Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:11, лекция

Описание

Существует два способа освоения мироздания:
1)путем психологических ассоциаций, через образы и представления;
2)путем логической системы понятий и категорий.
Существует 2 уровня мировоззрения:
1)эмоционально-образный - связан с миром ощущений(искусство, мифология и религия);
2)логико-рассудочный ( философия и науки образующие мировоззрение).

Работа состоит из  1 файл

мировоззрение.docx

— 18.60 Кб (Скачать документ)

ГЛАВА 1: ПОНЯТИЕ  МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И  ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ.

1.      ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать  целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в  первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

Человек всегда задумывался  над тем, каково его место в  мире, зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и  общественная группа имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех этих вопросов и ответов образуют мировоззрение. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

Существует два  способа освоения мироздания:

 

1)путем психологических  ассоциаций, через образы и представления;

 

2)путем логической  системы понятий и категорий. 

Существует 2 уровня мировоззрения:

 

1)эмоционально-образный - связан с миром ощущений(искусство,  мифология и религия);

 

2)логико-рассудочный  ( философия и науки образующие  мировоззрение).

Мировоззрение –  система представлении о мире и месте в нем человека, об отношении  человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная  этими взглядами основные жизненные  позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического  подхода к действительности[1]. Следует  выделить три основных типа мировоззрения:

 

-         житейское (обыденное)  порождается  непосредственными условиями жизни  и передающимся с поколениями  опытом,

 

-         религиозное – связано с признанием  сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной  форме,

 

-         философское – выступает в  понятийной, категориальной форме,  в той или иной мере опираясь  на достижения наук о природе  и обществе и обладая определенной  мерой логической доказательности.

 

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных  представлений и теоретических  взглядов на окружающий мир и место  человека в нем, на многосторонние отношение  человека к миру, к самому себе и  к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок  человека определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов  познания и оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры  личности, класса или общества в  целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и общество в целом.

 

Исходя из уроков прошлого, А. Швейцер заявил: «Для общества, как и для индивида, жизнь без  мировоззрения представляет собой  патологическое нарушение высшего  чувства ориентирования»[2]

 

  Основа мировоззрения  - знания. Всякое познание формирует  мировоззренческий каркас. Наибольшая  роль  в формировании этого  каркаса принадлежит философии,  так как философия возникла  и сформировалась как ответ  на мировоззренческие вопросы  человечества. Любая философия выполняет  мировоззренческую функцию, но  не всякое мировоззрение философично.  Философия - это теоретическое  ядро мировоззрения.

 

  В структуру  мировоззрения входят не только  знания но и их оценка. То  есть мировоззрению присуща не  только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.

 

  Знания входят  в мировоззрение в виде убеждений.  Убеждения - это та призма через  которые видится действительность. Убеждения - не только интеллектуальная  позиция ,но и эмоциональное  состояние, устойчивая психологическая  установка; уверенность в правоте  своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе  чувства, совесть, волю и поступки  человека.

 

  В структуру  мировоззрения входят идеалы. Они  могут быть как научно обоснованными  так и иллюзорными, как достижимыми  так и нереальными. Как правило  они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении  характеризует его как опережающее  отражение, как силу не только  отражение действительность но  и ориентирует на ее изменение.

 

  Мировоззрение  складывается под воздействием  социальных условий, воспитания  и образования. Его формирование  начинается с детства. Оно определяет  жизненную позицию человека.

 

Следует подчеркнуть  особо, что мировоззрение – это  не только содержание, но и способ осознания  действительности. Важнейший компонент  мировоззрения представляет собой  идеалы как решающие жизненные цели. Характер представления о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения  которых складывается общий жизненный  план, формируются идеалы, которые  и придают мировоззрению действенную  силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда  оно приобретает характер убеждений, уверенности в правоте своих  идей.

 

Мировоззрение имеет  огромное практическое значение. Оно  влияет на нормы поведения, на отношение  к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и  интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

2.      СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ 

Структура мировоззрения  включает в себя:

1)Знания - совокупность  сведений об окружающем мире. Они являются исходным звеном, "клеточкой" мировоззрения.  Знания бывают научными, профессиональными  (военными), повседневно-практическими.  Чем солиднее запас знаний  у человека, тем более серьёзную  опору может получить его мировоззрение.  Однако в мировоззрение входят  не все знания, а лишь те  из них, которые нужны человеку  для ориентации в мире. Если  нет знаний, то нет и мировоззрения. 

 

2)Ценности - это  особое отношение людей ко  всему происходящему в соответствии  с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла  жизни. Ценности характеризуются  такими понятиями, как "значимость", "полезность" или "вредность". Значимость показывает степень  интенсивности нашего отношения  - что-то трогает нас больше, что-то  меньше, что-то оставляет нас спокойными.

 

Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.

 

Вредность - это  наше негативное отношение к какому-то явлению.

3)Эмоции - это субъективная  реакция человека на воздействие  внутренних и внешних раздражений,  проявляющихся в виде удовольствия  или неудовольствия, радости, страха  и т.д.

 

Жизнь постоянно  рождает в людях сложную гамму  эмоций. Среди них могут быть "мрачные" эмоции: неуверенность, бессилие, печаль, горе и т.д.

 

Вместе с тем, людям присущ целый спектр "светлых" эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость  жизнью и др.

 

Мощный импульс  мировоззрению дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие. Ярким  выражением влияния эмоций на мировоззрение  служат слова знаменитого философа И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным  удивлением и благоговением, чем  чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне".

 

4)Воля - способность  к выбору цели деятельности  и внутренним усилиям, необходимым  для её осуществления.

 

Это придаёт всему  составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение  претворять в жизнь.

 

5)Убеждения - взгляды,  активно принимаемые людьми, соответствующие  их жизненным интересам. Во  имя убеждений люди порой рискуют  жизнью и даже идут на смерть - так велика их побудительная  сила.

 

Убеждения - это  знания, соединённые с волей. Они  становятся основой жизни, поведения, действия личности, общественных групп, наций, народов.

 

6)Вера - это степень  доверия человека к содержанию  имеющихся у него знаний. Диапазон  человеческой веры весьма широк.  Он простирается от практической  очевидности до религиозных верований  или даже легковерных принятий  нелепых вымыслов.

 

7)Сомнение - критическое  отношение к каким-либо знаниям  или ценностям. 

 

Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.

 

Но нельзя здесь  переходить определённую меру, ибо  можно впасть в другую крайность - скептицизм, или нигилизм - неверие  ни во что, утрату идеалов.

Таким образом, мировоззрение - это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.

Ядром, основой  мировоззрения являются знания. В  зависимости от этого мировоззрение  подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

 

 

 

1)Обыденное мировоззрение  - это совокупность взглядов, основанных  на здравом смысле, повседневном  жизненном опыте. Это стихийно  складывающееся мировоззрение охватывает  самые широкие слои общества, имеет очень важное значение, оно является реально "работающим" мировоззрением многих миллионов  людей. Однако научный уровень  этого мировоззрения не высок.

 

2)Более высокой  разновидностью мировоззрения является  профессиональное, формирующееся под  влиянием знаний и опыта людей  в различных сферах деятельности  и т.д. Это может быть мировоззрение  учёного, писателя, политического  деятеля и т.д.

 

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического, и  др. творчества, могут в определённой степени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий  приме тому - огромное влияние творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне человек не застрахован  от ошибок.

 

3)Высший уровень  мировоззрения - теоретическое мировоззрение,  к которому принадлежит и философия.  В отличие от других видов  мировоззрения философия не только  является творцом мировоззрения,  но и профессионально занимается  анализом мировоззрения, подвергает  его критическому осмыслению.

Понятие структуры  мировоззрения предполагает выделение  его структурных уровней: элементного, концептуального и методологического.

 

     Элементный  уровень представляет собой совокупность  мировоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются  и функционируют в обыденном  сознании.

 

     Концептуальный  уровень включает различные мировоззренческие  проблемы. Это могут быть различные  концепции мира, пространства, времени,  общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего человечества и т.п. 

 

     Методологический  уровень- высший уровень мировоззрения-  включает основные понятия и  принципы, составляющие ядро мировоззрения.  Особенностью этих принципов  является то, что они вырабатываются  не просто на основе представлений  и знаний, а с учетом ценностного  отражения мира и человека.

 

     Включаясь  в мировоззрение знания, ценности, поведение окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей и формируют  убеждение личности. Обязательным  компонентом мироощущения является  вера, это может быть как рациональная, так и религиозная вера.

 

     Итак, мировоззрение- сложное, напряженное,  противоречивое единство знаний  и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного  обоснования веры.

 

     Жизненно- практическое мировоззрение неоднородно,  оно складывается в зависимости  от характера образования, уровня  интеллектуальной, духовной культуры, национальных, религиозных традиций  его носителей.

 


Информация о работе Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы