Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:27, контрольная работа
Понятие материи занимает особое место в системе научной философии, научного знания вообще. Оно выражает наше понимание сущности окружающего мира и имеет, следовательно, предельный характер, выступает в качестве последнего объяснительного понятия науки, не выводимого из каких-либо других более широких и общих понятий. Хотелось бы еще отметить и то, что диалектический материализм (я буду придерживаться именно его) считает важнейшей задачей познания раскрытие всеобщих атрибутов материи и законов ее бытия, форм проявления этих законов в развитии общества и человеческого познания.
Введение стр. 3
1. Понятие материи в Античном мире стр. 4
2. Материя – объективная реальность... стр. 6
3. Атрибуты материи: стр. 8
а) время стр. 9
б) пространство стр.10
в) движение стр. 11
г) развитие стр. 13
Заключение стр. 15
Список литературы стр. 16
М А Т Е
Р И Я
Содержание
Введение
1. Понятие материи в Античном мире
2. Материя – объективная реальность...
3. Атрибуты материи:
а) время
б) пространство
в) движение
г) развитие
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ.
Понятие материи занимает
особое место в системе научной философии,
научного знания вообще. Оно выражает
наше понимание сущности окружающего
мира и имеет, следовательно, предельный
характер, выступает в качестве последнего
объяснительного понятия науки, не выводимого
из каких-либо других более широких и общих
понятий. Хотелось бы еще отметить и то,
что диалектический материализм (я буду
придерживаться именно его) считает важнейшей
задачей познания раскрытие всеобщих
атрибутов материи и законов ее бытия,
форм проявления этих законов в развитии
общества и человеческого познания.
Понятие материи играет
важную роль непосредственно и в познании
мира. Взгляните, сущность реального мира,
есть нечто всеобщее, универсальное, содержащееся
во всем многообразии вещей и явлений
реального мира. А раз это нечто всеобщее,
следовательно оно представляет собой
некое единство и общность, лежащую в основе
этого многообразия. И что же может претендовать
на эту роль, на роль того, этого универсального,
что охватывает все и «растворяется» во
всем? Безусловно оно должно обладать
некими качествами и признаками, по которому
его можно было бы определить, и которые
несомненно должно присутствовать всем
вещам
объективного мира. Это признак, обладающий
абсолютной количественной и качественной
всеобщностью.
Интересно то, что ни одно
из свойств, обнаруженных частными науками,
не обладают подобной всеобщностью. А
значит, лишь философское мышление, опирающееся
на эмпирическую базу частных наук может
обнаружить искомую общность вещей.
И все-таки чем же важна эта
тема? Почему она актуальна? Ответ я думаю
лежит в самом понятии материи. Понятие
материи – ответ на вопрос о глубинной
сущности мира, его «первоначале» или
первооснове. Мир с позиций научного материализма,
- это материя в ее бесконечных проявлениях.
Понятие материи возникает прежде всего
с двумя потребностями: с потребностью
познания мира, и конечно же практической
деятельностью. Не имея научного объяснительного
понятия о сущности мира, человек не способен
решить вопрос о своей сущности, о своем
месте в этом мире. Бесконечный процесс
познания и практическая деятельность
неминуемо ставят его перед вопросом о
«первооснове» мира.
Итак, понятие материи
имеет глубокий смысл, который не теряет,
и не может потерять своей актуальности.
Оно выражает сущность диалектико-материалистической
концепции мира и подлежит дальнейшему
существенному развитию.
ПОНЯТИЕ
МАТЕРИИ В АНТИЧНОМ
МИРЕ.
Материализм древней
Греции получил своё классическое выражение
в философской системе Демокрита. Демокрит,
выдающийся материалист античности, создавал
свою систему взглядов в иное время, нежели
милетские философы, Гераклит и элеаты.
V век до н.э. – это век дальнейшего
упрочнения и расцвета античной рабовладельческой
демократии. В большинстве греческих городов
– государств, таких, как Афины, Агригент,
Милет, Эфес, усилились экономически и
политически новые слои рабовладельцев,
связанных с развитием ремёсел, торговли
и боровшихся против власти старой рабовладельческо-
Атомистическая теория
Левкиппа – Демокрита была закономерным
результатом развития предшествующей
философской мысли. В атомистической системе
Демокрита можно найти части основных
материалистических систем древней Греции
и древнего востока. Даже важнейшие принципы
– принцип сохранения бытия, принцип притяжения
подобного к подобному, само понимания
физического мира как возникшего из соединения
первоначал, зачатки этического учения
– всё это уже было заложено в философских
системах, предшествующих атомизму.
Однако предпосылками
атомистического учения и его философскими
истоками были не только «готовые» учения
и идеи, которые атомисты застали в свою
эпоху. Согласно Демокриту, Вселенная
– это движущаяся материя, атомы веществ
(бытие – to on, to den) и пустота (to unden, to meden);
последняя также реальна, как и бытие.
Вечно движущиеся атомы, соединяясь, создают
все вещи, их разъединение приводит к гибели
и разрушению последних.
Введение атомистами
понятия пустоты как небытия имело глубокое
философское значение. Категория небытия
дала возможность объяснять возникновение
и изменение вещей. Правда у Демокрита
бытие и небытие сосуществовали рядом,
раздельно: атомы были носителями множественности,
пустота же воплощала единство; в этом
была метафизичность теории.
Понятие пустоты привело
к понятию пространственной бесконечности.
Метафизическая черта древней атомистики
проявилась также в понимании этой бесконечности
как бесконечного количественного накапливания
или уменьшения, соединения или разъединения
постоянных «кирпичиков» бытия. Однако
это не значит, что Демокрит вообще отрицал
качественные превращения, наоборот, они
играли в его картине мира огромную роль.
Целые миры превращаются в другие. Превращаются
и отдельные вещи, ибо вечные атомы не
могут исчезать бесследно, они дают начало
новым вещам. Превращение происходит в
результате разрушения старого целого,
разъединения атомов, которые затем составляют
новое целое. Согласно Демокриту, атомы
неделимы (atomos—«неделимый»), они абсолютно
плотны и не имеют физических частей. Но
во всех телах они сочетаются так, что
между ними остается хотя бы минимальное
количество пустоты; от этих промежутков
между атомами зависит консистенция тел.
Сведение строения материи к элементарным
и качественно однородным физическим
единицам, чем «стихии», «четыре корня»
и отчасти даже «семена» Анаксагора, имело
в истории науки огромное значение.
Чем же отличаются атомы?
В одних местах речь идет только о различии
форм атомов, в других — также о различии
их порядка и положения. Однако понять
нетрудно: порядком и положением (поворотом)
могут различаться не единичные атомы,
а составные тела, или группы атомов, в
одном составном теле. Такие группы атомов
могут быть расположены вверх или вниз
(положение), а также в разном порядке (как
буквы НА и АН), что и видоизменяет тело,
делает его другим. Атомы различались
также величиной, от которой в свою очередь
зависела тяжесть. Демокрит был на пути
к этому понятию, признавая относительный
вес атомов, которые в зависимости от размеров
бывают тяжелее или легче. Так, например,
самыми легкими атомами он считал самые
мелкие и гладкие шаровидные атомы огня,
составляющие воздух, а также душу человека.
Атомы бесконечны в числе,
число конфигураций атомов так же бесконечно
(разнообразно), «так как нет основания,
почему бы они были скорее такими, чем
иными». Этот принцип («не более так, чем
иначе»), который иногда в литературе называется
принципом индифферентности или разновероятности,
характерен для демокритовского объяснения
Вселенной. С его помощью можно было обосновать
бесконечность движения, пространства
и времени. Согласно Демокриту, существование
бесчисленных атомных форм обусловливает
бесконечное разнообразие направлений
и скорости первичных движений атомов,
а это в свою очередь приводит к их встречам
и столкновениям. Таким образом, все мирообразование
детерминировано и является естественным
следствием вечного движения материи.
Атомистическая картина
мира представляется несложной, но она
грандиозна. Гипотеза об атомарном строении
вещества была самой научной по своим
принципам и самой убедительной из всех,
созданных философами ранее. Она «отметала»
самым решительным образом основную массу
религиозно-мифологических представлений
о надприродном мире, о вмешательстве
богов. Кроме того, картина движения атомов
в мировой пустоте, их столкновения и сцепления
— это простейшая модель причинного
взаимодействия. Детерминизм атомистов
стал антиподом платоновской телеологии.
Демокритовская картина мира — это уже
ярко выраженный материализм, такое философское
миропонимание было в условиях древности
максимально противоположно мифологическому
миропониманию. И хотелось бы еще отметить
слова Энгельса «...В многообразных формах
греческой философии – писал Энгельс,-
уже имеются в зародыше, в процессе возникновения,
почт все позднейшие типы мировоззрений.
Поэтому и теоретическое естествознание,
если оно хочет проследить историю возникновения
и развития своих теперешних общих положений,
вынужденно
возвращаться к грекам».
МАТЕРИЯ – ОБЪЕКТИВНАЯ
РЕАЛЬНОСТЬ...
Проблема определения сущности
материи весьма сложна. Сложность заключается
в высокой степени абстрактности самого
понятия материи, а также в многообразии
различных материальных объектов, форм
материи, ее свойств и взаимообусловленностей.
В связи с этим перед философией и другими
науками стоит множество вопросов: Что
такое материя? Как развивались представления
о ней? Как соотнести с понятием материи
бесконечное множество конкретных предметов,
вещей? Какими свойствами она обладает?
Вечна ли и бесконечна материя? Что является
причиной ее изменения? Какие виды материи
известны в настоящее время? Как осуществляется
взаимный переход одних видов материи
и форм ее движения в другие? На основе
каких законов это происходит? Наконец,
каким образом возникло такое свойство
материи, как сознание?
Обращая свое внимание на
окружающий нас мир, мы видим совокупность
разнообразных предметов, вещей. Эти предметы
обладают самыми различными
свойствами. Одни из них имеют большие
размеры, другие - меньшие, одни просты,
другие - более сложны, одни постигаемы
достаточно полно непосредственно чувственным
образом, для проникновения в сущность
других необходима абстрагирующая деятельность
нашего разума. Отличаются эти предметы
и по силе своего воздействия на наши органы
чувств. Однако при всей своей многочисленности
и разнообразии самые различные предметы
окружающего нас мира имеют один общий,
если так можно выразиться, знаменатель,
позволяющий объединить их понятием материи.
Это общее есть независимость всего многообразия
предметов от сознания людей. В то же время
это общее в бытии различных материальных
образований является предпосылкой единства
мира. Однако заметить общее в самых различных
предметах, явлениях, процессах -задача
далеко не простая. Для этого нужна
определенная система сложившихся знаний
и развитая способность к абстрагирующей
деятельности человеческого разума.
В.И. Ленин понимал материю,
как объективную реальность, данную нам
в ощущениях. Указание на ее(материю) познание
через ощущения, дано не спроста. Это признак
введен в марксистское определение материи
для того, чтобы отличить его от кантианского.
Кант также признавал объективную реальность,
но отрицал ее познаваемость.
Понятие объективной
реальности является синтезом двух понятий:
реальности и объективности. Не трудно
догадаться, что понятие реальность означает
действительное, невымышленное, существующее
в реальном мире, и поэтому, оно оказывается
тождественным с понятием существование
и бытие. Далее... по этот термин (реальность),
попадает сразу два «мощных» понятия –
это материя и сознание. Получается, что
понятие реальности оказывается более
широким, чем понятие материи, и следовательно
оно более содержательней, и глубиннее
понятия материи. А это означает, что оно,
а не материя, является последним объяснительным
понятием науки?!
Следует основательно разобраться в этом
вопросе. Да... в какой-то мере понятие существования
обладает большей общностью, нежели чем
понятие материи и сознания, т.к. признак
существования принадлежит им обоим. Однако
понятие существования отражает лишь
некоторую сторону материи и сознания
и не исчерпывает всеобщего содержания(сущности)
мира, обладаю таким образом, ограниченным
содержанием и ограниченной объяснительной
ценностью.
Рассмотрим понятие
объективности. Этот термин имеет объемное
содержание, и играет значительную роль
в философии. Марксизм определяет понятие
объективности, как «существующее до,
вне и независимо от нашего сознания».
Термины «до», «вне» и
«независимо», также имеют большой смысл
в сумме с «объективностью» и «реальностью»,
и они также важны в марксисткой философии.
Существующий «до», означает, что материя
существовала до сознания, а следовательно
указывается на один из главных атрибутов
материи, на ее бесконечность. «.Вне сознания»
- эта часть определения указывает нам
на то, что внешний мир не принадлежит
сознанию, не является содержанием сознания
. «Независимость от сознания» включает
себя два предыдущих, а следовательно
имеет более широкое значение. Оно означает,
что внешний мир не нуждается для своего
существования в
сознании считают материалисты (в отличии
от них, идеалисты же думают, что реально-существующие
вещи, лишь комплексы наших ощущений).
Нередко при рассмотрение
понятия материи возникает вопрос о его
(понятии) временности. То есть, может ли
понятие материи со временем устареть?
Попробуем разобраться в этом вопросе...
С момента введения понятия материи как
объективной реальности, предметом изучения
научной философии является не факт объективности
мира, внутреннее содержание объективно
– реального существования мира. Данное
содержание бесконечно, и неисчерпаемо.
Постоянный прогресс, развитие науки,
более глубокое и детальное изучение сторон
реальности не приводит к разрушению понятия
материи, а лишь обогащает его. Естественно,
понятие притерпивает изменение, но меняется
лишь форма данного понятия, суть же остается
неизменной. Материя – это бесконечный,
вечно развивающийся мир, а следовательно
говорить об устаревании понятия материи
будет просто нелепо, и безграмотно.
АТРИБУТЫ
МАТЕРИИ.
Мы
обычно считаем само собой разумеющейся
фразу: материя существует в пространстве
и времени. При этом невольно складывается
впечатление, что помимо различных материальных
объектов и систем в природе существует
еще пространство и время, как таковые,
в которые погружена материя. Они как бы
составляют внешний фон существования
и развертывания всех объектов и процессов.
Такой взгляд господствовал в течении
многих столетий в евклидовой геометрии,
классической физике и других науках.
С позиций научного материализма, который
основывается на данных частных наук,
пространство и время – не самостоятельные,
независимые от материи реальности, а
внутренние формы ее бытия. Диалектически
материализм преодолел прежнее механистическое
понимание этих двух типов реальности.
Понимание пространства
и времени как самостоятельных сущностей
обусловлено рядом причин. Прежде всего
тем, что они представляют собой всеобщие
формы бытия самых разнородных объектов,
а всеобщие формы, при их тщательном, детальном
изучении часто абстрагируются от материального
содержания, подвергаются некоторой идеализации
для выявления их общих черт. Зависимость
свойств пространства и времени от связей
и взаимодействий тел наиболее четко проявляются
не в сфере обыденного опыта, а при очень
больших скоростях движения, в микромире
и в мегамире, законы которых не являются
чувственно наглядными.
Пространство и время является
двумя противоположными, и в то же время
взаимодополняющими и взаимосвязанными
формами бытия. Сосуществуя в пространстве,
вещи могут существовать во времени, и,
наоборот, существуя во времени, веши образуют
пространственные структуры. Каждая из
основных форм бытия выступает, таким
образом, в качестве условия другой.
Прежде всего, пространство
и время могут быть определены через признаки,
хорошо известные нам из опыта. Пространство
– протяженность или сосуществование
вещей, а время, как длительность. Изначальный
смысл этих понятий известен нам из чувственного
опыта, восприятия, на уровне которого
эти фундаментальные формы бытия впервые
отображаются человеческим сознанием.
На данный момент, нам известно,
что пространство характеризуется тремя
измерениями, а время в свою очередь одним,
т.к. время может идти(течь), лишь от прошлого
к будущему. Одномерность времени связана
прежде всего с его однонаправленностью.
Оно течет лишь одном направлении... к будущему
(хотя вопрос о обратимости времени остается
еще не до конца рассмотренным).
Рассмотрим же взгляды
философов разного времени на вопрос о
понимании пространства:
Пространство как абсолютная
бесконечная протяженность, как пустота,
вмещающая в себя все тела и не зависящая
от них (Демокрит, Эпикур, Ньютон).
Пространство как форма
упорядочения комплексов ощущений и опытных
данных, установления между ними функциональных
зависимостей (Беркли, Мах, современный
позитивизм).
Пространство как важнейшая
форма бытия материи, зависящая от движения
и взаимодействия тел (Маркс, Энгельс,
Ленин).
На мой взгляд наиболее
глубоким по своему смыслу является определение
пространства, которое дает нам диалектический
материализм.
В понимании же времени
исторически существовали следующие основные
воззрения:
1) Время как длительность
существования и мера всеобщего изменения
материи, неотделимая от изменений (Аристотель,
Лукреций, Декарт, Гольбах, Дидро, Чернышевский).
2) Время как частная и
конечная форма проявления абсолютной
вечности, в которой пребывает бог или
абсолютный дух, как преходящая длительность
бытия всех материальных тел (Платон, Августин,
Гегель, неотомизм).
3)Время как форма упорядочения
комплексов ощущений и опытных данных
(Беркли, Юм, Мах).
4)Время как важнейшая
форма бытия материи, выражающая длительность
и последовательность изменений материи.
С современной точки
зрения, было бы неправильно разделять
мир на две самостоятельные реальности:
материю и пространство – время. Это противоречит
принципу материального единства мира.
Единственная субстанциальная реальность
в мире – движущаяся материя в ее бесконечно
разнообразных формах и проявлениях.
Свойства времени.
Из универсальных
свойств времени необходимо выделить
прежде всего его объективность и независимость
от человеческого сознания, нашей способности
воспринимать предшествующие и последующие
события. Время абсолютно как всеобщая
и всегда сохраняющаяся форма бытия материи,
проявляющаяся на всех структурных уровнях.
Его универсальным свойством является
также неразрывная связь с движением и
пространством. Также хотелось бы отметить
вечность времени, как очень важное свойство,
проявляющаяся как количественная и качественная
бесконечность его состояний, последовательно
сменяющих друг друга. Оно определяется
несотворимостью и неуничтожимостью материи,
ее бесконечными изменениями и переходами
из одних форм в другие. Вечность присуща
лишь всей природе в целом, каждая конкретная
форма материи существует конечное время.
Наличие качественных превращений материи
свидетельствует о том, что вечность –
это не просто неограниченная длительность
одного и того же однородного бытия мира
или без конца повторяющихся круговоротов,
а процесс переходов из одних состояний
в другие, возникновение в развитии новых
возможностей, не существующих раньше.
Вследствие этого, важнейшим свойством
времени является его нецикличность, неповторяемость.
Безусловно, всякому
бытию пребывающему во времени свойственна
определенная длительность. Так как, никакой
процесс в природе не происходит мгновенно,
он обязательно длится во времени, что
обусловлено конечностью скорости распространения
взаимодействий и изменения состояний.
Также всем понятно, что
прежде чем в будущем произойдет какое-либо
событие, ему должно предшествовать изменения,
которые его вызовут. В силу этого времени
присуща и определенная прерывность, характеризующая
периоды существования конкретных качественных
состояний. Заметим одно очень важное
свойство, если предмет исчезает как данное
качество, то не стоит думать что и материя
– его составляющая тоже исчезает - это
не так! Материя не уничтожается, а лишь
переходит из одного состояния в другое,
меняет свою форму, то есть продолжает
непрерывно существовать, и развиваться.
Важнейшими свойствами
материи являются его одномерность и необратимость.
Одномерность проявляется в том, что последовательность
временных изменений возможна лишь в виде
линейной последовательности, в отличие
от трехмерности возможных пространственных
перемещений тела.
Итак подведем же
итоги. Важнейшие свойства времени – это
объективность и абсолютность как формы
бытия материи, количественная и качественная
бесконечность, или вечность, неповторяемость,
длительность, необратимость, неразрывна
связь с движением, пространством и противоречивость,
или единство прерывности и непрерывности.
Эти свойства вытекают из важнейших атрибутов
материи и всеобщих законов ее движения.
Свойства пространства.
Пространство – всеобщая
форма бытия материи, выражающая структурность,
протяженность и сосуществование взаимодействующих
материальных объектов.
Оно проявляется через совокупность пространственных
свойств и отношений
конкретных материальных систем, каждая
из которых обладает определенной
структурой. Под протяженностью понимается
устойчивое сосуществование
взаимодействующих элементов в различных
системах.
Хотелось бы отметить
такую интересную особенность пространственно
– временных свойств. Гейзенберг рассматривал
пространство и время как субъективные
формы восприятия явлений. Он считал, что
если в опыте невозможно обнаружить точное
значение пространственно – временных
характеристик какой - либо частицы, то
следовательно она существует вне пространства
и времени. Но это кажется лишь на первый
взгляд, если рассмотреть эту проблему
глубже то мы можем утверждать, что вывод
Гейзенберга не правилен т.к. пространственно
– временные отношения
микрообъектов качественно отличаются
от отношений в области макромира.
Протяженность пространства
проявляется в любом многомерном пространстве
– на прямой линии, плоскости, в трехмерном
пространстве и в математических многомерных
пространствах. Хотя раньше протяженность
отождествлялась с евклидовым пространством
– это было совершенно неправильно ,т.к.
протяженность характеризует и свойства
любого другого пространства, в котором
естественно должны пребывать и взаимодействовать
между собой элементы (мы видим взаимосвязь
пространства и объектов находящихся
в нем). Если уж мы заговорили о пространстве,
то стоит упомянуть и время. Длительность
также нельзя отождествлять с ньютоновским
равномерно текущим, однородным временем.
Оно существует всюду, где имеется сохранение
состояния материи и последовательность
ее изменений.
К всеобщим свойствам
пространства относится также количественная
и качественная бесконечность, тесно связанная
с бесконечностью материи во всех ее проявлениях.
Итак, обобщая все сказанное
здесь о пространстве можно выделить следующие
наиболее важные универсальные свойства
пространства: объективность, противоречивость,
проявляющуюся в единстве абсолютного
и относительного, неразрывную связь с
движением и временем, зависимость его
свойств от различных связей и взаимодействия
материи.
Существующие трудности
с решением проблемы пространства и времени
для некоторых областей знания позволяют
предположить, что их решение , возможно,
связано с созданием физической теории,
более общей, чем теория относительности
и квантовая теория поля. При этом не исключена
возможность открытия какой-либо более
общей формы существования материи.
по отношению к которой пространственно-временная
форма явится одной из ее разновидностей.
В заключение можно с
уверенностью сказать, что развитие современной
физики полностью подтвердило правильность
диалектико-материалистической концепции
пространства и времени.
Движение.
Мы довольно глубоко
разобрали понятия пространства и времени,
но они этого недостаточно, для того, что
раскрыть способ существования материи.
Следует разобрать еще один важнейший
способ существования материи – движение.
Правильнее было бы разобрать понятие
развития материи, т.к. движение – абстрактная
сторона развития, а не самостоятельный
атрибут.
На основе развития частных
наук, анализа философских идей своих
предшественников создатели диалектико-материалистической
философии углубили понимание сущности
движения, его непрерывной связи с материей,
пространством и временем. Диалектический
материализм утверждает, что материя без
движения так же немыслима, как и движение
без материи.
С точки зрения научной
философии причины движения материи существуют
внутри нее, определяются ее внутренней
противоречивостью, наличием таких противоположностей,
как изменчивость и устойчивость, притяжение
и отталкивание, противоречием между старым
и новым, простым и сложным и т.д. Таким
образом, движение есть результат внутренней
активности материи, единство противоречий,
есть ее самодвижение. Раздвоение единого
на противоположности и борьба между ними
раскрывают источник самодвижения материи.
Движение является
предельным понятием и его как и другие
широкие понятия нельзя подвести под «ближайший
род».
Какое же определение
у этого важного свойства материи? Можно
привести два определения. Во – первых,
движение есть изменение вообще – так
определял движение Энгельс, но это определение
по его мнению не претендует на самое «правильное»,
он приводил его для наглядности. Во-вторых,
движение – это снятие абстрактного тождества
предмета с самим собой. Это уже более
строгое определение, и я думаю его стоит
разобрать. Данное определение довольно
глубоко выражает сущность движения, как
свойства материи. Заметим, что любая вещь
пребывает в движении, но двигаясь, она
до какого-то момента остается собой, и
в то же время непрерывно меняется, перестает
быть самой собой, тождественной себе
(на языке логики, это можно было бы изобразить
так А= не А). Вне такого непрерывного движения
вещь не существует и не может мыслиться.
Вы наверное согласитесь
со мной, что невозможно представить себе
организм вне непрерывного обмена веществ,
вне разрушения и восстановления живого,
вещества. Нельзя понять мысль иначе как
в движении. Все, абсолютно все подчинено
движению. И как полагается научная философия
опирается на объективную реальность,
и тем самым не может принять понятие абсолютного
покоя, это понятие в диалектическом
материализме является несостоятельным!
Понятие движения
можно также раскрыть через противопоставлению
покую. Но это не должно пониматься как
полное отрицание покоя (как говорилось
выше). Полное отрицание покоя, принятие
абсолютности движения не для научной
философии, оно свойственно для релятивизма,
- одной из форм метафизики. Такое отрицание
неминуемо приводит к отрицанию движения,
и более того, самого существования вещей.
Абсолютизация движения, доведенная до
полного отрицания покоя, приводит к тому,
что вещь, как носитель движения, растворяется
нами в чистом движении, что делает бессмысленным
само понятие движения.
Безусловно, покой
выступает как момент движения. Поэтому
диалектика рассматривает движение как
абсолютное, а покой относительное. Рассмотрим,
почему же? Покой относителен в двух смыслах.
Во-первых, в пределах каждого покоящегося
состояние происходят какие-либо изменения,
которые следовательно не являются покоем
(это хорошо можно проследить на примере
организма человека). Во-вторых, всякое
состояние покоя рано или поздно сменяется
новым состоянием относительного покоя.
Поскольку всякое
движение включает в себя моменты покоя,
но не сводится к нему, понятие движения
получает широкий и узкий смысл. В широком
смысле движение – целостный процесс,
включающий в себя моменты покоя и собственно
движения. Движение в узком смысле есть
движение «за вычетом» покоя.
Из всего сказанного
выше, можно сделать вывод о том, что материя
и движение неразрывно связаны. Нет материи
без движения, как и нет движения без материи.
Но эта связь с одной, и с другой стороны
«не одинакова». Движение является свойством
материи, является ее способом существования,
оно принадлежит материи, а не наоборот.
Взаимосвязь материи
и движения можно рассмотреть на следующем
примере, Всем известно, что движение существует
только как изменение чего-либо, некоторого
субстрата. Но только лишь мы отрываем
понятие движения от объекта, то движение
теряет смысл, ибо понятие было получено
на основе чувственного восприятия. Хотелось
бы привести слова Ленина, которые показывает
глубокую взаимосвязь материи и движения.
В мире нет ничего,
кроме движущейся материи, писал Ленин,
и эта последняя движется в пространстве
и времени.
Развитие.
Мы подошли к важнейшему
атрибуту материи – к развитию. Что же
представляет собой развитие? Развитие
есть движение от низшего к высшему, следовательно,
соотношение низшего и высшего составляет
основное содержание развития. Каждая
ступень развития материи обладает определенным
содержанием, т.е. совокупностью признаков,
понятых в самом широком смысле слова.
Рассмотрим же понятия высшего и низшего.
Взятое в предельно широком
плане, высшее характеризуется большей
содержательностью, большим богатством
содержания, чем низшее.
Развитие есть рост богатства
содержания предметов и явлений. Возникающее
в процессе развития новое содержание
есть не что иное, как новые качества, свойства,
отношения, сущность, законы и т.д. Можно
сделать вывод, что высшее есть единство
содержания, которое оно взяло у низшего,
плюс новое, полученное содержание. Мы
должны признать, что высшее содержит
в себе некоторое новое содержание, которое
в низшем явно отсутствует. Заметим, что
мы получаем парадокс – как у высшего
может
появиться новое содержание, отсутствующее
в низшем? И диалектический материализм
находит ответ на этот вопрос. Мы знаем,
что материя является вечной и неизменной,
а также научный материал дает нам знать
об основных неучтожимых потенциальных
возможностях материи. Отсюда следует,
что все основные ступени развития материи
содержатся в ней самой, в материи вообще.
Материя следовательно включает в себя
необходимость реализации основных способностей
в процессе своего развития, благодаря
которой развитие получает закономерный
характер. Такие рассуждение настораживают
нас, и невольно появляется вопрос – тогда
всё в мире предопределено?
Нет. Эта необходимость прослеживается
лишь тогда, когда мы рассматриваем развитие
материи в целом, в общем плане, не отвлекаясь
на частные возможности. Вот последние,
как раз в свою очередь зависят от условий
развития, и от конкретных обстоятельств.
Материя, с точки зрения диалектического
материализма, является не чем иным, как
бесконечной последовательностью конечных
ступеней развития, т.е. организована в
соответствии с принципом развития, который
благодаря своему существу исключает
ту абсолютную механистическую определенность
будущего
прошедшим.
Как известно, материя существует
в своих различных формах. И поскольку
основным свойством материи является
развитие, то все многообразие форм материи
организовано процессом этого же развития.
Развитие материи
применительно к ее основным формам –
физической, химической, биологической
и социальной – может быть выражено следующими
важнейшими идеями: возникновение высшего
из низшего, включения и сохранения низшего
в высшем, подчинение низшего к высшему
и к интегральной природы высшего.
Высшее возникает на
основе низшего, и может быть получено
только путем диалектического «выведения»
из низшего, такое выведение составляет
генетический план развития. Однако развитие
не сводится только к этому, развитие подразумевает
под собой не только смену одного содержания
другим. В то время как возникает высшее,
низшее не исчезает, его не вытесняет низшее
полностью, ибо в этом случае высшее не
имело бы опоры, фундамента для своего
существования, следовательно высшее
включает в себя низшее. При этом низшие
уровни, сохраняющие результаты
предшествующего развития, становятся
подчиненными, зависящими от высших,
занимают подчиненное место в структуре
высшего.
Данная, нами разобранная
концепция о соотношения низших и высших
уровней развития материи, рассматривается,
и я является общей основой философской
теории соотношения пограничных наук
– физики, химии, биологии, социологии.
Рассматривая характер
низшего, включенного в структуру высшего,
мы можем заметить тот факт, что низшее
полностью сохраняет свою общую природу
или сущность. Так, физическое, химическое
и т.д. включаясь в структуру боле высоких
ступеней развития, не престают быть самими
собой.
Развитие от низшего
к высшему, если рассматривать общие ступени
– физическую, химическую, биологическую
и социальную, происходит таким образом
не путем полной переделки природы низшего,
а посредством включения низшего в более
сложного целого.
Однако, сохраняя свою
общую природу, низшее включаясь в высшее,
существенно изменяется и поэтому качественно
отличается от того же явления «в свободном
виде», т.е. до возникновения высшего. Включаясь
в него, низшее оказывается в более благоприятных
условиях для своего усложнения и совершенствования,
и поэтому достигает большей сложности.
Таким образом, развитие основных форм
материи «отдает» противоречивостью:
лишь попадая под влияние высшего, низшее
достигает
наивысшую степень сложности.
В основе концепции развития
как круговорота лежит первоначальная
попытка представить прогрессивное изменение
как процесс, равномерно распределенный
во Вселенной, как некое мощнейшее движение
материи вперед. Поскольку этого найти
нельзя, постольку делается неправомерный
вывод о круговороте как сущности развития,
о редкости прогресса. Однако развитие
не есть случай, а всеобщий глобальный
процесс, связанный с самой сущностью
материального мира как бесконечного
целого.