Мировоззренческая функция философии в управленческой деятельности военных кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:32, курсовая работа

Описание

Мировоззренческая функция философии направляет практическую и теоретическую деятельность военных кадров в решении задач национальной безопасности. Философия создает определенный образ человека и мира, анализирует систему ценностей и интересов, активно участвует в формировании цели управления. Смысложизненные проблемы возникают в любой сфере деятельности, но особо значимы они для военной сферы - ведь военный человек решает задачи, поставленные государством, в условиях постоянного риска для собственной жизни. Военная профессия требует от человека полной самоотдачи, способности к самопожертвованию во имя интересов государства, высокой духовности и четкой жизненной позиции.

Содержание

Введение 4
Мировоззренческие функции философии 4
Роль мировоззренческой функции философии в военном управлении 13
Заключение 22
Литература 23

Работа состоит из  1 файл

ref_phil.docx

— 51.74 Кб (Скачать документ)

Кроме того, следует иметь в виду, что многие проблемы, с которыми сталкивается военнослужащий, имеют не внешний, а  внутренний источник. Человек часто  "мучается не от того, что не может справиться с внешними проблемами, а от того, что не может справиться с самим собой, со своими мыслями, со своим сознанием. Поэтому и решение внешних проблем дается ему с таким трудом" [12]. Следовательно, военный профессионал должен в совершенстве владеть методологией самоанализа, управления своими психическими и духовными состояниями.

В-пятых, в качестве регулятора деятельности человека и его поведения выступает бессознательное.

Долгое  время философы рассматривали человека как существо исключительно рациональное. Предполагалось, что его поведение, деятельность и само бытие обусловлены  исключительно разумом, интеллектом. Но оказалось, что сознание человека составляет незначительный фрагмент человеческой субъективности. По утверждению Зигмунда Фрейда (1856-1939) лишь малая часть человеческой души освещена светом сознания. Основной же массив психической деятельности остается неосознанным.

Грань между  осознанным и неосознанным весьма подвижна: то, что раньше было неосознанным, может  осознаваться, а то, что было предметом  пристального внимания со стороны разума, может уходить в тень. Свои эмоции, интуитивные догадки человек  со временем может осмыслить, разобраться  в мотивах своих иногда недостаточно обдуманных поступков. Наоборот, с формированием  "автоматизмов" происходит перевод их в сферу неосознанного (выработка навыков выполнения строевых приемов, заряжания и разряжания оружия, использования средств защиты и т.п.). Сказанное не означает, что в случае неосознанных актов человек не получает из внешнего мира необходимой информации. Просто она не осознается, обрабатываясь и используясь на самых различных уровнях центральной нервной системы, включая подкорку и спинной мозг.

Именно  философия помогает узнать о природе  бессознательного (следует признать, что мы крайне мало знаем о себе и о глубинных пластах своей  собственной психики), его содержании и функциях, понять место и роль неосознанного в военной практике, дает возможность учесть фактор неосознанного в процессе планирования боевой деятельности.

Чтобы адекватно  оценить влияние философии на военно-практическую деятельность, следует  обратить внимание на человека как  субъекта этой деятельности. Понимание необычайной сложности человека всегда было присуще религиозной и философской мысли. Еще в рамках иудео-христианской традиции выделялись три части человека как целостного феномена: дух, душа и тело. Проиллюстрируем эту мысль с точки зрения рассматриваемых нами проблем.

Дух - это сфера ценностей и идеалов неутилитарного характера. В духе человек поднимается до определения и уяснения высших ценностей, мысленно освобождаясь от рутины повседневности. Результатом духовного поиска является формирование принципов, которые человек считает незыблемыми и во имя которых он порой готов пожертвовать своей жизнью. Широко известны слова генерала Д.М.Карбышева (1880-1945), погибшего в фашистских застенках, но не изменившего своей Родине: "Принципы не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе". Многие теоретики и практики военного дела склонны рассматривать зависимость хода и исхода войны от состояния духа противоборствующих сторон в качестве одного из объективных законов войны. Вот, например, что говорил выдающийся русский философ Иван Александрович Ильин (1883-1954) о роли мировоззренческой, духовной составляющей военного дела: "Военное воспитание, оторванное от чувства духовного достоинства, есть воспитание к систематическому и беспринципному убийству, но это уже не воспитание души, а ее нравственное умерщвление и духовное извращение. Именно поэтому военная подготовка нелепа и гибельна вне духовного воспитания человека... воин вне духовного самоутверждения есть реальная опасность для своей Родины и своего государства" [13].

Душа - это сфера непосредственных переживаний, впечатлений, мыслей человека. Душа более подвержена колебаниям, более подвижна и противоречива чем дух. Действия воина и воинских коллективов протекают в сложнейших условиях: непосредственная угроза для жизни и существования субъектов военной практики; груз психологической ответственности, особая "цена" ошибок на поле боя; "злонамеренность" противника; динамизм обстановки и пр. В этих условиях многое зависит от "душевного состояния" человека на войне. Военный профессионал в самой сложной обстановке должен уметь владеть собой, контролировать свои мысли, чувства, состояния. Вера в свои силы, возможности, в правоту дела, которому воин служит, позволяют ему творить подлинные чудеса, и тому мы можем найти огромное число подтверждений в истории войн и военного искусства: от трехсот спартанцев царя Леонида, вставших на пути персидской армии Ксеркса, до двадцати восьми героев-панфиловцев, преградивших путь фашистским танкам на Москву. Целенаправленная работа над психикой, сознанием воинов и воинских коллективов, сохранение психического здоровья военнослужащих - одно из главных направлений деятельности командиров и начальников, а ее методологической основой выступают, прежде всего, философское учение о сознании, философская антропология.

Тело - это материально-вещественная сторона человека. Телесные характеристики воина оказывают существенное влияние на эффективность и качество его боевой деятельности.

Именно  философия помогает решить проблему взаимной зависимости духовного, душевного и телесного начал в человеке. В истории философской мысли эта проблема обычно формулируется как вопрос о соотношении духа и тела. Вполне очевидно, что субъектом военно-практической деятельности выступает не бесплотный (бестелесный) дух и не само по себе тело (биологический организм). В качестве такового субъекта следует рассматривать человека в единстве его духовной, душевной и физической сторон. Отсюда вытекает идея комплексного (интегрального) подхода к процессу обучения и воспитания личного состава.

Военнослужащий  - это человек, который должен убивать других людей по приказу государства, во имя государства, делать это максимально эффективно, используя специально разработанные для этой цели технологии, и готовый умереть, выполняя поставленные перед ним задачи. Но отечественная военно-философская мысль всегда исходила из того, что воин - это не механизм для убийства, а гражданин, патриот своей Родины, живущий одной жизнью со своим народом и выполняющий нелегкую работу во имя его будущего.

Таким образом, из трех обозначенных нами структур человека две (душа и дух) испытывают непосредственное воздействие со стороны философии, а третья (тело) - опосредованное.

Заключение

Логика  развития мировых военно-политических процессов, актуализация задач обеспечения  военной безопасности России объективно требуют обсуждения вопроса о  месте и роли философии применительно  как к области военной деятельности в целом, так и в сфере военного управления в частности.

Реализуя  свои функции, в частности мировоззренческую, философия во многом предопределяет направленность, эффективность, творческий характер военного управления. Мировоззрение есть общая картина мира, т.е. более или менее сложная и систематизированная совокупность образов, представлений и понятий, в которой и через которую осознают мир в его целостности и единстве, а также (что самое главное) положение в этом мироздании такой его важнейшей (для нас) части, как человечество; основной вопрос мировоззрения - это вопрос о взаимоотношении "мы" (части) и "оно" (целого)

Важным  источником мировоззрения и его  проблем является бытие индивида, осмысление им своего существования, перспектив своего бытия. Сегодня когда неизмеримо возрастает цена ошибок и мера ответственности  на всех уровнях военного управления, будущее за офицерами, способными в  рамках своих должностных обязанностей видеть ситуацию выбора, осуществлять этот выбор со знанием дела и готовыми взять на себя ответственность за последствия этого выбора.

 

Литература

  1. Бердяев Н.А. "Самопознание". М., 1990.
  2. Бердяев Н.А. "Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения" // "Философия свободного духа". М., 1994.
  3. Соловьев В.С. "Несколько слов о настоящей задаче философии" // "Сочинения в двух томах". Т. 1. М., 1989.
  4. Соловьев В.С. "Исторические дела философии" // "Вопросы философии", 1988, №8.
  5. Швейцер А. "Культура и этика". М, 1973.
  6. Новгородцев П.И. "Об общественном идеале". М., 1991.
  7. Яковлев В.П. "К специфике философии" // "Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Общественные науки". Ростов-на-Дону, 1976. №1.
  8. Ильенков Э.В. "Об идолах и идеалах". М., 1968.
  9. Кузнецова Н.И., Розов М.А. Сознание и проблема человека // Философия. Материалы для выполнения учебных заданий по авторизованному курсу / Новосибирский гуманит. институт - Новосибирск, 1996.
  10. Балабушевич В.Ю., Гурский А.И. Методологическая культура офицера и проблемы ее формирования в высшей военной школе // Вестник Академии военных наук. - 2005. - № 1 (10).
  11. Кант И. О педагогике // Трактаты и письма. - М., 1980.
  12. Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам ХХ века: Курс лекций для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей вузов. - М., 1998.
  13. Ильин И.А. О сущности правосознания. - М., 1993.
  14. Попков М.Г. Философия управления: анализ теоретико-методологических проблем: монография / М.Г.Попков; под общ. ред. Б.Ф.Сорокина. - Орёл: Академия ФСО России, 2010

Информация о работе Мировоззренческая функция философии в управленческой деятельности военных кадров