Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:04, контрольная работа
Греческая античная философия сформировалась в VII - VI веках до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
Введение ………………………………………………………………………. 2
1. Особенности философии Древней Греции. Проблемы натурфилософии ……………………………………………………………... 3
2. Понимание первоосновы мира философами Милетской школы, Эфесской школы, школы чисел и атомистического учения …………... 6
Заключение ………………………………………………………………….. 15
Список использованной литературы …………………...……………….. 16
Введение ………………………………………………………………………. 2
1. Особенности философии Древней Греции. Проблемы натурфилософии ……………………………………………………………... 3
Заключение ………………………………………………………………….. 15
Список использованной литературы …………………...……………….. 16
Греческая античная философия сформировалась в VII - VI веках до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа:
1. от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV веков до нашей эры - как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики.
приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры 2. определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля.
3. конец IV века - II век до нашей эры - в подавляющем большинстве работ определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ.
4. I век до нашей эры - V-VI века нашей эры - так называемый «Римский период».
Далее речь будет идти о первом этапе развития древнегреческой философии.
Произведения досократовских философов сохранились только во фрагментах и лишь исключительно благодаря цитированию и критике более поздних античных авторов. Из этих фрагментов весьма сложно выводить цельные философские взгляды. Такие цитаты имеются, например, в работе Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», а также трудах Платона, Плутарха, Секста Импирика, Климента Александрийского. Однако современная наука подвергает сомнению точность некоторых цитат. В частности, Платон «цитирует» весьма вольно и часто придает мыслям других авторов (Кратила, Парменида) такое значение, которые, по меньшей мере, не совпадает с тем, что пишут другие авторы.
Также как и в предшествующей мифологии, почти у всех греческих авторов можно найти тенденции обращения к природе, космосу. Однако подход мифологии и первых философов к данной проблематике отличается коренным образом. Согласно Гегелю, философия в собственном смысле слова возникает вместе с постановкой вопроса о сущности, который не только сформулирован, но и решен вне рамок методологии и терминологии мифологического мышление. Возникновение философии связано с определенным уровнем абстрактного (рационального мышления), которое способно отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или мифологической персонификации. Так вот у истоков собственно греческой философии стоит стремление рационально ответить на вопросы, что является основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы определяют его развитие.
Вопрос о первоначале является основным в онтологии древнегреческих философов. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу - кто родил сущее, то философы ищут субстенциальное начало - из чего все произошло. Для упрощения дальнейшего изложения здесь следует отметить, что для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина: «Стойхейон», означающий элемент, ядро, основу в логическом смысле слова, и «Архэ», означающий первоматерию, праматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова.
Помимо
вопроса о первооснове почти все досократовские
философы обращались к проблеме объяснения
природных явлений, движения, а некоторые
- и проблеме познания. Далее будет показано,
каких взглядов придерживался каждый
из наиболее видных философов первого
этапа по этим проблемам.
1. Особенности
философии Древней Греции. Проблемы натурфилософии.
На заре истории человечества, когда еще в силе были родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой, или говоря строже, вненаучной формой познания. И все-таки мифы надо знать - они составляют значимый факт культуры. Бессмертным памятником античной культуры являются творения Гомера «Илиада» и «Одиссея». Ему принадлежит изречение: «Мы все - вода и земля». Он не задавался философским вопросом о происхождении мира. Такого рода вопросы первым выдвинул Гесиод (VII век до нашей эры). Гесиод приводит нас к последнему поколению богов, а отсюда - романтическая полоса вступления богов в интимную близость с земными женщинами, рождающих героев.
Натурфилософия (лат. natura - «природа») - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между натурфилософией и естествознанием, ее место в философии исторически менялись. Наибольшую роль натурфилософия играла в древности. Натурфилософия явилась первой исторической формой философии и фактически сливалась с естествознанием (атомистическая гипотеза в Древней Греции).
В дальнейшем натурфилософия в основном именовалась физикой, то есть учением о природе. В Средние века натурфилософия почти исчезает. Отдельные элементы античной натурфилософии были приспособлены к креационистским представлениям христианской, мусульманской и иудейской теологии. В эпоху возрождения начинается новый расцвет натурфилософии, который связан с именами Дж.Бруно, Б.Телезио, Дж.Компанеллы, Дж.Кардано, Парацельса, Ф.Патрици. Натурфилософия этого времени развивалась главным образом на основе пантеизма и гилозоизма. Принцип тождества микро- и макрокосмоса особенно широко используется. Выдвинута концепция целостного рассмотрения природы и ряд других диалектических положений. В VII-VIII веках в эпоху господства механистического естествознания натурфилософия отступает на второй план. В немецкой классической философии натурфилософия снова выдвигается в качестве основной доктрины. Современными науками натурфилософия практически не рассматривается.
Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.
На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Разумеется, вопрос о взаимном отношении материального и духовного принципов еще не ставился, он был сформулирован позже. Представители милетской школы интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен. На основной вопрос предшествующей космогонии о первопричине мира они давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный.
Фалес из Милета - родоначальник европейской науки и философии, жил приблизительно в 625-547 годах до нашей эры; кроме того, он математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан. Разносторонние познания Фалеса имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.
Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль появляется уже в дофилософской космогонии. Однако подход Фалеса полностью от нее отличен. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. При этом «вода» Фалеса означает основополагающий принцип как в смысле «стойхейон», так и в смысле «архе». Аристотель, излагая учение Фалеса, употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей, первоначало, видоизменения которого и дают различные состояния*. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. Все существующее разнообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого единого, вечного начала. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Фал6ес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма**.