Наука и ее критерии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 02:36, контрольная работа

Описание

Наука - это специфическая деятельность людей, главной целью которой является получение знаний о реальности.
Согласно Большой советской энциклопедии наука, это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт.

Работа состоит из  1 файл

естествознание!.docx

— 19.46 Кб (Скачать документ)

1.Наука и ее критерии

Наука - это специфическая  деятельность людей, главной целью  которой является получение знаний о реальности.

Согласно Большой  советской энциклопедии наука, это  сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и  теоретической систематизация объективных  знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и  важнейший социальный институт.

Формы познания окружающей действительности значительно разнятся по своим характеристикам, однако существовали всегда и везде. История показывает, что с самого начала своего существования  человечество пыталось понять и осознать как устроен и существует наш мир. Предпосылками развития науки были исторические этапы накопления знаний об окружающем нас мире - преднаука, включающая в себя деятельность ученых античности и средних веков. Понятие науки начинает включать в себя не просто получение новых знаний, но знаний отвечающих определенным критериям.

1. Первая и основная  задача научного познания, как  мы уже выяснили, -- обнаружение объективных законов действительности -- природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на существенные свойства предмета и их выражение в системе абстракций. Без этого не может быть науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

2. Непосредственная  цель и высшая ценность научного  познания -- объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Активность субъекта -- важнейшее условие и предпосылка научного познания. Но приоритет в нем отдается объективности. ОБЪЕКТИВНОСТЬ -- характерная черта научного познания.

3. Наука в большей  мере, чем другие формы познания, ориентирована на практическую воплощенность. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать» -- не только в настоящем, но и в будущем.

4. Научное познание  в гносеологическом плане -- это сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, которые образуют целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке -- естественном или, что более характерно, -- искусственном (математическая символика, химические формулы и т. п.). Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала -- важный показатель научности.

5. В процессе научного  познания применяются такие специфические  материальные средства, как приборы,  инструменты, другое т. н. «научное  оборудование», зачастую очень  сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны,  радиотелескопы, ракетно-космическая  техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем  других форм познания, характерно  использование в исследованиях  своих объектов и самой себя  таких идеальных (духовных) средств  и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные приемы и методы (об этом -- ниже). естествознание наука познание 

6. Научному познанию  присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем в нем немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. Вот почему важнейшее значение здесь имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, умение правильно использовать законы и принципы мышления.

В современной методологии  выделяют различные критерии научности. К ним относят, кроме выше названных, такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и др. В других формах познания указанные критерии проявляются в разной мере, но не являются определяющими.

Итак, наука это  совокупная цельная система знаний об объективных законах развития мира. В зависимости от изучения той или иной формы материи, стороны  действительности, наука разделяется  на множество отраслей знания.

2.Структура  научной теории

В современной методологии  науки выделяют следующие основные элементы структуры теории: 1) Исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы  и т.п. 2) Идеализированный объект - абстрактная  модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, "абсолютно  черное тело", "идеальный газ" и т.п.). 3) Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры  и изменения знания. 4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы. 5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Общая структура  теории специфически выражается в разных типах (видах) теорий. Так, математические теории характеризуются высокой  степенью абстрактности. Они опираются  на теорию множеств как на свой фундамент. Решающее значение во всех построениях  математики имеет дедукция. Доминирующую роль в построении математических теорий играют аксиоматический и гипотетико-дедуктивный  методы, а также формализация.

Многие математические теории возникают за счет комбинации, синтеза нескольких основных, или  порождающих, структур. Потребности науки (в том числе и самой математики) привели в последнее время к появлению целого ряда новых математических дисциплин: теория графов, теория игр, теория информации, дискретная математика, теория оптимального управления и др. В последние годы все чаще обращаются к сравнительно недавно возникшей алгебраической теории категорий, рассматривая ее как новый фундамент для всей математики.

Феноменологические  теории решают прежде всего задачу упорядочивания и первичного обобщения относящихся к ним фактов. Они формулируются в обычных естественных языках с привлечением специальной терминологии соответствующей области знания и имеют по преимуществу качественный характер. С феноменологическими теориями исследователи сталкиваются, как правило, на первых ступенях развития какой-нибудь науки, когда происходит накопление, систематизация и обобщение фактологического эмпирического материала. Такие теории - вполне закономерное явление в процессе научного познания.

  С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место нефеноменологическим (их называют также объясняющими). Они не только отображают связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т.е. их законы (такова, например, физическая оптика и ряд других теорий). Наряду с наблюдаемыми эмпирическими фактами, понятиями и величинами здесь вводятся весьма сложные и ненаблюдаемые, в том числе весьма абстрактные понятия. Несомненно, что феноменологические теории благодаря своей простоте легче поддаются логическому анализу, формализации и математической обработке, чем нефеноменологические. Не случайно поэтому в физике одними из первых были аксиоматизированы такие ее разделы, как классическая механика, геометрическая оптика и термодинамика.

Структура научных  теорий содержательно "определена системной  организацией идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов). Высказывания теоретического языка  непосредственно формулируются  относительно теоретических конструктов  и лишь опосредованно, благодаря  их отношениям к внеязыковой реальности, описывают эту реальность". 

3.Исторические типы научной картины мира

Научная картина  мира это – множество теорий в  совокупности описывающих известный  человеку природный мир, целостная  система представлений об общих  принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира это системное образование, ее изменение  нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о  целой серии взаимосвязанных  открытий, в главных фундаментальных  науках.

Таких четко и  однозначно фиксируемых радикальных  смен научной картины мира, научных  революций в истории развития науки можно выделить три, обычно их принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.

Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки  от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы  и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и  систематизации знания, разработал категориально  понятийный аппарат. Он у твердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики

Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:

Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в  строгих математических закономерностях.

Наука Нового времени  нашла мощную опору в методах  экспериментального исследования, явлений  в строго контролируемых условиях.

Естествознания этого  времени отказалось от концепции  гармоничного, завершенного, целесообразно  организованного космоса, по их представления  Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

Доминантой классического  естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция  субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась  механистическая научная картина  мира на базе экспериментально математического  естествознания.

Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного  характера электромагнитного излучения  и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической  картины мира – убежденность в  том, что с помощью простых  сил действующих между неизменными  объектами можно объяснить все  явления природы.

 

Информация о работе Наука и ее критерии