Натурфилософия древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:04, контрольная работа

Описание

Греческая античная философия сформировалась в VII - VI веках до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 2
1. Особенности философии Древней Греции. Проблемы натурфилософии ……………………………………………………………... 3
2. Понимание первоосновы мира философами Милетской школы, Эфесской школы, школы чисел и атомистического учения …………... 6
Заключение ………………………………………………………………….. 15
Список использованной литературы …………………...……………….. 16

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЛОСОФИИ.rtf

— 162.66 Кб (Скачать документ)

       Содержание:

Введение ………………………………………………………………………. 2

1. Особенности философии Древней Греции. Проблемы натурфилософии ……………………………………………………………... 3

2. Понимание первоосновы мира философами Милетской школы, Эфесской школы, школы чисел и атомистического учения …………... 6

Заключение ………………………………………………………………….. 15

Список использованной литературы …………………...……………….. 16

Введение

       Греческая античная философия сформировалась в VII - VI веках до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

       В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа:

1. от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV веков до нашей эры - как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики.

приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры 2. определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля.

3. конец IV века - II век до нашей эры - в подавляющем большинстве работ определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ.

4. I век до нашей эры - V-VI века нашей эры - так называемый «Римский период».

       Далее речь будет идти о первом этапе развития древнегреческой философии.

       Произведения досократовских философов сохранились только во фрагментах и лишь исключительно благодаря цитированию и критике более поздних античных авторов. Из этих фрагментов весьма сложно выводить цельные философские взгляды. Такие цитаты имеются, например, в работе Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», а также трудах Платона, Плутарха, Секста Импирика, Климента Александрийского. Однако современная наука подвергает сомнению точность некоторых цитат. В частности, Платон «цитирует» весьма вольно и часто придает мыслям других авторов (Кратила, Парменида) такое значение, которые, по меньшей мере, не совпадает с тем, что пишут другие авторы.

      Также как и в предшествующей мифологии, почти у всех греческих авторов можно найти тенденции обращения к природе, космосу. Однако подход мифологии и первых философов к данной проблематике отличается коренным образом. Согласно Гегелю, философия в собственном смысле слова возникает вместе с постановкой вопроса о сущности, который не только сформулирован, но и решен вне рамок методологии и терминологии мифологического мышление. Возникновение философии связано с определенным уровнем абстрактного (рационального мышления), которое способно отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или мифологической персонификации. Так вот у истоков собственно греческой философии стоит стремление рационально ответить на вопросы, что является основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы определяют его развитие.

       Вопрос о первоначале является основным в онтологии древнегреческих философов. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу - кто родил сущее, то философы ищут субстенциальное начало - из чего все произошло. Для упрощения дальнейшего изложения здесь следует отметить, что для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина: «Стойхейон», означающий элемент, ядро, основу в логическом смысле слова, и «Архэ», означающий первоматерию, праматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова.

       Помимо вопроса о первооснове почти все досократовские философы обращались к проблеме объяснения природных явлений, движения, а некоторые - и проблеме познания. Далее будет показано, каких взглядов придерживался каждый из наиболее видных философов первого этапа по этим проблемам. 

1. Особенности философии Древней Греции. Проблемы натурфилософии. 

     На заре истории человечества, когда еще в силе были родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой, или говоря строже, вненаучной формой познания. И все-таки мифы надо знать - они составляют значимый факт культуры. Бессмертным памятником античной культуры являются творения Гомера «Илиада» и «Одиссея». Ему принадлежит изречение: «Мы все - вода и земля». Он не задавался философским вопросом о происхождении мира. Такого рода вопросы первым выдвинул Гесиод (VII век до нашей эры). Гесиод приводит нас к последнему поколению богов, а отсюда - романтическая полоса вступления богов в интимную близость с земными женщинами, рождающих героев.

      Пepвым этaпoм в рaзвитии греческой философии и науки является так называемая ионийская натурфилософия. Ионией греки называли греческие города Малой Азии. Благодаря близости к Востоку, к восточным рынкам, к восточной культуре, в греческих городах Малой Азии -- в Эфесе, в Милете, в Смирне -- наиболее интенсивно бился пульс экономической и социальной, а значит и духовной жизни греков. До того как греческие малоазиатские города были завоеваны персами, Иония являлась передовой частью Греции, и не мудрено, что именно там на грани между VII и VI веков до нашей эры была создана первая философская школа и вместе с тем были положены и первые основы науки.

     Натурфилософия (лат. natura - «природа») - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между натурфилософией и естествознанием, ее место в философии исторически менялись. Наибольшую роль натурфилософия играла в древности. Натурфилософия явилась первой исторической формой философии и фактически сливалась с естествознанием (атомистическая гипотеза в Древней Греции).

      Возникновение ранней греческой науки было связано с общим духовным скачком, который переживала Греция и который сейчас именуется «греческим чудом». Это была нерасчлененная дисциплина, основной проблемой которой являлось осмысление происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое. Натурфилософия базировалась на ранней греческой мифологии и в частности на космогонических мифах, на непосредственных наблюдениях ученых, опыте человеческой практики. Большую роль играло активное взаимодействие древнегреческих городов Ионии с Ближневосточными и Древнеегипетским государствами. Несомненно, греческие ученые пользовались научными достижениями своих соседей и воспринимали их мистические философские учения. Однако греческая наука с самого начала была наукой теоретической. Ее целью было отыскание истины, постижение устройства мира рациональным путем, построение логических схем мироздания. Эти особенности греческой науки не могли быть ни откуда заимствованы, поскольку такого подхода к знаниям в мире еще не существовало. Теоретическая наука - выдающееся достижение древнегреческой цивилизации, оказавшее определяющее воздействие на всю последующую историю научного познания в Европе. Именно в начальном периоде греческой натурфилософии - в культуре, не делавшей различий между наукой, философией.

        Наиболее ранним представителем ионийской натурфилософии был Фалес из города Милета, живший в конце VII и начале VI веков до нашей эры. Для понимания предпосылок возникновения греческой философии в науке любопытно отметить, что Фалес, согласно традиции принадлежавший к семи греческим мудрецам, был, если верить Аристотелю, не чужд торговли и спекуляции. Аристотель передает, что Фалес путем астрономических вычислений и наблюдений предугадал богатый урожай оливок. Поэтому еще задолго до сбора урожая он арендовал множество маслобоен по дешевой цене. Когда урожай оливок действительно превзошел все ожидания, то благодаря огромному спросу на маслобойни Фалес нажил большие деньги пересдачей маслобоен в аренду по высокой цене. Правда, Аристотель говорит, что Фалес сделал это только для того, чтобы доказать, что «и философам при желании разбогатеть нетрудно, только не это дело составляет предмет их интересов». Несмотря на свою анекдотичность, рассказ этот очень характерен. Он указывает на связь ранней греческой науки и философии с развитием торгового капитала и денежного хозяйства вообще, особенно быстро укреплявшегося в Малой Азии.

      Фалес Милетский, по преданию, предсказал солнечное затмение 28 мая 585 года до н. э. Возможность такого предсказания говорит о высоком уровне математических и астрономических знаний в тогдашней Ионии. Само собой разумеется, что высокий уровень астрономических знаний именно в Ионии явился результатом близкого знакомства малоазиатской греческой науки с вавилонской астрономией. Большой эмпирический материал, собранный вавилонскими жрецами-астрономами, был обработан Фалесом, первым ученым, предсказавшим солнечное затмение. Фалесу Милетскому кроме этого принадлежит ряд геометрических теорем. И этот первый известный нам греческий астроном и математик был вместе с тем и первым философом.

     В дальнейшем натурфилософия в основном именовалась физикой, то есть учением о природе. В Средние века натурфилософия почти исчезает. Отдельные элементы античной натурфилософии были приспособлены к креационистским представлениям христианской, мусульманской и иудейской теологии. В эпоху возрождения начинается новый расцвет натурфилософии, который связан с именами Дж.Бруно, Б.Телезио, Дж.Компанеллы, Дж.Кардано, Парацельса, Ф.Патрици. Натурфилософия этого времени развивалась главным образом на основе пантеизма и гилозоизма. Принцип тождества микро- и макрокосмоса особенно широко используется. Выдвинута концепция целостного рассмотрения природы и ряд других диалектических положений. В VII-VIII веках в эпоху господства механистического естествознания натурфилософия отступает на второй план. В немецкой классической философии натурфилософия снова выдвигается в качестве основной доктрины. Современными науками натурфилософия практически не рассматривается.

      Ионийская натурфилософия дает нам первичный философский синтез и в том смысле, что здесь еще не ставятся проблемы теории познания. Философская мысль еще не ставит перед собой проблемы истины, не задается вопросом о том, какие у нее есть гарантии думать, что мир действительно таков, каким он воспринимается и мыслится человеком. Первые философы подходили к миру с величественной и наивной простотой. Им казалось, что если они видят зеленоватую поверхность моря -- эта поверхность существует объективно, вне их сознания. Им казалось, что если они путем рассуждения, опирающегося на восприятие, приходят к известным выводам о сущности мира, то этот вывод абсолютно достоверен. Таким образом в ионийской философии еще отсутствовало расчленение понятий бытия и мышления, а следовательно отсутствовало и деление философии на учение о бытии (онтологию) и учение об истине или познании (гносеологию). Только много позднее проблема познания встанет перед греческой мыслью.

2. Понимание первоосновы мира философами Милетской школы, Эфесской школы, школы чисел и атомистического учения.

       Милетская школа

       Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.

       На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Разумеется, вопрос о взаимном отношении материального и духовного принципов еще не ставился, он был сформулирован позже. Представители милетской школы интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен. На основной вопрос предшествующей космогонии о первопричине мира они давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный.

       Фалес из Милета - родоначальник европейской науки и философии, жил приблизительно в 625-547 годах до нашей эры; кроме того, он математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан. Разносторонние познания Фалеса  имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.

      Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль появляется уже в дофилософской космогонии. Однако подход Фалеса полностью от нее отличен. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. При этом «вода» Фалеса означает основополагающий принцип как в смысле «стойхейон», так и в смысле «архе». Аристотель, излагая учение Фалеса, употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей, первоначало, видоизменения которого и дают различные состояния*. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. Все существующее разнообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого единого, вечного начала. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Фал6ес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма**.

Информация о работе Натурфилософия древней Греции