Мировоззрение, типы мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:15, контрольная работа

Описание

Мировоззрение — одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями.

Содержание

Понятие мировоззрения, его типы…………………………………………….3
2. Основные черты философии Средневековья. Характеристика одного из философов средневековья, его философские взгляды……………………………….5
3. Философская проблема антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке……………………………………………………………………………….9
4. Человек и Бог………………………………………………………………….13
5. Объяснение высказывания: « Кто двигается в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд»………………………………..16
6. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 36.04 Кб (Скачать документ)

1) природное, биологическое;

2) социальное, приобретаемое в течение всей жизни. С одной стороны человек выступает как любой живой организм, а с другой он – существо уникальное, а значит судьба каждого из нас не предсказуема и универсальная, способная к любому виду деятельности и прежде всего к творчеству (эта черта отличает нас от животных).

Человек, как и все другие живые существа — часть природы и продукт  природной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую  эволюцию Homo sapiens от высших приматов до современного человека. Питекантропы, австралопитеки, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы составляют отдельные этапы этой эволюции, которая наглядно демонстрирует развитие человека как биологического вида, увеличение объема его головного мозга, изменение - конечностей и всей его природной конституции.

Как и всякое живое существо, человек  является своеобразной метаболической системой, существующей за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные  продукты, существует как биологическое  тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое  существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

Человеку, как и животному, свойственны  инстинкты, жизненные (витальные) потребности. Существуют также и биологически запрограммированные протосоциальные (досоциальные) схемы поведения человека как специфического биологического вида. Биологические детерминанты (факторы, определяющие существование и развитие) определяются набором генов у  человека, балансом вырабатываемых гормонов, обменом веществ и другими  биологическими факторами. Все это  характеризует человека как биологическое  существо, определяет его биологическую  природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего  следующими чертами:

— производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), а  животное не производит, только использует то, что есть в наличии;

— изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого  мира, равно как и по законам  нравственности и красоты, животное же может изменять свой мир только по потребности своего вида;

— может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей  воли и фантазии, действие животного  же ориентируется исключительно  на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и  т.п.);

— способен действовать универсально, животное же лишь применительно к  конкретным обстоятельствам;

— свою жизнедеятельность делает предметом (осмысленно к ней относится, целенаправленно  изменяет, планирует), животное же тождественно своей жизнедеятельности и не отличает ее от себя.

Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют  его природу; она, будучи биологической, не заключается в одной лишь природной  жизнедеятельности человека. Он как  бы выходит за пределы своей биологической  природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой  пользы, ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию  и к постановке таких вопросов, как “Кто я?”, “Для чего я живу?”, “Что я должен делать?” и др. Человек  — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире — в обществе, которое социализирует  человека. Он рождается с набором  биологических черт, присущих ему  как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под  действием общества. Он научается  языку, воспринимает общественные нормы  поведения, пропитывается общественно  значимыми ценностями, регулирующими  общественные отношения, выполняет  определенные общественные функции  и играет специфически социальные роли.

Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это прежде всего чувства  социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.

Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные в социуме  характеризуют биологическую и  социальную природу человека.

 

 

4. Человек  и Бог

Человечество  существовало и развивалось при  наличии у него веры в Бога, с  идеей Бога. И эта вера, эта  идея всегда была и до сих пор  является важным как побудительным, так и составным моментом истории  человечества, которая, в целом, идет и шла по восходящей линии. Влияние  идеи Бога на духовную (да и на материальную) культуру всего человечества, народа, страны - вплоть до отдельной личности было весьма и весьма значительным, во множестве аспектов весьма и весьма плодотворным.

Как у современного человека, так и  у человека первобытного представления  и понятия, в том числе представления  и понятия о Боге, были и есть непосредственным продуктом его  духовной, разумной, интеллектуальной деятельности. С этой точки зрения представления понятия о Боге являются продуктом исключительно  сознания человека. В самом деле: представления и понятия о  Боге зарождаются и живут в  сознании человека; вне сознания человека нет понятий о Боге, вне сознания человека нет веры в Его существование.

Вера  в Бога и религия биологически не даны человеку от рождения, другими  словами - Бог не создал человека эдаким “религиозным животным”. Человек не из природы, не из рук Творца, вышел  верующим в Бога. Верующим в Бога он ставал после довольно длительного  времени своего существования уже  в человеческом обществе.

Сначала первобытный человек только осознавал  окружающий его мир и себя в  этом мире. Он чувствовал себя только одним  из составных предметов, вещей, существ  этого мира. А когда созрели  объективные и субъективные, индивидуальные и общественные условия для познания этого мира, то это мир он начал  познавать по аналогии с собой, а  именно - через олицетворение. Для  того, чтобы понять окружающий его  мир, он окружающие его предметы и  явления уподобил самому себе, то есть, - наделил окружающие его предметы и явления личностными свойствами; представил их себе как существа, которые  подобно ему видят, слышат, обоняют, испытывают боль, холод, радуются, злятся и так далее. С этими, уже ставшими в его сознании “личностями”, он пытается установить личностные связи: уговорить, упросить, отпугнуть, задобрить  и так далее.

Окружающая  его действительность была ему неизвестна. Вот это олицетворение явлений  и предметов внешней среды  и засеяло (произрастило) в сознании человека первые представления и семена всходов представлений, понятий о Боге. В сознании человека Бог с самого начала были ни чем иным, как олицетворением неизвестного.

Первобытные религии отличаются и от христианства, и от ислама, и от многих других современных  религий тем, что они не имели  представлений ни об одном Боге, ни о многих богах. Первобытные люди или вообще никому не поклонялись, а  просто верили в сверхъестественную силу своих обрядов, или поклонялись  предметам, растениям, животным и так  называемым духам. Духами они назвали  могущественные сверхъестественные существа (которые, как правило, имели свои тела в виде предметов, растений, животных или людей), способные помочь или  навредить людям. Но духи имели могущества все же значительно меньше, чем  боги (представления о которых  появились лишь в классовом обществе).

Поклонение  единому Богу - это сложная религия. Для её появления в первобытном  обществе не было соответствующих исторических условий. В первобытном обществе могли существовать только простые  религии, в которых не было идеи Бога. В классовом обществе появились  цари. Их появление и дало толчок к возникновению идеи о существовании  “небесного царя”, т.е. единого Бога. Со временем в сознании человека вид  духов, богов, Бога приобретал вид человека. По Библии, Бог создал человека по образу своему и по подобию своему. Человек создал себе Бога тоже по образу своему и по подобию своему.

Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древние  народы для пояснения явлений  природы. Всё видимое в природе  принималось древними за видимый  образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья - всё это были божества, историю  которых воспевали древние поэты, а образы их изваивались скульпторами.

Над этими бесчисленными божествами различных форм находится один высший бог, которому поклоняются под различными именами сообразно с местностью. Этот бог, которого все священные мифы называют “единым действительно живущим существом”, породил всех низших богов. И этот бог, не имеющий ни конца, ни начала, воплощает в себе и мужские образы, и женский, играющий роль матери.

В процессе дальнейшего исторического развития представление, понятие о Боге в сознании человека изменялось по двум параметрам:

1) происходило сокращение количества и рост персонального величия и могущества каждого оставшегося в разряде сверхъестественных существ отдельного Бога;

2) утончалось и истончалось конкретно чувственное представление, понятие о Боге.

Бог в религиозном сознании верующего  должен оставаться, во-первых, существом, а во-вторых, существом с присущими  ему качествами человеческой личности. Бог в религии - существо личностное, Бог - это личность. А в качестве такого Бог, как и человек, обладает такими составными человеческой психики, как ум, чувство и воля. У Бога всех без исключения религий Бог, как и всякая человеческая личность, имеет ум, имеет чувства, имеет  волю. Он, Бог, знает, Он чувствует, Он свободно принимает решения и действует  согласно принятым им решениям.

В религии Бог - существо высшего порядка, а в философии Бог - концепция  высшего (по своему логическому объему или свойствам; по параметрам морали порядка; по красоте, по справедливости и так далее) порядка. Как видим  и там и здесь Бог - “высшее”, но в религии существо, а в философии - концепция.

В религии Бог - олицетворение неизвестного, в философии Бог - концепция о  неизвестном. Как видим, и в религии, и в философии Бог находится  в области неизвестного, но в религии  это неизвестное олицетворяется, а в философии - об этом неизвестном  создается теоретическая концепция, теоретические допущение.

В религии Бог предназначен для  удовлетворения практических потребностей человека, а в философии концепция  Бога предназначена для теоретизирования о неизвестном, как об известном.  

5. Объяснение  высказывания: « Кто двигается  в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем  вперёд»

Высказывание  Аристотеля «Кто двигается в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд» можно объяснить следующим образом.

Если  человек очень много знает  и хочет узнать больше, он в некотором  роде, идёт вперёд. Но если человек безнравственен, то те знания, которые он получает, они  бесполезны. Поэтому, кто «отстаёт в  нравственности», тот не продвигается вперёд, а остаётся позади других, у  кого присутствуют нравственность и  знание, может даже только одна нравственность.

 

Список литературы

 

1. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь справочник. – М.: Логос  , 1992.

2. Горелов А.А. Основы философии.  М.: Академия, 2003.

3. Радугин А.А. Философия. Курс  лекций. – М., 1998.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.  – М.: Гардарики, 2000.

5. Философский энциклопедический  словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998.

 


Информация о работе Мировоззрение, типы мировоззрения