Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:15, контрольная работа
Познание и знание различаются как процесс и результат. Познание – это общественно-исторический, аккумулятивный (накопительный) процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.
Термин «знание» употребляют в трех смыслах:
способности, умения, навыки – как что-либо сделать;
любая познавательно значимая информация;
особая познавательная единица, форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением.
По одному из оснований деления в составе науки различают:
При ином срезе научного познания в нем следует различать такие элементы его структуры:
2
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ:
МЕТОДЫ И ФОРМЫ
Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на свой объект.
Эмпирическое познание, или чувственное, или живое созерцание - это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:
Основными
методами, используемыми в процессе эмпирического
познания, являются методы наблюдения,
эмпирического описания и эксперимента.
Наблюдение представляет собой целенаправленное
изучение отдельных предметов и явлений,
в ходе которого происходит получение
знания о внешних свойствах и признаках
изучаемого объекта. Наблюдение опирается
на такие формы чувственного познания,
как ощущение, восприятие, представление.
Итогом наблюдения является эмпирическое
описание, в процессе которого полученные
сведения фиксируются с помощью средств
языка либо в других знаковых формах.
Особое место среди вышеперечисленных
методов занимает эксперимент. Экспериментом
называется такой метод изучения явлений,
который осуществляется в строго определенных
условиях, причем последние могут при
необходимости воссоздаваться и контролироваться
субъектом познания (ученым). Особым видом
эксперимента является мыслительный эксперимент,
при котором заданные условия являются
воображаемыми, но обязательно соответствующими
законам науки и правилам логики. При проведении
мыслительного эксперимента ученый оперирует
не реальными объектами познания, а их
образами или теоретическими моделями.
Модель - искусственно созданный объект в виде схемы, чертежа, логико-математических знаковых формул, физической конструкции и т.п., который, будучи подобен, исследуемому объекту, отображает и воспроизводит структуру, свойства, связи и отношения между элементами исследуемого явления в более простом, уменьшенном виде.
На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является связующим звеном между двумя уровнями научного познания — теоретическим и эмпирическим.
Индукция (от лат. «inductio» - «наведение, побуждение») есть метод познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Дедукция (от лат. «deductio» - « выведение») есть получение частных выводов на основе знания каких-либо общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному.
3
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ
НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.
Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющейся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.
Различают два уровня мышления:
Рассматривая теоретическое познание как высшее и наиболее развитое, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К основным из них относятся: проблема, гипотеза и теория.
Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения.
Гипотеза — форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Стадию гипотезы прошли и открытый Д. И. Менделеевым периодический закон, и теория Ч. Дарвина, и т. д. Решающей проверкой истинности гипотезы является практика (логический критерий истины играет при этом вспомогательную роль). Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.
Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др. В практике научные знания успешно реализуются лишь в том случае, когда люди убеждены в их истинности. Без превращения идеи в личное убеждение, веру человека невозможна успешная практическая реализация теоретических идей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научное знание - это достоверное, логически непротиворечивое знание. Важнейшим критерием научности знания является рост объективно-истинного содержания знания, выражающий степень адекватности (соответствия) действительности. Это достигается посредством специфических средств и способов познания.
Научное
познание отличается от
Научное познание осуществляется
не спонтанно, а опирается на целый арсенал
надежных принципов, методов и средств,
с большой вероятностью обеспечивающих
успех. Причем методы и принципы научного
исследования постоянно подвергаются
рефлексии, которой занимается философия
и методология наука.
В процессе научного познания можно выделить различные уровни, качественно своеобразные ступени знания, различающиеся между собой по полноте, глубине и всесторонности охвата объекта, по способу достижения основного содержания знания, по форме своего выражения. К ним следует отнести эмпирическое и теоретическое познание.
Эмпирический
и теоретический уровни
Граница
между этими уровнями условна
и подвижна. В определенных точках
развития науки эмпирическое
переходит в теоретическое и
наоборот.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК