Мировоззрение: понятия и типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:56, доклад

Описание

Мировоззре́ние — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Работа состоит из  1 файл

Мировоззре́ние.docx

— 25.16 Кб (Скачать документ)

     Мировоззре́ние — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

     Типы  мировоззрения

     Существуют  различные способы типологии  мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение  повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение

     Мифологический  тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые  были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение  к язычеству и является совокупностью  мифов, для которой характерно одухотворение  и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

     Мифологическое  мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

     Религиозное

     Религиозное мировоззрение основано на вере в  сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

     Философское

     Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней ГрецииДревней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.

 

     

 

     Мировоззрение– это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В нем присутствуют различные компоненты: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д.Мировоззрение–взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека.

     По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический.

     -  Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.

     -  Теоретический - Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.

     Мы  воспринимаем только целостно(в логике–можно раздробить явление). Целостность–одна из особенностей мировоззрения. Мировоззрение по содержанию может быть:

     научным и ненаучным, материалистическим и  идеалистическим, консервативным и  реформаторским, революционным и  либеральным. М. м.б: мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и скептическое(скептики–сомневаются в правомерности существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой). М. м.б. коллективистское(альтруистическое) или эгоистическое(разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма). М. м.б.: оптимистическим и пессимистическим; системным(на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д. Мировоззрение–личностный фактор и имеет выход через практику(нам безразлично что он думает, но не безразлично, что он делает).

     Структура М.: мировосприятие(мироощущение) и миропонимание1. Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.) 2. Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине–опыт конкретного человека+практика всего общества.

     Философия и мировоззрение. Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия–теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Философиясистема основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

     Основные  компоненты философского мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.

 

     

      
Мировоззрение - в наиболее общем определении представляет собой целостную систему взглядов человека на мир в целом и взаимосвязь его отдельных компонентов; процесс рационального познания и эмоционального переживания человеком своего места в мире, своих возможностей и перспектив, смысла своей деятельности иисторической судьбы. Мировоззрение является продуктом и результатом духовной деятельности человека. 

     Мировоззрение представляют собой аксиологическое пространство, в котором реализуется ценностная ориентация, необходимая для всех форм человеческой деятельности, формируются духовные потребности, осуществляетсяинтеграция индивидов и социальных групп в единое целое, в историческую общностькласснацию, народ, человечество. В более узком значении мировоззрение понимается как относительно автономная система представлений, характерных для определённой области общественной жизни: философскоемифологическое, научное, религиозное, эстетическоеполитическое, обыденное мировоззрение. Близким по значению понятием к мировоззрению является понятие "картина мира". Содержание и структура мировоззрения определяются характером и уровнем развития человеческой практики. В формах мировоззрения человек осознает и переживает свое единство с миром и свою отделённость от него. Мировоззрение представляет собой социокультурный, собственно человеческий способ утверждения в бытии через бесконечное многообразие взаимодействий человека с миром. 
 
Наиболее значимыми для формирования мировоззрения являются теоретическое и духовно-практическое отношениек миру. Теоретические (наука, философия) и духовно-практические (искусствомораль, религия) формы познания возникают в практической деятельности человека и являются важнейшими средствами достижения целей человеческой деятельности. В процессе теоретического познания усилия человека направлены на получение истины. Чтобы установить истинность знания, необходимо определить соответствие знания предмету познания. Истина становится, т.о., мерой и оценкой развитости теоретического и практического освоения мира человеком, поскольку практика является основой, целью и критерием истинности знания. В духовно-практическом отношении человек рассматривает мир и его отдельные компоненты в перспективе добра и зла, красоты. Добро и зло, красота становятся мерами нравственного, религиозного, эстетического отношения к миру. В силу этого истина, добро, зло и красота являются высшими ценностями культуры и философскими категориями, посредством которых строится и осмысливается мировоззренческая картина мира.

     Мировоззрение любого общества представлено совокупностью профессионально разработанных идеологами(интеллигенцией) форм общественного сознания и стихийно сложившимися в обществе обыденными, жизненно-практическими нормами, ценностями, обычаями и традициями. Т.о., в мировоззрении выделяются два уровня: теоретический, рационализированный, систематизированный и обыденный, нежёстко структурированный, подвижный и открытый, и одновременно устойчивый и консервативный, эмоционально нагруженный.

     Мировоззрением  обладает каждый человек, через систему  мировоззренческих форм и принципов  реально осуществляется процесс социализации индивида. Присваивая определённые ценностные установки, индивид осознаёт себя человеком данного общества, данной эпохи. Нормы и принципы мировоззрения являются также важнейшими способами взаимосвязи индивидов, посредством которых осознаются и переживаются сходство и различие классовых, сословных, групповых интересов. В классовом обществе в зависимости от совпадения (или, напротив, противоположности) кассовых интересов с прогрессивной тенденцией исторического развития мировоззрение приобретает прогрессивную или реакционную направленность. Кр.того, мировоззрение, направленное на сохранение существующего положения, квалифицируется как консервативное, ценностные установки, признающие приоритетную значимость нового, обосновывающие необходимость преобразования наличного бытия, представляютреволюционное мировоззрение, в силу чего его идеи и принципы становятся личностной мотивацией революционной деятельности.

     По  содержанию мировоззрение м.б. последовательно  научным, основанным на достижениях  передовой науки и философии, ориентированным на науку, или ненаучным, с преобладанием религиозно-мистических  компонентов. Поскольку авторитет науки, разума в современном обществе достаточно велик, для современного мировоззрения характерны попытки своеобразного "онаучивания" традиционных ненаучных и антинаучных феноменов.

     Мировоззрение представляет собой исторически  развивающийся процесс. Каждая историческая эпоха вырабатывала свои представления  о мире и о назначении человека в мире. Мировоззрение доклассового, родового общества представлено мифом, синкретической формой общественного сознания, в которой не разделялись природные и общественные характеристики в образе человека и мира, рационально-практические и эмоциональные моменты, коллективное и индивидуальное начала. Синкретизм мифа обусловлен невыделенностью общества из природы и индивида из общества. С общественным разделением труда, с появлением классов и государства миф перестает быть духовно-практической связью классово разделённого общества. Родовые ценности становятся тормозом общественного развития, целостная мифологическая картина мира разрушается, и возникает мировоззрение классового общества с новыми ценностными ориентациями. Так, в античкой Греции мировоззрение, объединяющее реально разделённых людей, строится на принципе космоцентризма, утверждающего гармоническую связь автономных частей единого целого. "Разработчиками" нового мировоззрения стали философы, профессиональнойсферой которых стал поиск единого основания многообразно разделённого целого. Кризис античного мировоззрения стимулирует появление новых мировоззренческих ценностей, установок и мотивов поведения. Христианская религия становится своеобразным способом разрушения античного мировоззрения и принципом построения новой, теоцентрической картины мира. Бог предстает в качестве универсального абсолютного принципа организацииобщественного и индивидуального бытия, меры и оценки всех действий и намерений человека в традиционном обществе. Спасение, осознанное и пережитое как смысл и назначение человеческой жизни, существенно связывает активность и ограничивает самостоятельность человека. Дальнейшее разделение труда, становлениекапиталистического общества, индустриального производства разрушают устои и принципы организации доиндустриального общества и его мировоззрения. Ценностные ориентации эпохи Возрождения направлены на утверждение и легитимацию активно действующего индивида, без чего невозможна никакая предпринимательскаядеятельность. Капиталистическое индустриальное производство стимулирует развитие науки, наука становится важнейшим формирующим мировоззрения фактором. "Знание - сила" - лозунг, провозглашённый Бэконом Ф., задаёт главные ценности и ориентации новой эпохи. Кризис капитализма и его ценностных установок приводит к мировоззренческому нигилизму, отказу от поиска и утверждения универсальных принципов, к децентрализации иплюрализму. Современная картина мира отражает положение человека в мире массовой культуры, мире массового производства, управленческих технологий, тотального рынка, манипуляций в сфере общественного и индивидуального сознания. Мировоззренческая ситуация потерянности человека, его отчуждённости от природы, общества, др.человека и, в конечном счёте, от самого себя - показатель кризиса базовых общественных структур и призыв к социальным преобразованиям. Выход из кризиса, построение нового общества невозможны без преобразования мировоззрения, поскольку именно мировоззрение задаёт пространство культуры, в котором воспитывается личность, способная к активным социальным действиям. 

Информация о работе Мировоззрение: понятия и типы