Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:15, доклад
Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многи х других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.
Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы
действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много
знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для
этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира
– мировоззрение.
Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многи х других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.
У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о
мире в целом и о месте в нем человека. Отвечая на вопрос
о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе
имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира,
которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях
возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.
Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою
деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с
определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило,
выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.
В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно
отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками
человека, особенностями его характера. Однако такая связь с мировоззрением
обязательно существует и может быть прослежена. А это означает, что
мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.
В центре всех философских
проблем стоят вопросы о
картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять
этот мир и целесообразно действовать в нем.
Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные знания,
сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в
мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и
самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это
определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.
Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты
человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в
результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные
ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.
Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов,
определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий
человека.
Структура мировоззрения
Будучи важной составной частью внутреннего
мира человека, мировоззрение имеет сложную
структуру.
Мировоззрение человека непременно обнаруживает
себя в различных феноменах его духовной
жизни и поведения: во взглядах, верованиях,
убеждениях, поступках и т.п. Но в них самих
следует видеть лишь отдельные проявления
более глубоких структур или слоев мировоззрения.
Основной структурообразующий элемент
мировоззрения – вопросы, которые возникают
перед человеком вместе с началом его
сознательной жизни:
- «О сущем» (что значить существовать
и быть действительным или реальным);
- «О должном» (что обладает высшей ценностью,
т.е. является благом, а что ценностью не
обладает или является «антиценностью»;
к чему в конечном счете следует стремиться
и чего избегать);
-«О реализации должного в сущем» (каким
образом, какими путями можно достичь
должного, короче - как жить в этом мире,
руководствуясь избранными ценностями).
Центральная проблема мировоззрения –
вопрос о месте и назначении человека
в мире. От ее решения зависят ответы на
другие мировоззренческие вопросов. Хотя
и они, в свою очередь, влияют на решение
этой проблемы.
Указанным группам мировоззренческих
проблем-вопросов соответствуют познавательная,
ценностная и программно-поведенческая
подсистемы мировоззрения, в которых и
происходит формирование взглядов, убеждений,
жизненных стратегий.