Мировоззрение,исторические типы мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:13, контрольная работа

Описание

По своей природе философское знание носит мировоззренческий характер. Однако не каждое мировоззрение можно назвать философским. Под мировоззрением в его развитой форме понимается обобщенная система социально-политических, нравственных, эстетических, религиозных, философских, естественнонаучных взглядов на окружающий мир, человека, его отношения к действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами идеалы, убеждения, ценностно-смысловые представления и нормы, принципы познания и преобразования действительности.
в состав мировоззрения, сложного интегрального образования, входят вся совокупность обобщенных знаний о мире — научных, практических, профессиональных и других, а также различные целостные системы, формирующие представление о добре и зле, прекрасном и безобразном, существующем и должном и др., определяющие отношение к прошлому, настоящему и будущему, образ жизни и нормы поведения людей.

Содержание

1. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
2. Русская философия конец 19 - начало 20 вв.
3. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

Н.А.Бердяев (1874 – 1948) развивает в своем философском творчестве идеи свободы, творчества, личности, эсхатологии истории. Главная тема бердяевской философии – конфликт человека (личности, свободы) и объективации (мира, необходимости). Общество стремится превратить личность в элемент социальной системы, стандартизировать его. Личность же всегда стремится к свободе, творчеству, индивидуализации. Человеческий дух свободен в своем божественном начале, и свобода духа для философа – подлинный источник всякой творческой активности.  Творчество для Бердяева – прорыв к потустороннему миру и красоте, в творчестве побеждается тьма. Вершиной творчества является теургия (богочеловеческое творчество), путь к которой пролегает через символическое искусство[54]. Творчество рассматривается как откровение человека и совместное с богом продолжающееся творение (вводится  принцип антроподицеи – оправдание человека в творчестве и через творчество).

Философ пишет и  о кризисе современного общества, о том, что  все погрязло в субъективности, и выход Бердяев видит только в стремлении к «вселенскости», обретению индивидуальности и спасению личности. Человечество  соборно отпало от бога (изначальное зло – грехопадение, именно тогда была утрачена свобода и начался произвол), соборно должно и вернуться к богу.  Достижение мистического смысла истории возможно лишь в конце времен, в результате выхода в «метаисторический эон», евангельское царство, мир абсолютной свободы.

Оригинальным духовно-теоретическим  феноменом русской философии  выступает русский космизм,сложившийся в России в конце 19 - начале  20 века. В философии космизма можно выделить два различных направления:

·        религиозно-философское (Н.Федоров, С. Булгаков, П.Флоренский);

·        методологически-философское (В. Вернадский, А. Чижевский, Н. Умов, К. Циолковский)[55].

Первое направление  видело в человеке божий замысел; второе -  рассматривало человека как космическую планетарную силу. Для методологически-философского направления главной становится идея А.Чижевского о земнокосмической связи явлений, что придает особую значимость единству человека с природой, подчеркивает пагубность и для человека, и для природы (экологии) деформации данных связей.

В качестве сквозных для космизма философских идей можно  рассматривать идею всеединства, идею незавершенности развития мира и человека, понимание человечества как органичной части космоса, идею активности, внутренне присущей человеку, идею вечной жизни (в богочеловечестве).

Русский космизм акцентирует  единство человечества и космоса, возможность  их преображения утверждением христианской любви и божественной премудрости, возможность создания гармоничного мира, который свободен от распада  и уничтожения. Смерть трактуется космистами как высшее выражение стихии и разрушения, зла во Вселенной. Одной из причин существования зла является несоразмерность нравственного, гуманистического и научно-технического прогресса

Распространение деятельности человека на весь космос, овладение им пространством и временем с помощью науки и техники позволит обрести бессмертие и возвратить к жизни все будущие поколения (Федоров). В идеях космизма человек выступает как устроитель и организатор Вселенной; здесь обосновывается идея антропоприродной гармонии и глобальной коэволюции Вселенной и человека.

Рассматривая философскую  мысль дореволюционной России, невозможно не упомянуть и омарксистской  ветви ее развития (Г.В. Плеханов, В.И.Ленин). Главной  особенностью     развития марксизма в России была его практическая направленность, связанная с задачей изменения социально-политического строя государства. 

С точки зрения Плеханова, творец истории – народные массы, однако, революция объективно может  начаться лишь в развитых капиталистических странах[56].

Теоретическая разработка В.Лениным проблем социального  развития  связана с практикой революционной деятельности. В его работах по социальным проблемам анализируются вопросы понимания народных масс и роли личности в истории, роли классов и классовой борьбы, сущности и роли государства в историческом процессе. Ленин  занимается разработкой теории государства, исследует сущность революции, демократии, диктатуры пролетариата.

Русская философия  советского периода изначально потеряла целую плеяду знаменитых философов, особенно религиозных (что связано было с эмиграцией большинства философов, несогласных с идеологической доктриной большевиков), и, в основном, замкнулась в рамках марксизма. Однако уже с начала 60-х годов в СССР выходят интересные труды, посвященные новому прочтению классиков, проблеме идеального, развивается диалектическая логика и формируется отечественная методология науки (Э.Ильенков, Б.Кедров, В.Библер, Н.Автономова, П.Гайденко, С.Швырев и др.)

Современное российское философское знание в качестве ключевых проблем рассматривает темы человека, общества и культуры; здесь так же развиваются пограничные философско-научные исследования в области теории систем, синергетики и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1. Зеньковский  В.В.  История русской философии.  В 2 т. – Л.: ЭГО, 1991. 

2. Бердяев  Н.А.  Философская истина и интеллигентская  правда //  Вехи.  –

М.: Молодая  гвардия, 1991. 

3. Лосев  А.Ф.  Русская философия // Русская  философия. Очерки истории.–

Екатеринбург: УГУ, 1991. 

4. Хомяков  А.С.  О старом и новом –  М.: Современник, 1988. 

5. Франк  С.Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992. 

6. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.

 
7. Мифы древнего мира (мифы, легенды, сказания)./ Сост. М.Б.Бурдыкина. СПб.: "Каравелла", 1995.

 
8. Русская философия: Словарь/ Под общей ред. М.А.Маслина. М.:Республика, 1995.

 
9. Лосев А.Ф. Миф — Число — Сущность/ Сост. А.А.Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994.

 
10. Философия и мировоззрение/ Сост. П.А.Алексеев. М.:  
Политиздат, 1990. 

Информация о работе Мировоззрение,исторические типы мировоззрения