Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:52, контрольная работа
Мифы - это, прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших «золотое руно», Троянской войне и злоключениях Одиссея.
Введение 3
1 Миф и мифотворчество 4
1.1 Миф как простейшая форма познания 4
1.2 Принципы и традиции изучения мифотворчества 5
2 Современные мифы 7
2.1 Миф о космосе 7
2.2 Реклама – миф современности 8
Заключение 10
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Кубанский
государственный
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Философия
на тему:
Миф и мифотворчество
в современном мире
Выполнил: студент группы ЗЭс-10-014
Титаренко Анастасия Викторовна
Факультет МИППС
Специальность
080507
Краснодар 2011
Содержание
Введение
1 Миф
и мифотворчество
1.1 Миф
как простейшая форма познания
1.2 Принципы
и традиции изучения
2 Современные
мифы
2.1 Миф
о космосе
2.2 Реклама
– миф современности
Заключение
Список
литературы
Введение
Мифы - это, прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших «золотое руно», Троянской войне и злоключениях Одиссея.
Понятию «миф» невозможно дать одно единственное определение, поскольку миф всегда проявляется на множестве разных уровней бытия: индивидуальном, социальном, культурном.
Понятие мифа во многом контекстуально. Многое в его понимании зависит от того, каково его место в контексте, в какое смысловое поле оно включено, в какой понятийной системе функционирует и на какую познавательную цель ориентировано, отсюда и множество его характеристик, широта и противоречивость спектра его определений.
С
одной стороны, философия, психоанализ,
этнология, семиотика, раскрывают глубокий
смысл мифа; с другой стороны, в
социологической литературе и политической
публицистике слово «миф» означает массовую
иллюзию, идеологическую подделку, ложь,
выдаваемую за правду, и предлагается
освободить сознание от всех мифов.
1 Миф и мифотворчество
1.1 Миф как простейшая форма познания
Романтики в своем творчестве реализовывали тот немалый потенциал, который содержался в трактовках сущности мифа с позиций превалирования чувственно-образного над рационально-понятийным. Но в начале XIX в. еще не был исчерпан и потенциал просветительской рационалистической парадигмы в постижении сущности мифа. Она нашла свое продолжение в философии Гегеля и младогегельянцев.
Интерес Гегеля к античной мифологии сложился, по-видимому, еще в ранний период его творчества. Этому способствовала атмосфера, господствовавшая в Тюбингенском теологическом институте, где с 1788 по 1793 г. учился Гегель. В трудах представителей тюбингенской школы протестантской теологии были развиты традиции филологической критики библейских текстов (обнаружение противоречий между различными евангелиями; предположения о том, что самым ранним было евангелие от Марка, о позднем происхождении ряда посланий апостола Павла, особом месте евангелия от Иоанна, о роли стоицизма и эллинизированного иудаизма в формировании раннего христианства и др.). Кроме того, этому способствовало и увлечение Гегелем историей античного мира, его духовной культуры, античной философией, восторженная идеализация им целостности древнегреческого полиса и дохристианской "народной религии". "Народную религию" (т. е. мифологию, политеизм) как выразителя целостности нравственной жизни древнегреческого полиса Гегель противопоставлял христианству как религии, выражающей частные моральные позиции.
В отличие от романтиков Гегель встал на путь решительного отстаивания идеалов рационализма. Он развивал рационалистические идеалы до самой крайней их формы - панлогицизма. Если Ф. Шеллинг, друг молодости Гегеля, был ориентирован на чувственную интуицию как средство решения проблемы "тождества мышления и бытия", то Гегель предлагает решать эту проблему рационалистически - представив ее как логический вопрос о содержании и развитии категорий мышления, так как "только в понятии истина обладает стихией своего существования". К проблемам мифологии Гегель обращается, анализируя сферу Абсолютного духа, который, по его мнению, развивается от чувственного созерцания (искусство), к форме представления (религия), а далее - к понятийному мышлению (философия).
1.2 Принципы и традиции изучения мифотворчества
По сути, в трудах Дж. Вико были заложены основные принципы новоевропейской традиции изучения мифотворчества. Они во многом определили развитие мифологии как науки в XIX в. и даже в XX в. Эти принципы могут быть сформулированы следующим образом:
- принцип исторического подхода к мифологии, включая представление о периодическом возрождении мифологического сознания ходом истории;
-
принцип реализма, предполагающий
вьшедение сущности мифа из
общественно-исторических
-
принцип доминирования в мифе
художественно-образного,
Дж.
Вико как социальный мыслитель и
историк культуры намного опередил
свое время. В XVIII в. его идеи не были
должным образом оценены. Это
надолго ослабило творческий, идейный
потенциал исследовательских поисков
в области изучения мифотворчества. Только
в первой трети XIX в. учение Вико привлекло
к себе внимание французских историков
эпохи Реставрации и немецких романтиков,
которые с восторгом отнеслись к его идеям
и перенесли их на почву романтизма.
2 Современные мифы
2. 1 Мифы о космосе
Едва
ли не самую большую популярность
среди околонаучных мифов приобрел
в последние десятилетия миф
о сверхмогущественных
Как и многие другие околонаучные мифы, этот миф вырос на почве нерешенной научной проблемы — реальности существования внеземных цивилизаций. Мы никогда не видели и не исследовали ни одного внеземного живого организма и можем изучать явление жизни лишь единственном варианте — варианте земной жизни. Мы не располагаем надежными данными о существовании и количестве планетных систем вокруг других звезд. Мы не Знаем, как неживое превращается в живое. Наконец, нам неизвестно ни одного факта, который можно было бы считать научным подтверждением существования и деятельности внеземных цивилизаций.
Конечно, можно допустить, что где-то во Вселенной существуют цивилизации, достигшие очень высокого уровня развития. Не противоречит известным законам природы и предположение, что такая сверхцивилизация может незаметно влиять на существование какой-либо другой космической цивилизации, в том числе и земной, и даже оказывать воздействие на течение явлений в космических масштабах. Повторяю, сами по себе подобные гипотезы не содержат ничего антинаучного.
Однако предположения, хотя и не противоречащие научным данным, но абсолютно ничем, никакими фактами не подкрепленные, в лучшем случае могут рассматриваться лишь как научная фантастика. Возведение же научно-фантастических предположений в ранг научных истин является незаконным приемом, характерным для псевдонауки. Когда подобный прием применяется по отношению к фундаментальным проблемам бытия, это неизбежно ведет к выводам, мало чем отличающимся от религиозных представлений.
Если
же существование
2. 2 Реклама – миф современности
Мифы присутствуют в нашей повседневной жизни. Например, реклама - это тоже миф, миф о лучшей жизни (“изменим жизнь к лучшему” - пылесос), о том, чего не хватает человеку: “ успех ”(краска для волос), “уверенность в себе” (дезодорант), “секрет обольщения” (шампунь), “престиж” (одеколон), “какой удобный мир!” (автомобиль) и так далее. Перечислять можно очень долго. И абсолютно не важно, нужны ли нам рекламируемые товары. Для рекламодателя главное, чтобы человек поверил в “чудо-товар” и захотел приобрести его. Присваивая товару то или иное наименование - торговую марку - инициатор рекламного процесса стремится приблизить его к человеку, повысить его значимость для него.
Присвоение имен объектам изначально носит социальный характер и необходимо не просто для различения и узнавания объектов, а, прежде всего, для коммуникации с другими людьми. Неживые объекты в мифах имеют пол, имена. Анимизм - это очеловечивание окружающей среды, проявление социальной сущности человека, перенос на посторонние объекты его ориентации на конкретных живых или воображаемых людей, моделирование их отношений, оценок, переживаний. Подобное происходит и в сфере потребления, когда потребителям предлагается смотреть на брэнд как на человекоподобное существо, анализировать, как живое существо. Как зовут марку (имя), диапазон ее расширения и вариаций (родственники), как она выглядит (ее одежда), что она говорит (на своей упаковке, в рекламе), что говорят о ней другие (в пропагандистских статьях), что она делает (ее поведение) и какую репутацию имеет (характер и личность). Имя -с редство идентификации и дифференциации. Имя символически передает свойства, качества поименованного объекта. Но это - субъективно воспринимаемые свойства, имеющие мало общего с объективными характеристиками объекта. Как существенно различаются по воспринимаемым характеристикам - эмоциональным, символическим - названия Домик в деревне, Вкуснотеево , Белый город! А ведь объективные свойства продаваемых под данными торговыми марками молочных продуктов не имеют существенных различий. Субъективные различия носят, таким образом, вторичный характер и являются результатом рекламного воздействия.
Современные
формы мифотворчества функционируют,
прежде всего, в сфере массовой культуры,
тиражируемой массовой коммуникацией.
Эффективность того или иного искусственно
сконструированного мифа (т.е. выполнение
им прагматической функции) зависит, как
уже отмечалось, от эффективности выполнения
им социальных функций: ...Сообщения коммуникативно-предметного
поля должны не только поддерживать целесообразность,
но и соответствовать социальной функции
средств массовой коммуникации в обществе
- обеспечивать его устойчивость (т.е. любой
социальный миф должен быть ожидаемым...).
Миф в рекламе возникает и живет по тем
же психологическим законам, что и миф
в культуре.
Заключение
Потребность верить в миф отвечает стремлению возвратиться к детскому восприятию мира - с характерным для ребенка ожиданием чуда, подчинением разума чувствам, некритичностью и беззаботностью, смешением вымысла с реальностью. Чем рациональнее становится мир, тем сильнее проявляется в человеке стремление уйти в приятный мир мечты.