Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:44, реферат
Яблоки падали на голову не только Ньютона, но почему именно он сформулировал закон всемирного тяготения? Он и до этого изучал тяготение и падение яблока , и это было не начальным , а завершающим моментом его раздумий .Обычный факт падения яблока был отправной точкой для открытия закона всемирного тяготения . Будем считать эмпирические факты, т.е. факты нашего чувственного опыта исходным пунктом развития естествознания . И этот факт стал научным.
Методы
и уровни научного познания
Уровни естественно-научного познания
Изучение естествознания нужно культурному человеку не только затем, чтобы обладать определенным объемом знаний, но и для понимания принципов мышления .
Яблоки падали на голову не только Ньютона, но почему именно он сформулировал закон всемирного тяготения? Он и до этого изучал тяготение и падение яблока , и это было не начальным , а завершающим моментом его раздумий .Обычный факт падения яблока был отправной точкой для открытия закона всемирного тяготения . Будем считать эмпирические факты, т.е. факты нашего чувственного опыта исходным пунктом развития естествознания . И этот факт стал научным.
Итак ,мы должны ждать падения новых яблок, чтобы определить действительно ли они падают всегда. Это уже можно назвать способом или методом исследования. Он называется наблюдением и в некоторых областях естествознания остается единственным и главным эмпирическим методом исследования .Однако в нашем случае нет нужды ждать падения яблок. Мы можем потрясти яблоню т.е. провести эксперимент, испытать объект исследования . Эксперимент -это' «вопрос», который мы задаем природе и ждем от нее ясного ответа . Чтобы вывести физический закон мало одних яблок. Нужно рассмотреть и другие тела, причем чем меньше они похожи друг на друга, тем лучше. Не над всеми телами можно провести эксперимент. Например, небесные светила можно только наблюдать. Различие в их поведении можно объяснить количеством силы, определяющей взаимодействие двух или нескольких тел.
В современной науке надо быть готовым к идеализированным экспериментам, т.е. мысленным экспериментам с применением идеализации, например, представления об идеально гладкой поверхности, идеально круглом шаре , с которых и началась физика Нового времени. Главная цель науки - выдвижение гипотез и теория как эмпирически подтвержденная, гипотеза.
Понятия играют в науке особую роль. Еще Аристотель писал, что, описывая сущность, на которую указывает термин , мы объясняем его значение.
Формирование понятий относится к теоретическому уровню исследований.
А.Эйнштейн писал , что ученые должны собирать неупорядоченные факты и своим творческим мышлением делать их связанными и понятными . Более того, его задача состоит в том, чтобы объяснить не только данный случай, а все связанные с ним явления, которые происходили или могут еще произойти.
На основании эмпирических исследований могут быть сделаны эмпирические обобщения. В науках, которые называют эмпирическими, или описательными, как, скажем, геология, эмпирические обобщения завершают исследование, в экспериментальных, теоретических науках это только начало. Чтобы двинуться дальше, нужно придумать удовлетворительную гипотезу, объясняющую (в нашем примере) падение тел. Самих по себе эмпирических фактов для этого недостаточно. Необходимо все предшествующее знание, в нашем случае- знание принципов механики, например представление о связи движения тела с приложением к нему силы. Действующей в направлении движения, т.е. знание трех законов механики, которые сформулировал тот же.
И.Ньютон
до закона всемирного тяготения.
На теоретическом уровне помимо эмпирических фактов требуются понятия, которые создаются заново или берутся из других разделов науки. В данном случае это понятия массы и силы , которые были для И.Ньютона основными при выведении законов механики. Эти понятия должны быть определены и представлены в краткой форме в виде слов(называемых в науке терминами) или знаков (в том числе математических), которые имеют каждый строго фиксированное значение.
Эмпирическое обобщение опирается на факты. При гипотезе принимается во внимание какой-нибудь один или несколько важных признаков явления и на основании только их строится представление о явлении, без внимания к другим его сторонам. Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов.
После выдвижения определенной гипотезы (научного предположения, объясняющего причины данной совокупности явлений) исследование опять возвращается на эмпирический уровень для ее проверки. Проверяются следствия, которые должны обладать двумя особенностями: быть новыми, полученными из данной, претендующей на статус теории гипотезы, и быть доступными эмпирической проверке. Если гипотеза выдерживает эмпирическую проверку, то она приобретает статус закона природы . Такое подтверждение носит название верификации. Фальсификация - это опровержение.
Эксперимент, который направлен на опровержение данной гипотезы, носит название решающего эксперимента.
Итак, естествознание изучает мир с целью творения законов его функционирования, как продуктов человеческой деятельности, отражающих периодически повторяющиеся факты действительности.
О практическом значении познания законов природы А.Пуанкаре пишет так: «...завоевания промышленности, обогатившие стольких практических людей , никогда не увидели бы света, если бы существовали только люди практики!.. Необходимо, следовательно, чтобы кто-то думал за тех, кто не любит думать; а так как последних чрезвычайно много, то необходимо, чтобы каждая из наших мыслей приносила пользу столь часто, сколь это возможно, и именно поэтому всякий закон будет тем более ценным, чем более он будет общим».
Совокупность нескольких законов, относящихся к одной области познания, называется теорией.
Итак,
наука строится из наблюдений, экспериментов,
гипотез, теорий и аргументации. Наука
в содержательном плане - это совокупность
эмпирических обобщений и теорий , подтверждаемых
наблюдением и экспериментом.
Индукция
Новые понятия,
величины, знаки
Новые наблюдения
Эксперименты
Учреждение образования
«Частный институт управления и предпринимательства»
Кафедра:
Экологии и производственных
технологий
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Основы естествознания
на тему: Методы и уровни
научного познания
Минск 2011