Наука и Религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:28, доклад

Описание

Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Работа состоит из  1 файл

Наука и религия.pptx

— 1.64 Мб (Скачать документ)

Наука и Религия

Все люди на Земле подразделяются

 на три категории:

 

1. Тех, кто безоговорочно верит в Бога.

2. Тех, кто придерживается взглядов чистой науки.

3. Тех, кто  считает что, наука и религия  не противостоят друг - другу,  а дополняют.

Единое знание о мире

 

Религия

 

Наука

 

Идеализм

 

Материализм

Наука — сфера человеческой деятельности, напра-

вленная на выработку и теоретическую системати-зацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

 

Материализм:

 

Материализм – это философское

направление, постулирующее

первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворённость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Мышление неотделимо от материи, которая мыслит, а единство мира состоит в его материальности. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира.

Этапы развития науки:

 

 

1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли.

Объект  исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии).

А)работали не с реальными  предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями;

 

Б) Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с  помощью логического обоснования  выводили новые понятия.

Идеалы и нормы науки: знание

 ради знаний. Метод познания – наблюдение. 
Научная картина мира: носит интегративный характер, основана на взаимосвязи микро- и макрокосмоса. 
Философские основания науки: Философия – наука наук.

Стиль мышления – интуитивно диалектический.

Антропокосмизм – человек есть органическая часть мирового космического процесса. Человек – мера всех вещей.

 

 

    • 2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи).

Объект  исследования – макромир (Земля и ближ. космос).

Идеалы  и нормы науки: Знание – сила. Индуктивно эмпирический подход. Механицизм. Противопоставление объекта и субъекта. 
Научная картина мира: Ньютоновская классическая механика; гелиоцентризм; божественное происхождение окружающего мира и его объектов; мир – сложно действующий механизм. 
Философские основания науки: Механистический детерминизм. Стиль мышления – механистично метафизический (отрицание внутреннего противоречия)

Научное знание ориентируется на теологизм  
ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа 
возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности (идёт разделение наук).  

 

 

    • 3 этап - Новоевропейская классическая наука (15-16 вв).

Объект  исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц. Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний.

Идеалы  и нормы науки: принцип зависимости объекта от субъекта. Сочетание теоретического и практического направлений. 
Науч. картина мира: формирование частно научных картин мира (химическая, физическая …) 
Философские основания науки: диалектика – стиль естественнонаучного мышления.

Культура  постепенно освобождается от господства церкви. Первые попытки убрать схоластику   догматизм интенсивное развитие экономики лавиноообразный интерес к научному знанию.

 

    • 4 этап - 20 век – набирает силу неклассическая наука.

Объект  исследования – микро-, макро- и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания. 
Идеалы и нормы науки: аксиологизация науки. Повышение степени "фундамен-тализации" прикладных наук.

Этап: постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.

 

Научная картина мира: формирование общенаучной картины мира. Преобладание представления о глобальном эволюционизме (развитие – атрибут, присущий всем формам объективной реальности). Переход от антропоцентризму к биосфероцентризму (человек, биосфера, космос – во взаимосвязи и единстве). 
Философские основания науки: синергетический стиль мышления (интегративность, нелинейность, бифурка-ционность)

Понятие религии.   
     Определений религии множество. Маркс считал, что «религия - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил». По Фрейду религия - это тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней или внутренней реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры. Более широкое определение дает Фромм, который под религией понимает «любую разделяемую группой людей систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект преданного служения».

Идеализм:

Идеализм – это философское направление, приписывающее активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу и ставящее материальное в зависимость от идеального. 
Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его Богом. Материалистическому детерминизму последовательный идеализм противопоставляет телеологическую точку зрения.

Виды религий:

 

 

Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия.

 

Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог  тождественны. Пантеизм был распространён  в ряде античных религиозно-философских  школ (стоики и др.), в ряде средневековых  учений.

    • .

 

 

Существуют также религии  без Бога (в том смысле, какой  придаёт этому понятию западное религиоведение) — вера в абстрактный  идеал: буддизм, джайнизм.

 

Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в  отдельных формах язычества и  неязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Живой Этике и др.

 

Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие - политеизм.

Возникновение религии

 

Вопросом возникновения религии прежде всего занимается религиоведение, начавшее формироваться в самостоятельную область знаний начиная с XIX века на стыке социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук.

На проблему возникновения  религии существуют несколько точек  зрения:

 

   Религиозная: человек был создан Богом, общался

с ним напрямую и никогда не прерывал этого

общения, разве что менялись формы вследствие совершаемых человеком грехов (В иудаизме и христианстве — вкушение Адамом и Евой плода с древа познания добра и зла). После грехопадения общение с Богом напрямую не разрешено, вместо чего необходимо прибегать к помощи посредников и совершать определённые действия, произносить словесные формулы (молитвы), использовать особые предметы. Регламентация на способы воссоединения с Богом находится в руках религиозных систем, провозглашающих своё право на посредничество между человеком и божеством.

    Промежуточная, с одной стороны опирающаяся

на  современные научные знания и общественные настроения, с другой стороны основанная на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом, после чего (наиболее часто — в результате грехопадения) человек абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия — это путь поиска возвращения к Богу. Этому взгляду соответствовала концепция прамонотеизма, согласно которой религия в человеческом обществе существовала всегда, и к тому же изначально имела форму монотеизма, который у многих народов был впоследствии утрачен, выродившись в тотемизм, язычество и прочие немонотеистические формы религии.

   Эволюционная: религия возникает при определённом уровне развития сознания в

силу  невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могуществен-ного, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоот-ношений между этими силами копировалась с соот-ветствующей организации человеческого общества. Согласно этому подходу, религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм.

    • По вопросу взаимодействия науки и религии существует несколько точек зрения, которые можно условно разделить на четыре типа:
    • Конфликт. Согласно этой точке зрения наука и религия находятся в противоречии и несовместимы друг с другом. Известными представителями данной точки зрения являются Эндрю Диксон Уайт, Ричард Докинз, Ричард Фейнман, Питер Эткинс, Виталий Гинзбург.
    • Независимость. Наука и религия имеют дело с различными областями познания. Данная точка зрения основывается на учении о трансцендентном Иммануила Канта, сформули-рованном в «Критике чистого разума».
    • Диалог. Области познания перекрываются и возникает необходимость устранения противоречий по отдельным вопросам путем опровержения, либо согласования позиций.
    • Интеграция. Обе области познания объединяются в целостную систему рассуждений. Отстаивается некоторыми философами и теологами, например, Пьером Тейяром де Шарденом, Ианом Барбуром.

 

Спасибо за внимание!

 

1


Информация о работе Наука и Религия