Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:28, доклад
Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.
Наука и Религия
Все люди на Земле подразделяются
на три категории:
1. Тех, кто безоговорочно верит в Бога.
2. Тех, кто придерживается взглядов чистой науки.
3. Тех, кто считает что, наука и религия не противостоят друг - другу, а дополняют.
Единое знание о мире
Религия
Наука
Идеализм
Материализм
Наука — сфера человеческой деятельности, напра-
вленная на выработку и теоретическую системати-зацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.
Материализм:
Материализм – это философское
направление, постулирующее
первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворённость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Мышление неотделимо от материи, которая мыслит, а единство мира состоит в его материальности. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира.
Этапы развития науки:
1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли.
Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии).
А)работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями;
Б) Из всех понятий выводились
аксиома и опираясь на них с
помощью логического
Идеалы и нормы науки: знание
ради знаний. Метод познания – наблюдение.
Научная
картина мира: носит
интегративный характер, основана на взаимосвязи
микро- и макрокосмоса.
Философские
основания науки: Философия
– наука наук.
Стиль мышления – интуитивно диалектический.
Антропокосмизм – человек есть органическая часть мирового космического процесса. Человек – мера всех вещей.
Объект исследования – макромир (Земля и ближ. космос).
Идеалы
и нормы науки: Знание
– сила. Индуктивно эмпирический подход.
Механицизм. Противопоставление объекта
и субъекта.
Научная картина
мира: Ньютоновская классическая
механика; гелиоцентризм; божественное
происхождение окружающего мира и его
объектов; мир – сложно действующий механизм.
Философские
основания науки: Механистический
детерминизм. Стиль мышления – механистично
метафизический (отрицание внутреннего
противоречия)
Научное знание ориентируется
на теологизм
ориентировано на специфическое обслуживание
интересов ограниченного числа
возникают научные школы, провозглашается
приоритет эмпирического познания в исследовании
окружающей действительности (идёт разделение
наук).
Объект исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц. Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний.
Идеалы
и нормы науки: принцип
зависимости объекта от субъекта. Сочетание
теоретического и практического направлений.
Науч. картина
мира: формирование частно научных
картин мира (химическая, физическая …)
Философские
основания науки: диалектика
– стиль естественнонаучного мышления.
Культура постепенно освобождается от господства церкви. Первые попытки убрать схоластику догматизм интенсивное развитие экономики лавиноообразный интерес к научному знанию.
Объект
исследования – микро-, макро- и мегамир.
Взаимосвязь эмпирического, рационального
и интуитивного познания.
Идеалы и нормы
науки: аксиологизация науки. Повышение
степени "фундамен-тализации" прикладных
наук.
Этап: постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.
Научная
картина мира: формирование общенаучной
картины мира. Преобладание представления
о глобальном эволюционизме (развитие
– атрибут, присущий всем формам объективной
реальности). Переход от антропоцентризму
к биосфероцентризму (человек, биосфера,
космос – во взаимосвязи и единстве).
Философские
основания науки: синергетический
стиль мышления (интегративность, нелинейность,
бифурка-ционность)
Понятие религии.
Определений религии множество.
Маркс считал, что «религия - специфическая
форма общественного сознания, отличительным
признаком которой является фантастическое
отражение в сознании людей господствующих
над ними внешних сил». По Фрейду религия
- это тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах
внешней или внутренней реальности, сообщающие
нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем
и что требует веры. Более широкое определение
дает Фромм, который под религией понимает
«любую разделяемую группой людей систему
мышления и действия, позволяющую индивиду
вести осмысленное существование и дающую
объект преданного служения».
Идеализм:
Идеализм – это философское направление,
приписывающее активную, творческую роль
в мире исключительно идеальному началу
и ставящее материальное в зависимость
от идеального.
Идеализм исходит из первичности духовного,
нематериального, и вторичности материального,
что сближает его с догмами религии о конечности
мира во времени и пространстве и сотворенности
его Богом. Материалистическому детерминизму
последовательный идеализм противопоставляет
телеологическую точку зрения.
Виды религий:
Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия.
Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений.
Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придаёт этому понятию западное религиоведение) — вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм.
Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Живой Этике и др.
Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие - политеизм.
Возникновение религии
Вопросом возникновения религии прежде всего занимается религиоведение, начавшее формироваться в самостоятельную область знаний начиная с XIX века на стыке социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук.
На проблему возникновения религии существуют несколько точек зрения:
Религиозная: человек был создан Богом, общался
с ним напрямую и никогда не прерывал этого
общения, разве что менялись формы вследствие совершаемых человеком грехов (В иудаизме и христианстве — вкушение Адамом и Евой плода с древа познания добра и зла). После грехопадения общение с Богом напрямую не разрешено, вместо чего необходимо прибегать к помощи посредников и совершать определённые действия, произносить словесные формулы (молитвы), использовать особые предметы. Регламентация на способы воссоединения с Богом находится в руках религиозных систем, провозглашающих своё право на посредничество между человеком и божеством.
Промежуточная, с одной стороны опирающаяся
на современные научные знания и общественные настроения, с другой стороны основанная на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом, после чего (наиболее часто — в результате грехопадения) человек абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия — это путь поиска возвращения к Богу. Этому взгляду соответствовала концепция прамонотеизма, согласно которой религия в человеческом обществе существовала всегда, и к тому же изначально имела форму монотеизма, который у многих народов был впоследствии утрачен, выродившись в тотемизм, язычество и прочие немонотеистические формы религии.
Эволюционная: религия возникает при определённом уровне развития сознания в
силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могуществен-ного, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоот-ношений между этими силами копировалась с соот-ветствующей организации человеческого общества. Согласно этому подходу, религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм.
Спасибо за внимание!
1