Н. Макиавелли "Государь"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:50, реферат

Описание

Никколо родился в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, ныне в Италии, в 1469 году, и был вторым сыном Бернардо диНиколо Макиавелли (1426—1500), адвоката, и БартоломмеидиСтефано Нели (1441—1496). Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики.

Работа состоит из  1 файл

полит философия.docx

— 35.70 Кб (Скачать документ)

Краткая биография Ф. Энгельса

Фридрих Энгельс (1820-95) — мыслитель и общественно-политический деятель, основоположник марксизма (наряду с К. Марксом). Родился 28 ноября 1820 года, Бармен, Пруссия (ныне Вупперталь, Германия). Скончался 5 августа 1895 года, в Лондоне.

Фридрих Энгельс  родился в семье фабриканта. В 1841-42, отбывая воинскую повинность в  Берлине, посещал университет. В 1842 переехал в Манчестер (Великобритания), где работал в конторе фабрики; сотрудничал в «Рейнской газете». Встреча с Марксом в Париже в 1844 положила начало их дружбе. Энгельс активно участвовал в организации (1847) и деятельности «Союза коммунистов», вместе с Марксом написал программу Союза — «Манифест Коммунистической партии» (1848). В июне 1848 — мае 1849 вместе с Марксом издавал в Кельне «Новую Рейнскую газету», в 1849 участвовал в вооруженном восстании в Юго-Западной Германии.

В ноябре 1849 года Фридрих Энгельс переехал в Лондон, в ноябре 1850 — в Манчестер, где  работал в торговой конторе, с 1870 жил в Лондоне. Энгельс оказывал постоянную материальную помощь Марксу. Вместе с Марксом руководил деятельностью 1 Интернационала. После его смерти был советником и руководителем  европейских социалистов.

Основные труды  Фридриха Энгельса: «Положение рабочего класса в Англии» (1845); «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология» (1845-46), обе совместно с Карлом Марксом; «Крестьянская война в Германии» (1850); «Революция и контрреволюция в Германии» (1851-52); «Анти-Дюринг» (1878); «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884); «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886); «Диалектика природы» (1873-82, опубликована 1925); «Крестьянский вопрос во Франции и Германии» (1894).

Совместный  труд Маркса и Энгельса "Манифест коммунистической партии"

«Манифест коммунистической партии» (нем. Das Manifest der Kommunistischen Partei) — работа Карла Маркса и Фридриха Энгельса, в которой они декларируют и обосновывают цели, задачи и методы борьбы зарождавшихся коммунистических организаций и партий. Авторы провозглашают неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата. Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма», а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Впервые издан 21 февраля 1848 года. Переиздавался многократно, в том числе и при жизни авторов, однако изменения не вносились. В предисловии к немецкому изданию 1872 года Ф. Энгельс отмечал: «Однако „Манифест“ является историческим документом, изменять который мы уже не считаем себя вправе».

В главе «II. Пролетарии и коммунисты» приводится краткая  программа перехода от капиталистической  общественной формации к коммунистической, совершаемая насильственным путём  государством диктатуры пролетариата.

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии  шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках  государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.

Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в  право собственности и в буржуазные производственные отношения, т. е. при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства.

Сама программа  содержит 10 пунктов:

Эти мероприятия  будут, конечно, различны в различных  странах.

Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены  следующие меры:

    1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
    2. Высокий прогрессивный налог.
    3. Отмена права наследования.
    4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
    5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
    6. Централизация всего транспорта в руках государства.
    7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
    8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
    9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
    10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

После ликвидации капиталистических отношений диктатура  пролетариата исчерпает себя, и должна будет уступить место «ассоциации  индивидов». Сущность этой ассоциации, принципы её организации и функционирования в Манифесте не определяются.

Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда  публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном  смысле слова — это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путём революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и своё собственное господство как класса.

На место старого  буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями  приходит ассоциация, в которой свободное  развитие каждого является условием свободного развития всех.

Некоторые цели, намеченные в Манифесте, уже реализованы  в ряде стран, например:

  • бесплатное публичное образование и запрещение детского труда;
  • прогрессивная система налогов.

Другие цели не достигнуты. Например:

  • преодоление отчуждения труда и человеческих отношений;
  • преодоление «диктатуры меньшинства (правящих классов) над большинством (пролетариатом)»;
  • уничтожение государства как инструмента насилия в руках правящего класса;
  • свободное развитие каждого через свободное развитие всех.

В целом «Манифест» является базовым программным документом коммунистических партий всех стран. 
 

             М. Вебер "Политика как призвание и профессия".

Краткая биография М. Вебера

Вебер (Weber) Макс (21.4.1864, Эрфурт, — 14.6.1920, Мюнхен), немецкий социолог, историк, экономист и юрист. Профессор в Берлине, Фрейбурге, Гейдельберге, Мюнхене. Диапазон научной деятельности Вебера очень широк: аграрная история древнего мира и исследование положения ост-эльбских крестьян в Германии конца 19 в., социология религии и методология общественных наук. В целом для творчества В. характерна эволюция от историко-экономической проблематики к вопросам общей социологии. Вебер испытал значительное влияние позитивизма, неокантианства, философии жизни. Философская позиция Марка Вебера представляет собой попытку синтеза позитивных, с точки зрения Вебер, положений этих теорий, главным образом кантианства с некоторыми элементами, заимствованными из марксизма. В отличие от психологизирующей методологии истории Вебер Дильтея и идиографизма Г. Риккерта, в теории социологического познания В. придавал большое значение единству принципа причинности и теории "понимания". Задача социологии, по Вебер, дать "понимание", интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия. Эта интерпретация должна быть проверена эмпирически и сама является частью причинного объяснения индивидуального события. Марк даёт типологию индивидуальных социальных действий по степени их осмысленности. В методологии социальных наук Вебер выдвинул теорию идеальных типов как средство объяснения и обобщающего изучения индивидуальных исторических явлений. Идеальные типы являются абстрактными конструкциями, мысленными построениями возможного протекания процесса, создаваемыми учёным в качестве исследовательского средства. В теории идеальных типов Марк Вебер ставит важные вопросы соотношения эмпирического и теоретического уровней познания, пытается дать анализ процесса образования научных абстракций. В свете логики науки процесс конструирования идеального типа сходен с процессом создания идеализированной абстракции, а идеальный тип в целом — с идеальной моделью. Однако в гносеологическом аспекте идеальный тип Вебер является идеалистической интерпретацией модели и процесса её создания.

Свои методологические принципы Вебер применил в теории происхождения "современного западноевропейского  капитализма". На основе сравнительного анализа в ряде работ ("Протестантская этика и дух капитализма", 1904, и др.) "хозяйств, этики" различных  религий (протестантизма, конфуцианства, буддизма и др.) Вебер утверждал, что капитализм мог возникнуть впервые  только на Западе вследствие распространения  здесь протестантизма и в особенности  кальвинизма, "хозяйственная этика" которого, по Марк, наиболее соответствовала "духу капитализма". Решая вопрос о взаимодействии религиозной идеологии  и социально-экономической структуры  общества, Вебер пытался "преодолеть" марксистскую теорию базиса и надстройки и представлял религию самостоятельной  активной силой, определяющей возникновение  капитализма. В своей теории социальной структуры Марк Вебер наряду с  классами выделял статусные группы, связанные с обладанием социальным престижем, с особым стилем жизни, и  группы власти, наиболее чётким выражением которых он считал политические партии. По Веберу, статусные группы полностью  автономны по отношению к классовому делению общества. Марк принадлежит  также теория бюрократии, авторитета и власти. Вебер оказал значительное влияние на развитие современной буржуазной социологии.

Будущее капитализма  Вебер рассматривал пессимистически. Марксистские идеи о социалистическом преобразовании общества он считал реальной угрозой существованию западного  капитализма. С позиций национал либерализма Марк Вебер критиковал внешнюю и внутреннюю политику кайзеровской Германии, считая необходимым проведение ряда реформ и замену кайзеровского  режима буржуазной парламентарной республикой.

Труд  Марка Вебера "Политика как призвание  и профессия".

Понятие политики по Веберу

В понятие "политика" М. Вебер вкладывает чрезвычайно  широкий смысл, охватывая все  виды деятельности по самостоятельному руководству (валютная политика банков, политика профсоюзов, школьная политика, политика корпорации, семенная политика и т. д.). 
 
Политика, по М. Веберу, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти между государствами или внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. 
 
В сущности, такое понимание соответствует и словоупотреблению. Если о каком-то вопросе говорят: это «политический» вопрос, о министре или чиновнике: это «политический» чиновник, о некотором решении: оно «политически» обусловлено, — то тем самым всегда подразумевается, что интересы распределения, сохранения, смещения власти являются определяющими для ответа на указанный вопрос, или обусловливают это решение, или определяют сферу деятельности соответствующего чиновника.

Понятие государства по Веберу

"Только если  бы существовали социальные образования,  которым бы не было известно  насилие как средство, тогда отпало  бы понятие "государство", тогда  наступило бы то, что в особом  смысле слова можно было бы  назвать анархией. Конечно, насилие  отнюдь не является нормальным  или единственным средством государства,  но оно, пожалуй, специфическое  для него средство. Государство  есть то человеческое сообщество, которое внутри определенной  области претендует на монополию  легитимного насилия: единственным  источником "права" на насилие  считается государство". 
«Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство»(стр. 646)

Политика  как профессия
Описывая политику как профессию, Вебер выходит на важнейшую тему. Это – тема коррупции и смерти демократии. Коррупция не может исходить из политики, она исходит из управления («политики как профессии»), ибо споры коррупции – есть насилие и принуждение. Политик действует убеждением, чиновник – принуждением. Отсюда два вывода: 
1.    Принуждение лишает чиновника обязанности думать (когда принуждает он) и нести ответственность (когда принуждают его). 
2.    Главные чиновники в демократических государствах – партийные боссы. Для победы партии, они создают жесткую партийную дисциплину, тем самым уничтожая демократию в партии, тем самым уничтожая ее в парламенте, тем самым уничтожая ее в государстве. Превращая партии не в глас народа, а в инструмент захвата власти ради «теплых мест». «Все партийные битвы суть не только битвы ради предметных целей, но прежде всего также и за патронаж над должностями». 
Управление может быть профессией, а политика – нет. Вебер и сам прекрасно это чувствует, хотя и не осознает, когда говорит: «Подлинной профессией настоящего чиновника - не должна быть политика».

Политика  как призвание. 
Чем ближе к концу, тем более Вебер становится ближе к истине. Вот, что он говорит о политике: «Три качества являются для политика решающими: страсть, чувство ответственности, глазомер». И два рода «смертных грехов: уход от существа дела и… безответственность». 
Вебер говорит: пришел век легального, век чиновников, но повсюду в тексте разбросаны фразы, по которым можно понять, что симпатизирует Вебер не управленцам, а политикам. «Тот, кто способен быть вождем, должен быть и героем».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Н. Макиавелли "Государь"