Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 02:10, контрольная работа
Цель контрольной работы состоит в социально-философском осмыслении особенностей формирования мировоззрения в современных условиях, выявлении видов мировоззрения.
Соответственно этой цели сформулированы задачи исследования:
Охарактеризовать сущность мировоззрения.
Изучить структуру и функции мировоззрения.
Рассмотреть типы мировоззрения.
Введение……………………………………………………………….…3
Глава 1.Мировоззрение …………………………………..………..…..4
Понятие «мировоззрение»……………………………………….4
Структура мировоззрения……………………………………....5
Глава 2.Типология мировоззрения…………………….....…………...7
Мифологическое мировоззрение………………. …………...…7
Обыденное мировоззрение……………………………………..7
Религиозное мировоззрение………………………………….…7
Научное мировоззрение……………………………………....…8
Философское мировоззрение……………………………………8
Художественное мировоззрение………………………………..9
Заключение………………………………………..…..………….10
Литература……………………………………………….……….……
Приволжский филиал
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Философия»
Мировоззрение
и его виды
Н. Новгород 2010 г
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1.Мировоззрение ………………………………….
Понятие
«мировоззрение»………………………………………
Структура
мировоззрения……………………………………...
Глава
2.Типология мировоззрения…………………….....…………
Мифологическое мировоззрение………………. …………...…7
Обыденное мировоззрение……………………………………..7
Религиозное мировоззрение………………………………….…7
Научное
мировоззрение……………………………………...
Философское мировоззрение……………………………………8
Художественное мировоззрение………………………………..9
Заключение………………………………………
Литература……………………………………………….…
Актуальность темы исследования заключается в необходимости пересмотра позиций по отношения человека к природе, общества к человеку. Это необходимо именно на современном этапе, так как происходит усложнение взаимодействий между всеми сторонами жизни.
Объектом исследования данной работы является мировоззрение и его виды. Предмет исследования – формирование мировоззрения и его видов на современном этапе.
Цель контрольной работы состоит в социально-философском осмыслении особенностей формирования мировоззрения в современных условиях, выявлении видов мировоззрения.
Соответственно этой цели сформулированы задачи исследования:
Методологические основы работы составляют следующие методы научного исследования: философским, историческим,
Структура
работы обусловлена целями и задачами.
Состоит из введения, двух глав и
заключения.
Глава 1.Мировоззрение
Преобразования, происходящие во всем мире, обострение глобальных проблем значительно усилили интерес к общим вопросам общественного развития. Концептуальное исследование этих вопросов имеет важное методологическое значение для изучения процессов, происходящих в современном мире, связей прошлого, настоящего и будущего в истории человечества. В этой обстановке усиливается значение философского осмысления человеком своего отношения к действительности, поскольку речь идет о способности и возможностях человека ориентироваться в условиях, когда происходит изменение глубинных мировоззренческих установок, принятых в данном обществе.
Различные стороны мира, играют существенную роль в жизнедеятельности человека, отображаются в его сознании и выражаются в различных формах общественного сознания. Каждая такая форма представляет собой не только отражение определенной стороны действительности, но и фактор, определяющий ориентацию человека, обусловливает направленность его целеполагающей деятельности в данной сфере жизни.
Понятие «мировоззрение». Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности.1 Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения. Различают понятия «мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание».2 Между всеми этими понятиями существует тесная взаимосвязь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия.
Выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Мироощущение — первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Миропонимание — высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке.3
Структура мировоззрения. Будучи важной составной частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную структуру. Основной структурообразующий элемент мировоззрения - вопросы, которые возникают перед человеком вместе с началом его сознательной жизни:
- «О сущем» (что значить существовать и быть действительным или реальным).
-
«О должном» (что обладает высшей
ценностью, т.е. является
- «О реализации должного в сущем» (каким образом, какими путями можно достичь должного, как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями).
Центральная проблема мировоззрения - вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят ответы на другие мировоззренческие вопросы. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы.4
Итак,
в структуру мировоззрения
Глава 2.Типология мировоззрения.
Мифологическое мировоззрение. Исторически первым типом явилось мировоззрение, основанное на мифологии. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме.6 При всем многообразии древних мифов (первобытное общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям.
Обыденное мировоззрение. Представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности. Такое мировоззрение ограниченно, несистемно и неоднородно. Оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры – в этом его слабость.
Религиозное мировоззрение. По мере дальнейшего развития общества мифологическое мировидение утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые его элементы могут воспроизводиться в массовом сознании и в наши дни.
Важнейшими атрибутами религии является вера и культ. Вера - это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта. В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры. Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Религия обязательно несет людям духовно-нравственные ценности. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности, культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия.7
Научное мировоззрение. Представляет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки. Научное мировоззрение создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижения человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.8
Философское мировоззрение. С развитием цивилизации, люди стали подниматься к теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем. Результатом этого явилось создание философских систем. Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа" (мудрость) и означает любовь к мудрости, к теоретическим рассуждениям. Впервые термин "философ" употребил древнегреческий учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.9