Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:14, контрольная работа
Впервые термин «эволюция» (от лат. evolutio - развертывание) был использован в одной из эмбриологических работ швейцарским натуралистом Шарлем Боннэ в 1762 г. В настоящее время под эволюцией понимают происходящий во времени необратимый процесс изменения какой-либо системы, благодаря чему возникает что-то новое, разнородное, стоящее на более высокой ступени развития.
Введение 3
1. Общая характеристика эпохи Просвещения 5
2. Научные исследования в области физики, химии,
астрономии, географии 7
3. Развитие математики и механики 8
4. Географические достижения 8
5. Медицина в эпоху Просвещения 9
Заключение 11
Список использованных источников 12
Большое внимание в Российской Академии наук уделяли развитию научных исследований в области астрономии. Как показало изучение архивов Петербургской обсерватории, в том числе и журналов её наблюдений за 1726-1747 гг., там было выполнено много разнообразных наблюдений и исследований, в которых под руководством французского ученого - астронома Ж.Н. Делиля (1688-768 гг.) участвовала большая группа главным образом добровольных сотрудников. Именно в эти годы петербургские ученые штудировали труды Ньютона и на их основе пытались представить движение всех небесных тел. В программу работ по астрономии в России, составленную Ж.Н. Делилем, был даже включен специальный пункт, предусматривавший проведение подобных научных исследований. Однако отсутствие публикаций о работах обсерватории в научных изданиях Академии породило мнение, что исследования петербургских астрономов XVIII века остались неизвестными современникам и не оказали значительного влияния на развитие науки. Внимательный просмотр всех номеров «Санкт - Петербургских Ведомостей» убедительно доказал ошибочность таких представлений. Выяснилось, что петербургские ученые периодически опубликовывали результаты своих наблюдений и рассказывали читателям о природе различных небесных тел. К примеру, печаталось множество статей о кометах, их хвостах и движении, а заодно, и опровергались суеверия, связанные с появлением комет на небосклоне
3. Развитие математики и механики.
В состав Петербургской Академии вошли люди, которые были бы украшением любой из европейских академий, как, например, братья Николай и Даниил Бернулли, а так же один из величайших математиков Леонард Эйлер (1707-1783 гг.). Собственно, именно Л. Эйлер больше всего повлиял на развитие русской математики в XVIII веке. Эйлер пробыл в Петербурге около 15 лет. Приехав в Россию мало кому известным молодым человеком, он оставил русскую службу, когда европейские академии, соперничая друг с другом, предлагали ему свои кафедры. Во время пребывания в Петербург, он издал свою «Механику» и написал мемуары, написал руководство по арифметике на немецком, которое было переведено его учеником Адодуровым. Возвратившись в Петербург по приглашению императрицы Екатерины II в 1766 году, Эйлер опубликовал свои «Основания интегрального счисления» и «Алгебру», которая появилась в русском переводе, сделанном его учениками Иноходцевым и Юдиным, раньше, чем оригинал.
Надо сказать, что именно Эйлер был учителем выдающегося русского математика С. К. Котельникова (1723-1806 гг.), который стал автором самого первого русского учебника механики (1774 г.)
Всё же, в основе развития науки и техники в Петровскую эпоху лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых. Русские моряки-гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей.
4. Географические достижения.
Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию, предпринятые В.Э Атласовым, И. Евреиновым и Ф. Лужиным, Д.Г. Мессершмидтом, Ф.Ф. Веневениным, И. Унковским и др.
Начатая на рубеже ХVII-ХVIII вв. работа С. Ремезова по картографии «Чертежная книга Сибири» (1699-1701) была продолжена в первой четверти ХVIII в. И.К. Кирилловым, приступившим к составлению сводного «Атласа Всероссийской империи», первый том которого вышел в 1732 г.
Широкий размах приобрели геологические изыскания. Активно велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян. В «петровское» время было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири. В развитие горного дела и металлургии в России значительный вклад внесли Г.В. де Геннин, В.К. Татищев, Я.В. Брюс. Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей. Так, М.И. Сердюков был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений; Я. Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; Е. Никонов представил проект создания «потаенных судов” (подводных лодок); И.Беляев разрабатывал оригинальные оптические инструменты. Одним из талантливейших русских машиностроителей первой половины XVIII века был Андрей Константинович Нартов (1693-1756) - изобретатель токарных и винторезных станков, создатель оптического прицела. Наиболее известны токарно-копировальные станки Нартова, предназначенные для вытачивания сложных предметов декоративно-прикладного искусства и медалей. Созданные А.К. Нартовым токарно-копировальные станки имели большое значение для последующего развития станкостроения. В первой четверти ХVIII в. был написан целый ряд ценных исследований по отечественной истории. Крупнейшими из них были: двухтомная «История о царе Петре Алексеевиче», составленная видным дипломатом Петровской эпохи князем Б.И. Куракиным и опубликованная в конце XIX в.
Во второй половине XVIII в. закладываются основы научной биологии в России. В 1793 г. вышел первый в России медицинский журнал - «Санкт-Петербургские врачебные ведомости».
Для медицины 18 в. стал по преимуществу временем обобщения и усвоения предшествующего знания, а не великих открытий. Он отмечен усовершенствованием медицинского образования. Были основаны новые медицинские школы: в Вене, Эдинбурге, Глазго. Прославленные врачи 18 в. знамениты как педагоги или как авторы трудов по систематизации уже существующего медицинского знания. Замечательными учителями в области клинической медицины были Г.Бургаве из Лейдена и У.Куллен из Глазго (1710-1790). Многие их ученики заняли почетное место в истории медицины.
Самый известный из учеников Бургаве, швейцарец А.фон Галлер (1708-1777) показал, что раздражимость мышц не зависит от стимуляции нервов, а является свойством, присущим самой мышечной ткани, тогда как чувствительность — специфическое свойство нервов. Галлер также развивал миогенную теорию сердцебиений.
Итальянец Ладзаро Спалланцани (1729-1799), продемонстрировал способность желудочного сока переваривать пищу, а также экспериментально опроверг господствовавшую тогда теорию самозарождения.
В клинической медицине этого периода заметен прогресс в такой важной отрасли, как акушерство. Хотя щипцы для родовспоможения были изобретены в 16 в. Питером Чемберленом (1560-1631), более века они оставались тайной семьи Чемберленов и использовались только ими. Несколько типов щипцов было изобретено в 18 в., и они стали широко применяться; росло также число мужчин-акушеров. У.Смелли (1697-1763), выдающийся английский акушер, написал Трактат о родовспоможении (Treatise on Midwifery, 1752), в котором точно описан процесс родов и указаны рациональные процедуры их облегчения.
Несмотря на отсутствие анестезии и антисептики, хирургия 18 в. продвинулась далеко вперед. В Англии У.Чизлден (1688-1752), автор Остеографии (Osteographia), производил иридотомию — рассечение радужной оболочки глаза. Он был также опытным специалистом по камнесечению (литотомии). Во Франции Ж.Пти (1674-1750) изобрел винтовой жгут, первым стал проводить успешные операции на сосцевидном отростке височной кости. П.Дезо (1744-1795) усовершенствовал лечение переломов. Оперативное лечение подколенной аневризмы, разработанное самым замечательным хирургом той эпохи Джоном Хантером (1728-1793), стало классикой хирургии. Будучи также талантливым и усердным биологом, Хантер проводил разнообразные исследования в области физиологии и сравнительной анатомии.
Фармакология, обогатившаяся уже хиной (корой хинного дерева) и опием, получила дальнейший толчок к развитию с открытием лечебных свойств наперстянки (дигиталиса) У.Уитерингом (1741-1799). Диагностике способствовало широкое применение специальных одноминутных часов для подсчета пульса. Медицинский термометр был изобретен Санторио, но редко использовался, пока Дж.Карри (1756-1805) не внедрил его в практику. Чрезвычайно важный вклад в диагностику сделал австриец Л.Ауэнбруггер (1722-1809), написавший книгу о перкуссии (выстукивании). Открытие этого метода не было своевременно замечено и стало широко известным только благодаря личному врачу Наполеона Ж. Корвизару.
18 век обычно считается веком просвещения, рационализма и расцвета науки. Но это и золотой век знахарства, шарлатанства и суеверий, изобилия секретных чудодейственных снадобий, пилюль и порошков. Франц А.Месмер (1734-1815) демонстрировал свой «животный магнетизм» (предвестник гипнотизма), вызвав чрезвычайное увлечение им в светском обществе. Френология считалась тогда серьезной наукой. Беспринципные шарлатаны делали состояния на т.н. «храмах исцеления», «небесных ложах», разнообразных чудодейственных «электрических»
Несмотря на свои заблуждения, 18 век вплотную подошел к одному из самых важных медицинских открытий — вакцинации. В течение столетий оспа была бичом человечества; в отличие от других эпидемических заболеваний она не исчезала и оставалась столь же опасной, как и прежде. Только в 18 в. она унесла более 60 млн. жизней. Искусственное слабое заражение оспой уже применялось на Востоке, особенно в Китае и Турции. В Китае оно проводилось посредством ингаляции. В Турции небольшое количество жидкости из оспенного пузырька вводили в поверхностный разрез кожи, что обычно вело к заболеванию в легкой форме и последующему иммунитету. Такой тип искусственного заражения был введен в Англии уже в 1717, и подобная практика получила распространение, но результаты не всегда были надежны, иногда заболевание протекало в тяжелой форме. Более того, это не позволяло избавиться от самой болезни.
Радикальное решение проблемы нашел скромный английский сельский врач Эдуард Дженнер (1749-1823). Он установил, что доярки не заражаются натуральной оспой, если уже переболели коровьей оспой — неопасной инфекцией, передаваемой при дойке больных коров. Эта болезнь вызывала лишь легкую сыпь и проходила довольно быстро. 14 мая 1796 Дженнер впервые провел вакцинацию восьмилетнего мальчика, взяв жидкость из оспенного пузырька инфицированной доярки. Шесть недель спустя мальчику была привита оспа, но никаких симптомов этого страшного заболевания не появилось. В 1798 Дженнер опубликовал книгу Исследование причин и действия Variolae Vaccinae (Inquiry into the Cause and Effects of the Variolae Vaccinae). Очень быстро в большинстве цивилизованных стран это страшное бедствие пошло на убыль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как уже было сказано, начало разработке многих новых направлений в науке России, развитию всевозможных научных исследований, было положено именно в XVIII веке молодыми учеными, приехавшими из различных Европейских стран, а так же и молодыми российскими учеными. среди них, например: математик С.М. Котельников (1723-1806), астроном и математик, академик С.Я. Румовский (1734-1812), астроном, академик П.Б. Иноходцев (1745-1806) и др.
Наука в России XVIII в. развивалась как часть науки мировой. Русские ученые не только творчески воспринимали достижения западноевропейских ученых, но и сами оказывали все возрастающее влияние на мировую научную мысль. Общий уровень развития науки в России был ниже, чем в Западной Европе, но тем большее значение приобретает каждое новое ее достижение. Издания Российской Академии наук были известны ученым других стран. За рубежом внимательно следили за научной жизнью Петербурга.
Почетными членами Петербургской академии были избраны выдающиеся деятели зарубежной науки - философ-материалист Д. Дидро, французский естествоиспытатель Ж. Бюффон, американский ученый и революционер В. Франклин.
Просвещение - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись во Франции, это движение распространилось на всю Европу, включая Россию. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.
Для России, как и для многих других стран, Просвещение стало эпохой зарождения и развития науки, образования и искусства. Фактически многие виды искусства, а также отрасли науки зародились и получили свое развитие в эпоху Просвещения и позже. Именно эпоха Просвещения стала важной отправной точкой в развитии науки, образования и искусства в России.
Просвещение – необходимая ступень в культурном и эстетическом развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к прекрасному всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха Просвещение сформулировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.
Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии духовной культуры в Европе. Она многими нитями была связана с Возрождением и унаследовала от деятелей Ренесанса гуманистические идеалы, преклонение перед античностью, исторический оптимизм, свободомыслие. Любой народ, овладевая прежде всего той культурой, которая была создана до него, тем самым осваивает социальный опыт предшественников. Но одновременно он сам вносит свой вклад в культурный слой, эстетически обогащая его.
Используемая литература
Алексеев П.В., Уч.п., Хрестоматия по философии - М.: Тк Велби, Изд. Проспект, 2004. - 576 с.
Асмус В.Ф. Декарт. учебн. - М.: Изд-во Высшая школа, 2006.
Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 203 с.
М.В. Ломоносов «Избранные философские сочинения», 1940 г.
Самыгина С.И. «Концепции современного естествознания»/Ростов н/Д: «Феникс», 1997.
Фишер, Куно. История Новой философии. Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. - СПб.: 2004.
12
Информация о работе Наука и научные достижения эпохи Просвещения