2000. – С.5–439.

9. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль, 1986.

10. Декарт  Р. Мир, или трактат о свете  // Декарт Р. Сочинения в 2 т.  Том 1 – М.: Мысль, 1989. – С.179–199.

11. Декарт  Р. Правила для руководства  ума // Декарт Р. Сочинения в  2 т. Том 1. – М.: Мысль, 1989. – С.77–153.

 

12. Декарт  Р. Рассуждение о методе, чтобы  верно направлять свой разум  и отыскивать истину в науках // Декарт Р. Сочинения в 2 т.  Том 1. – М.: Мысль, 1989 – С.250–296.

13. Декарт  Р. Страсти души // Декарт Р.  Сочинения в 2 т. Том 1. – М.: Мысль, 1989. – С.481–572.

14. Делёз Ж. Логика смысла – М.: «Раритет», 1998.

15. Делёз Ж. Различие и повторение. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – С.9–163.

16. Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. – М.: Издательство "ПЕР СЭ", 2000. – С.5–99.

17. Доброхотов  А.Л. Категория бытия в классической  западноевропейской философии. –  М.: Издательство Московского университета, 1986. – С.5–219.

18. Кант И.  Критика практического разума // материалы сайта www.philosophy.ru

19. Кант И.  Критика чистого разума. 2 издание  // Кант И. Сочинения в 6–ти т. Том 3. – M.: Мысль, 1964. – С.68–227.

20. Кант И.  Общая задача чистого разума // Алексеев П.В. Хрестоматия по  философии. – М.: «Гардарика», 1997 – С.3–13,235–247.


Информация о работе Материя как субстанция