Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:43, реферат
Древний Восток был родиной великих культур, которые вырвали человека из первобытного мифа, но не преодолели мифологического способа отношения человека к миру. Мир восточной культуры – это по-прежнему мир космоса, в котором человек только маленькая частица, но восточные верования занимают как бы промежуточное положение между мифом и религией, то есть миф здесь поставлен на службу государства, следовательно, преодолен настолько, насколько это требует административно-государственный порядок
1. Мировоззренческие
основа культуры Древнего Востока.
Древная философия представлена верой в следовании какому-либо учению, нирвана, поддержка принятых позиций, системами йога, буддизм.
Древний Восток был
родиной великих культур, которые
вырвали человека из первобытного мифа,
но не преодолели мифологического способа
отношения человека к миру. Мир восточной
культуры – это по-прежнему мир космоса,
в котором человек только маленькая частица,
но восточные верования занимают как бы
промежуточное положение между мифом
и религией, то есть миф здесь поставлен
на службу государства, следовательно,
преодолен настолько, насколько это требует
административно-
2.Буддизм.
Буддизм — религиозно-философск
Сами последователи этого Учения называли его «Дхармой» (Закон, Учение). Считается, что это древнейшая мировая религия, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. Философия буддизма учит о существовании двух родов бытия: перевоплощений живых существ, идеальное состояние отрешенности, потеря чувства "я".
Вся жизнь согласно учению Будды, это страдание.
Суть учения:
1. Жизнь есть страдание.
2. Причина страдания – желания и привязанности.
3. Чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания и привязанности.
4. Существует путь из 8 ступеней, внутреннего самопреобразования. На вершине этого пути нирвана.
Нирвана – внутреннее состояние, где угасают все чувства и привязанности, а вместе с ними открывающийся человеку мир, то есть на вершине буддийской мудрости свобода обернулась отказом от жизни как таковой, полным отрицанием бытия. Буддизм ближе всех стоит к религии, так как обращается не только к злым делам, но и помыслам. Распространяется не только на поступки, но и внутреннюю мотивацию (сродни христианству). I в. до н.э. – новые варианты буддизма, которые в качестве этического идеала берут не аскета, а святого, который дал обет не покидать мир до тех пор, пока последняя пылинка не достигнет нирваны.
Понятие нирвана занимает, пожалуй, центральное место во всей буддийской философии, оно не получило в ней точного определения, и в буддийской литературе встречаются разные его понимания. Нирвана означает удел всего живущего.
Буддизм учит, что под влиянием поступков человека его бытие постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость. Таков закон кармы.
Этот закон составляет механизм «колесо жизни». Гнев, неведение и вожделение не дают ему возможности вырваться из «колеса жизни». Привязанность приводит к вхождению в существование, следствием чего является рождение. А всякое рождение неизбежно влечёт за собой старость и смерть.
Каждая мысль, каждое
слово и дело оставляют свой кармический
след, который приводит человека к следующему
воплощению. Цель буддиста — жить так,
чтобы как можно меньше оставлять кармических
следов. Это значит, что он не должен зависеть
от желаний и привязанности к объектам
желаний. Высшую цель жизни буддизм видит
в освобождении от кармы и выходе из круга
сансары. Такое состояние человека, достигшего
освобождения, в буддизме называется нирваной.
Люди, поверхностно знакомые с буддизмом,
считают, что нирвана — это смерть. Но
это не так. Нирвана — это угасание обычных
желаний и страстей. Это не смерть, а жизнь,
только в ином качестве, жизнь совершенного,
свободного духа.
3.Конфуцианство
С самого возникновения конфуцианство, выражая интересы части господствовавшего класса . Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе. Конфуцианство считалось всеобщим законом справедливости.
Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие гуманность как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Философия древнего востока конфуцианство . Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») — норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д.
Конфуцианство уделяло
большое внимание вопросам т. н. гуманного
управления, опираясь на идею обожествления
власти правителя, существовавшую до конфуцианства,
но им развитую и обоснованную. Считая,
что «управлять — значит исправлять».
4.Йога.
Философия йоги
делает акцент на исследовании психологических
категорий и практическое психологическое
обучении.
5. Представители учения.
Первые политические категории и понятия, появившись в философско-этической форме, заложили фундамент собственно теоретического обоснования государства и политики. В произведениях Конфуция ("Суждения и беседы"), Платона ("Государство", "Политик"), Аристотеля ("Политика", "Этика") политическая наука понималась как учение о высшем благе человека и государства, о лучшем государственном устройстве.
Взгляды Конфуция (ок. 551 —479 до н.э.) изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей.
Конфуций высоко ценил благо гражданского мира, отвергал бунты и борьбу за власть, был сторонником ненасильственных методов правления, призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели.
Основными политологическими произведениями Платона (427 — 347 до н.э.) являются трактаты "Государство", "Законы", диалог "Политик".
Политика, по Платону, есть царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Политика возникает тогда, когда в обществе появляется необходимость регулирования взаимоотношений между людьми. С одной стороны, политика — это "единое знание" о том, как нужно управлять обществом, с другой — это "искусство управления всеми людьми". Целью политики является "забота... о целом человеческом обществе"', "благо всего государства".
По мнению Платона, идеальное государство должно состоять из трех обособленных сословий: мудрецов-философов, являющихся одновременно правителями; стражей-воинов, призванных охранять государство от внутренних и внешних врагов; народа, т. е. ремесленников, крестьян, земледельцев, которые подчинялись двум другим сословиям.
Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, первый выделил специальное научное изучение определенной области общественных отношений в самостоятельную науку о политике.
Согласно Аристотелю люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, поскольку "человек по природе своей есть существо политическое".
Главное в государстве — гражданин, т. е. тот, кто участвует в суде и управлении.
Основные понятия
Бытие это
Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». смысл бытие как существования констатируется обычно в простом высказывании человека, субъекта познания в формуле “Я есть” . Это и жизнь и житие, начало (жизни), расцвет (жизни), смерть, гибель, конец (жизни), проживание, сопереживание, быт, “со-бытие”, существование и сосуществование, другие понятия. Они фиксируют в сознании как экзистенциальные, сенсуальные, танатологические, так и темпорологические ощущения, самоощущения и мысли человека.
Информация о работе Мировоззренческие основы культуры Древнего Востока.