Научное познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:15, контрольная работа

Описание

Познание и знание различаются как процесс и результат. Познание – это общественно-исторический, аккумулятивный (накопительный) процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.
Термин «знание» употребляют в трех смыслах:
способности, умения, навыки – как что-либо сделать;
любая познавательно значимая информация;
особая познавательная единица, форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением.

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

     По  одному из оснований деления  в составе науки различают: 

  • науку переднего края, которая наряду с истинным включает неистинные, но полученные научными средствами результаты;
  • твердое ядро науки – достоверный, истинный пласт знания, кристаллизируемый по ходу развития знания;
  • историю науки.

     При  ином срезе научного познания  в нем следует различать такие  элементы его структуры:

  1. фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта;
  2. результаты первоначального концептуального его общения в понятиях и других абстракциях;
  3. основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы);
  4. «вырастающие» из них законы, принципы и теории;
  5. философские установки;
  6. социокультурные основания;
  7. методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны, регулятивы и императивы (общее нравственное предписание);
  8. стиль мышления и другие элементы.
 
 
 

2 ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: МЕТОДЫ И ФОРМЫ 

         Выделяют два уровня научного  познания: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на свой объект.

     Эмпирическое познание, или чувственное, или живое созерцание - это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:

  • ощущение - отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств;
  • восприятие - целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений;
  • представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

     Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы наблюдения, эмпирического описания и эксперимента.     
     Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах.     
     Особое место среди вышеперечисленных методов занимает эксперимент. Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым). Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями.

     Модель - искусственно созданный объект в виде схемы, чертежа, логико-математических знаковых формул, физической конструкции и т.п., который, будучи подобен, исследуемому объекту, отображает и воспроизводит структуру, свойства, связи и отношения между элементами исследуемого явления в более простом, уменьшенном виде.

      На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является связующим звеном между двумя уровнями научного познания — теоретическим и эмпирическим.

     Индукция (от лат. «inductio» - «наведение, побуждение») есть метод познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок.    Дедукция (от лат. «deductio» - « выведение») есть получение частных выводов на основе знания каких-либо общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному.

3 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 

      На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

     Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление  - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющейся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.

     Различают два уровня мышления:

  • рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты.
  • разум (диалектическое мышление) - высший уровень теоретического познания, творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.

    Рассматривая  теоретическое познание как высшее и наиболее развитое, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К основным из них относятся: проблема, гипотеза и теория.

    Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения.

    Гипотеза — форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Стадию гипотезы прошли и открытый Д. И. Менделеевым периодический закон, и теория Ч. Дарвина, и т. д. Решающей проверкой истинности гипотезы является практика (логический критерий истины играет при этом вспомогательную роль). Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.

    Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др. В практике научные знания успешно реализуются лишь в том случае, когда люди убеждены в их истинности. Без превращения идеи в личное убеждение, веру человека невозможна успешная практическая реализация теоретических идей.

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Научное знание - это достоверное, логически непротиворечивое знание. Важнейшим критерием научности знания является рост объективно-истинного содержания знания, выражающий степень адекватности (соответствия) действительности. Это достигается посредством специфических средств и способов познания.

     Научное  познание отличается от обыденного  познания целью, конечным результатом,  методами и средствами своего  получения, предметом познавательного  интереса и спецификой субъектов,  которые занимаются наукой. Целью  научного познания является получение объективных знаний о реальности. Хотя знания человек получает в обыденной жизни, в художественном творчестве, в производственной деятельности, но там они представляют собой побочный продукт, а в науке выступают в качестве основной цели. В результате научного познания появляется научное знание об объекте. Оно отличается от обыденного, религиозного, художественного и других видов познания объективностью, систематичностью, оформленностью, обоснованностью.  
     Научное познание осуществляется не спонтанно, а опирается на целый арсенал надежных принципов, методов и средств, с большой вероятностью обеспечивающих успех. Причем методы и принципы научного исследования постоянно подвергаются рефлексии, которой занимается философия и методология наука.

     В процессе научного познания можно выделить различные уровни, качественно своеобразные ступени знания, различающиеся между собой по полноте, глубине и всесторонности охвата объекта, по способу достижения основного содержания знания, по форме своего выражения. К ним следует отнести эмпирическое и теоретическое познание.

     Эмпирический  и теоретический уровни познания  тесно связаны между собой.  Эмпирическое исследование, выявляя  с помощью наблюдений и экспериментов  новые данные, стимулирует теоретическое  познание, ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии свое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. п.

    Граница  между этими уровнями условна  и подвижна. В определенных точках  развития науки эмпирическое  переходит в теоретическое и  наоборот. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  1. Ильин В.В.  Теория познания. Эпистемалогия. – Москва, «Издательство МГУ», 1974.
  2. Кохановский В.П. Философия. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000.
  3. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов-на-Дону, 1999.
  4. Купцов В.И. Роль философии в научном познании. – Москва,  «Знание», 1976.
 

 

 
         
 
 

    

Информация о работе Научное познание