Мир как совокупная реальность, его единство и многообразие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 07:34, контрольная работа

Описание

Наша жизнедеятельность опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы обычно принимаем без особых сомнений и рассуждений. Самая первая и самая универсальная среди них — естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется «здесь» и «теперь», иными словами, что он наличествует, существует. Люди столь же естественным образом рассчитывают и на то, что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое, пребывает, являет себя во многих измерениях и данностях.

Содержание

1. Мир как совокупная реальность, его единство и многообразие. Стр. 3

2. Чувственное познание и его элементы. Рациональное познание
и его формы. Взаимосвязь чувственного и рационального познания. Стр. 6
3. Список литературы Стр. 9

Работа состоит из  1 файл

Контрольная философия.docx

— 32.49 Кб (Скачать документ)

В представлении теряется непосредственность отражения и формируются образы предметов на основе припоминания или продуктивного воображения. Как и восприятие, представление неотделимо от индивидуального субъекта и ограничено его возможностями. Но если восприятия противостоят лишь наличному данному, настоящему, то представления соотносятся и с настоящим, и с будущим, и с прошлым. Кроме того, в отличие от восприятий представления могут обобщать сходные черты предметов, одеваясь в языковую оболочку, но оставаясь, тем не менее, формой чувственного отражения в виде наглядно-образного знания, фиксирующего внешние стороны предметов.

Процесс отражения  в рациональных формах называется мышлением. Отправляясь от чувственного опыта, мышление преобразует его, дает возможность получить знания о таких отношениях в объективном мире, которые недоступны чувственному восприятию.

Важнейшей формой мышления является понятие. В нем концентрируется отображение существенных признаков предметов. Содержание понятия прямо или косвенно строится на основе представлений. При этом признаки предметов, данные в представлении слитно и нерасчлененно, в понятии подвергаются анализу и фиксируются как расчлененные с выделением существенных среди них. Единый чувственный образ как бы препарируется и преобразуется с определенной точки зрения. Например, в житейской практике можно иметь представление о треугольнике, которое, в частности, даст возможность отличить предметы треугольной формы от предметов других геометрических форм. Но уже в курсе школьной геометрии, на уровне понятия знание о нем предстает совершенно иным – расчлененным и упорядоченным в своих компонентах.

Образование понятия  – процесс рефлексивный. Рефлексия – существенное свойство сознания, состоящее в осмыслении и осознании его собственных форм и предпосылок. Понять нечто в окружающем мире – это значит не просто зеркально отразить его в своем сознании, но и «пропустить через усвоенные ценности, нормы, идеалы, накопленный опыт, преломить через призму стоящих задач. Поэтому возникновение, развитие и существование понятий связаны с анализом, критикой, оценкой и преобразованием хода познавательного процесса и его результатов.

Если с помощью  понятия отражается совокупность существенных признаков предмета, то при посредстве суждения раскрывается какая-то одна из его сторон, выражается наличие (отсутствие) в нем какого-то признака. При этом данный признак может быть как существенным, так и несущественным. Например, в понятии «изобретение» мыслятся такие существенные признаки, как «техническое решение задачи», «результат, обладающий новизной», «результат, обладающий производственной применимостью», и не обязательно мыслятся несущественные признаки, выраженные словами «процесс, сопровождаемый научными исследованиями» или «результат научно-технического творчества группы лиц».

В суждениях же «Изобретение есть техническое решение задачи», «Изобретение сопровождается тщательными  научными исследованиями» и других указывается на связь предмета мысли  с одним из его многочисленных признаков. Причем в первом суждении выражена связь предмета с одним  из существенных признаков, а во втором – с одним из несущественных (может оказаться, что такая связь отсутствует вовсе и данная мысль является ложной).

Как и понятие, всякое суждение содержит в себе элемент  рефлективности. Судить о чем-либо –  значит не только указать на принадлежность или не принадлежность признака предмету, но и выразить свое отношение к  содержанию высказанной мысли в  форме знания, убеждения, сомнения, веры. Это отношение либо подразумевается, либо явно выражается с помощью различного рода оценочных предикатов «истинно», «ложно», «необходимо», «возможно», «хорошо», «плохо», «допустимо», «запрещено», «правильно»  и др. Любое знание человека можно  подвести под такой предикат как  критерий оценки.

В процессе познания отдельные суждения связываются  между собой и преобразуются  по особым правилам. Так рождается  новое знание без непосредственной опоры на органы чувств. Форма мышления, посредством которой на основании  одного или более известных суждений получается новое суждение, называется умозаключением. Значительная часть положений современной науки добывается выводным путем, т.е. способом умозаключений.

Действительный  процесс познания осуществляется при  взаимопроникновении чувственных  и рациональных форм. Чувственное  и рациональное оказываются сторонами  единого процесса. Выделение и  рассмотрение их по отдельности возможны благодаря абстрагирующей силе человеческом разума. Конечно, бывает непросто связать  любое понятие (например, мнимое число  в математике) с наглядным образом. Однако изучение формирования понятий  и выработка взгляда на них  как на абстракции от абстракций дают основание заключить, что такая  связь безусловно имеется. С другой стороны, любой наглядный образ  «нагружен» мысленным содержанием. Иное дело, что в одних случаях (например, в науке) преобладает рациональный компонент, в других же (например, в  искусстве) – чувственный.

Связь чувственного и рационального имеет характер взаимообусловленности: не только рациональное зависит от чувственного и формируется  на его основе, но и наоборот –  чувственное предопределяется рациональным, как бы выполняет его установки. Как отмечал известный русский  физиолог И.М.Сеченов, «мы слушаем, а не слышим, смотрим, а не только видим». В этом (но не только в этом) проявляется одна из важнейших особенностей отражательного процесса – его активность.

Вопрос о соотношении  чувственного и рационального был  предметом оживленных дискуссий  между представителями различных  философских школ. Сенсуалисты, в  особенности Гассенди, Гоббс, Локк, утверждали, что главной и определяющей формой достоверного познания является чувственность и что деятельностью  органов чувств можно объяснить  все содержание человеческого сознания. Им возражали рационалисты, считавшие  основой познания и поведения  людей разум. К основному тезису сенсуализма «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»  Лейбниц, один из главных представителей рационализма, добавил: «Кроме самого разума». Тем самым он отвел разуму роль единственного источника знаний и критерия их истинности.

Слабость сенсуализма  – в неспособности удовлетворительно объяснить природу теоретического уровня познания. Сенсуалисты, например, заходили в тупик при истолковании природы математических понятий, логических правил вывода и т.д. Но и рационалисты столкнулись с иной, хотя и не менее серьезной трудностью – дать непротиворечивое объяснение объективному характеру знания, наличию частного, случайном в нем.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Арефьева Г.С. Философия  - М.: Политиздат, 1989г. 

2. Арлычев И.Л. Проблема процесса познания в философии и науке. // Вопросы философии - 1999 - № 3.

3. Гилье Н. История философии – М.: ВЛАДОС,2000г.

4. Гуревич П.С. Основы философии – М.: Гардарики, 2000г.

5. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М. - 1980.

 

6. Митюгов В.В. Познание и вера. // Вопросы философии - 1996 - №

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Мир как совокупная реальность, его единство и многообразие