Миф и мифотворчество в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:52, контрольная работа

Описание

Мифы - это, прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших «золотое руно», Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Содержание

Введение 3
1 Миф и мифотворчество 4
1.1 Миф как простейшая форма познания 4
1.2 Принципы и традиции изучения мифотворчества 5
2 Современные мифы 7
2.1 Миф о космосе 7
2.2 Реклама – миф современности 8
Заключение 10
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 60.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Кубанский государственный технологический  университет 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине  Философия

на тему: Миф и мифотворчество в современном мире 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы ЗЭс-10-014

Титаренко Анастасия Викторовна

                                                         

Факультет МИППС

Специальность 080507 
 
 

                  
           
           
           
           
           
           
           
           

Краснодар 2011

Содержание 

Введение                                                                                                           3

1 Миф  и мифотворчество                                                                                4

1.1 Миф как простейшая форма познания                                                     4

1.2 Принципы  и традиции изучения мифотворчества                                 5

2 Современные мифы                                                                                      7

2.1 Миф  о космосе                                                                                           7

2.2 Реклама  – миф современности                                                                 8

Заключение                                                                                                   10

Список  литературы                                                                                        11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Мифы - это, прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о  сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших «золотое руно», Троянской войне и злоключениях Одиссея.

     Понятию «миф» невозможно дать одно единственное определение, поскольку миф всегда проявляется на множестве разных уровней бытия: индивидуальном, социальном, культурном.

     Понятие мифа во многом контекстуально. Многое в его понимании зависит от того, каково его место в контексте, в какое смысловое поле оно  включено, в какой понятийной системе  функционирует и на какую познавательную цель ориентировано, отсюда и множество его характеристик, широта и противоречивость спектра его определений.

     С одной стороны, философия, психоанализ, этнология, семиотика, раскрывают глубокий смысл мифа; с другой стороны, в  социологической литературе и политической публицистике слово «миф» означает массовую иллюзию, идеологическую подделку, ложь, выдаваемую за правду, и предлагается освободить сознание от всех мифов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Миф и мифотворчество

       1.1 Миф как простейшая форма познания

       Романтики в своем творчестве реализовывали  тот немалый потенциал, который  содержался в трактовках сущности мифа с позиций превалирования чувственно-образного  над рационально-понятийным. Но в  начале XIX в. еще не был исчерпан и  потенциал просветительской рационалистической парадигмы в постижении сущности мифа. Она нашла свое продолжение в философии Гегеля и младогегельянцев.

     Интерес Гегеля к античной мифологии сложился, по-видимому, еще в ранний период его творчества. Этому способствовала атмосфера, господствовавшая в Тюбингенском теологическом институте, где с 1788 по 1793 г. учился Гегель. В трудах представителей тюбингенской школы протестантской теологии были развиты традиции филологической критики библейских текстов (обнаружение противоречий между различными евангелиями; предположения о том, что самым ранним было евангелие от Марка, о позднем происхождении ряда посланий апостола Павла, особом месте евангелия от Иоанна, о роли стоицизма и эллинизированного иудаизма в формировании раннего христианства и др.). Кроме того, этому способствовало и увлечение Гегелем историей античного мира, его духовной культуры, античной философией, восторженная идеализация им целостности древнегреческого полиса и дохристианской "народной религии". "Народную религию" (т. е. мифологию, политеизм) как выразителя целостности нравственной жизни древнегреческого полиса Гегель противопоставлял христианству как религии, выражающей частные моральные позиции.

       В отличие от романтиков Гегель встал  на путь решительного отстаивания идеалов рационализма. Он развивал рационалистические идеалы до самой крайней их формы - панлогицизма. Если Ф. Шеллинг, друг молодости Гегеля, был ориентирован на чувственную интуицию как средство решения проблемы "тождества мышления и бытия", то Гегель предлагает решать эту проблему рационалистически - представив ее как логический вопрос о содержании и развитии категорий мышления, так как "только в понятии истина обладает стихией своего существования". К проблемам мифологии Гегель обращается, анализируя сферу Абсолютного духа, который, по его мнению, развивается от чувственного созерцания (искусство), к форме представления (религия), а далее - к понятийному мышлению (философия).

     1.2 Принципы и традиции изучения мифотворчества

       По  сути, в трудах Дж. Вико были заложены основные принципы новоевропейской традиции изучения мифотворчества. Они во многом определили развитие мифологии как науки в XIX в. и даже в XX в. Эти принципы могут быть сформулированы следующим образом:

       - принцип исторического подхода  к мифологии, включая представление о периодическом возрождении мифологического сознания ходом истории;

       - принцип реализма, предполагающий  вьшедение сущности мифа из  общественно-исторических условий  первобытности; 

       - принцип доминирования в мифе  художественно-образного, воображаемого, фантастического и бессознательного над рационально-логическим и сознательным.

       Дж. Вико как социальный мыслитель и  историк культуры намного опередил свое время. В XVIII в. его идеи не были должным образом оценены. Это  надолго ослабило творческий, идейный потенциал исследовательских поисков в области изучения мифотворчества. Только в первой трети XIX в. учение Вико привлекло к себе внимание французских историков эпохи Реставрации и немецких романтиков, которые с восторгом отнеслись к его идеям и перенесли их на почву романтизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Современные мифы

    2. 1 Мифы о космосе

    Едва  ли не самую большую популярность среди околонаучных мифов приобрел в последние десятилетия миф  о сверхмогущественных внеземных  цивилизациях. Наиболее «крайним» выражением этого мифа является утверждение о том, что некая космическая сверхцивилизация в свое время с неизвестной нам целью «посеяла» жизнь на Земле, а с появлением человечества незаметно следит за нашим существованием и даже незримо управляет нашими действиями.

    Как и многие другие околонаучные мифы, этот миф вырос на почве нерешенной научной проблемы — реальности существования  внеземных цивилизаций. Мы никогда  не видели и не исследовали ни одного внеземного живого организма и можем изучать явление жизни лишь единственном варианте — варианте земной жизни. Мы не располагаем надежными данными о существовании и количестве планетных систем вокруг других звезд. Мы не Знаем, как неживое превращается в живое. Наконец, нам неизвестно ни одного факта, который можно было бы считать научным подтверждением существования и деятельности внеземных цивилизаций.

    Конечно, можно допустить, что где-то во Вселенной  существуют цивилизации, достигшие  очень высокого уровня развития. Не противоречит известным законам природы и предположение, что такая сверхцивилизация может незаметно влиять на существование какой-либо другой космической цивилизации, в том числе и земной, и даже оказывать воздействие на течение явлений в космических масштабах. Повторяю, сами по себе подобные гипотезы не содержат ничего антинаучного.

    Однако  предположения, хотя и не противоречащие научным данным, но абсолютно ничем, никакими фактами не подкрепленные, в лучшем случае могут рассматриваться  лишь как научная фантастика. Возведение же научно-фантастических предположений в ранг научных истин является незаконным приемом, характерным для псевдонауки. Когда подобный прием применяется по отношению к фундаментальным проблемам бытия, это неизбежно ведет к выводам, мало чем отличающимся от религиозных представлений.

    Если  же существование сверхцивилизации, оказывающей влияние на нашу земную жизнь, было бы доказано, то нам пришлось бы пересмотреть многие научные и  философские представления о  мире и человечестве.

    2. 2 Реклама – миф современности

    Мифы  присутствуют в нашей повседневной жизни. Например, реклама - это тоже миф, миф о лучшей жизни (“изменим жизнь к лучшему” - пылесос), о  том, чего не хватает человеку: “  успех ”(краска для волос),  “уверенность в себе” (дезодорант), “секрет обольщения” (шампунь), “престиж” (одеколон), “какой удобный мир!” (автомобиль) и так далее. Перечислять можно очень долго. И абсолютно не важно, нужны ли нам рекламируемые товары. Для рекламодателя главное, чтобы человек поверил в “чудо-товар” и захотел приобрести его. Присваивая товару то или иное наименование - торговую марку - инициатор рекламного процесса стремится приблизить его к человеку, повысить его значимость для него.

    Присвоение  имен объектам изначально носит социальный характер и необходимо не просто для различения и узнавания объектов, а, прежде всего, для коммуникации с другими людьми. Неживые объекты в мифах имеют пол, имена. Анимизм - это очеловечивание окружающей среды, проявление социальной сущности человека, перенос на посторонние объекты его ориентации на конкретных живых или воображаемых людей, моделирование их отношений, оценок, переживаний. Подобное происходит и в сфере потребления, когда потребителям предлагается смотреть на брэнд как на человекоподобное существо, анализировать, как живое существо. Как зовут марку (имя), диапазон ее расширения и вариаций (родственники), как она выглядит (ее одежда), что она говорит (на своей упаковке, в рекламе), что говорят о ней другие (в пропагандистских статьях), что она делает (ее поведение) и какую репутацию имеет (характер и личность). Имя -с редство идентификации и дифференциации. Имя символически передает свойства, качества поименованного объекта. Но это - субъективно воспринимаемые свойства, имеющие мало общего с объективными характеристиками объекта. Как существенно различаются по воспринимаемым характеристикам - эмоциональным, символическим - названия Домик в деревне, Вкуснотеево , Белый город! А ведь объективные свойства продаваемых под данными торговыми марками молочных продуктов не имеют существенных различий. Субъективные различия носят, таким образом, вторичный характер и являются результатом рекламного воздействия.

    Современные формы мифотворчества функционируют, прежде всего, в сфере массовой культуры, тиражируемой массовой коммуникацией. Эффективность того или иного искусственно сконструированного мифа (т.е. выполнение им прагматической функции) зависит, как уже отмечалось, от эффективности выполнения им социальных функций: ...Сообщения коммуникативно-предметного поля должны не только поддерживать целесообразность, но и соответствовать социальной функции средств массовой коммуникации в обществе - обеспечивать его устойчивость (т.е. любой социальный миф должен быть ожидаемым...). Миф в рекламе возникает и живет по тем же психологическим законам, что и миф в культуре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Потребность верить в миф отвечает стремлению возвратиться к детскому восприятию мира - с характерным для ребенка  ожиданием чуда, подчинением разума чувствам, некритичностью и беззаботностью, смешением вымысла с реальностью. Чем рациональнее становится мир, тем сильнее проявляется в человеке стремление уйти в приятный мир мечты.

Информация о работе Миф и мифотворчество в современном мире