Мифологическое мировозрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:04, доклад

Описание

Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится считают такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях. Миф – священное придание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том, как устроен мир. Мифология – самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами.

Работа состоит из  1 файл

мифологическое мировоззрение.docx

— 23.04 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

« БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

 

Кафедра «Философия, история и политология  »

Доклад на тему:

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

 

 

 

 

 

Гомель, 2012

 

Мифологическим  мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится считают такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях. Миф – священное придание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том, как устроен мир. Мифология – самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами.

Содержание  мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный "надежный" опыт осмысления действительности множества поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.

Одна  из особенностей мифа, безошибочно  отличающая его от науки, заключается  в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения, хотя для некоторых отдельных  народов или людей мифологическое сознание существует и сейчас.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой  ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы  как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение  наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии  составляли космологические мифы, посвященные  устройству природы. Вместе с тем, большое  внимание в мифах уделялось различным  стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его  жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании  огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Известный английский этнограф Б. Малиновский  отмечал, что миф, как он существовал  в первобытной общине, то есть в  его живой первозданной форме  – это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это  не интеллектуальное упражнение или  художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит  в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного  типа верований и поведения.

Таким образом, миф – это не первоначальная форма  знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы  и коллективной жизни. В мифе как  наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания. Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, отдельное от его внутреннего мира. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.

Мифологическое  мироощущение выражалось не только в  повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд  в древних культурах составляли известное единство - мировоззренческое, функциональное, структурное, являя  собой как бы два аспекта первобытной  культуры - словесный и действенный, "теоретический" и "практический".

Основным  принципом решения мировоззренческих  вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.

Так, в  знаменитой «Теогонии» Гесиода и  в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера – наиболее полном собрании древнегреческих  мифов – процесс творения мира представлялся следующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь – Эрос.

Безграничный  Хаос породил Мрак – Эреба и  темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное  голубое Небо – Урана, и раскинулось  Небо над Землей. Гордо поднялись  к нему высокие Горы, рожденные  Землей, и широко разлилось вечно  шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены  матерью Землей. Дальнейшая история  порождения мира связана с браком Земли и Урана – Неба и их потомков. Аналогичные схемы присутствует в мифологии многих народов мира.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта  – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью  мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь  поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифология играла огромную роль в жизни людей  на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему  ценностей, поддерживали и санкционировали  определенные нормы поведения. И  в этом смысле они были важными  стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая  роль мифологии. Главное значение мифов  состоит в том, что они устанавливали  гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом  и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы

  1. Что такое миф?
  2. Что такое мифологическое мировоззрение?
  3. Что исторически является первой формой  мировоззрения?
  4. Какие 2 аспекта совмещает в себе миф?
  5. В чём состоит главное значение мифов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

  1. Сайт: http://www.philosophyday.ru/philos-853-1.html
  2. Сайт:  http://1doklad.ru/index.php

 

 

 


Информация о работе Мифологическое мировозрение