Наука как искусство и искусство как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 17:07, доклад

Описание

Искусство обычно рассматривают как форму общественного сознания, представляющую духовно-практическое освоение мира в художественных образах. Именно этим искусство отличается от науки, которая отображает мир в понятиях, законах и теориях.

Работа состоит из  1 файл

наука и искусство эссе.doc

— 22.00 Кб (Скачать документ)

НАУКА КАК ИСКУССТВО  И ИСКУССТВО КАК  НАУКА

Искусство обычно рассматривают как форму  общественного сознания, представляющую духовно-практическое освоение мира в  художественных образах. Именно этим искусство  отличается от науки, которая отображает мир в понятиях, законах и теориях. Если целью науки служит объективно истинное отображение исследуемой реальности, то искусство, осваивающее мир в художественных, чувственно образных формах и символических структурах, не может не выражать личного отношения художника к изображаемому объекту. Поэтому искусство всегда предполагает наличие субъективной оценки изображаемого. Даже портрет, который рисует художник, казалось бы, должен ограничиться только точным воспроизведением черт изображенного лица, но на самом деле в нем также можно обнаружить субъективное отношение и оценку художника. В противном случае портрет был бы простой фотографией.

Совсем  иначе обстоит дело в науке. Из ,законов и теорий открытых и созданных учеными, мы не можем ничего заключить об их отношении к изучаемому миру: они абстрагируются от всего, что непосредственно не касается исследуемых явлений. Поэтому научное познание, как стремящееся к предельно объективному знание реального мира, обычно противопоставляют художественному познанию, предполагающему субъективную оценку реальности. Но это различие не исключает взаимосвязи и взаимодействия искусства с наукой, как и с другими формами общественного сознания (философией, моралью, идеологией, религией). Такая связь коренится в самом характере человеческой деятельности, которая носит целесообразный характер, ориентированный на познание, освоение и оценку окружающего мира. Общей целью всех форм и видов человеческой деятельности является отображение и освоение реального мира, но каждая из них выделяет свой аспект рассмотрения и способы его исследования. Однако в процессе своего дальнейшего развития все они непрерывно взаимодействуют друг с другом.

Это взаимодействие науки и искусства осуществляется в рамках эстетики как общей теории художественного процесса. Взаимосвязь  науки с искусством стала осуществляться еще в Древней Греции, где античные математики внесли много ценного  в изучение гармонии и перспективы. Впервые пифагорейцы установили численную взаимосвязь между гармоническими сочетаниями звуков в музыке, другие античные геометры изучили наиболее изящные и экономные формы в архитектуре и строительстве. В эпоху Возрождения под влиянием быстро растущего пластического искусства значительный вклад был сделан в теорию перспективы. С дальнейшим развитием науки, появлением новых научных дисциплин связь и взаимодействие науки и искусства усиливается.

В процессе этого взаимодействия искусство  начинает обращаться прежде всего к тем отраслям науки, которые ставят своей целью исследование закономерностей объективного и субъективного мира. По прежнему сохраняются и даже расширяются тесные связи искусства с математикой, особенно в прикладной области: появляется специальная математическая эстетика. В наши дни эстетические отношения и закономерности искусства изучаются также в теории информации и семиотике, что способствовало появлению информационной и семиотической теорий эстетики.  В  информационной эстетике искусство анализируется как определенная информационная система, а в семиотике как специфическая знаковая система, основанная на художественных символических образах. Однако в этих междисциплинарных теориях наука используется в первую очередь для анализа искусства в точных, но абстрактных понятиях и методах.

Всем  также знакомы результаты научных исследований, которые открыли для нас функцию левого и правого полушарий коры головного мозга - мыслите ли вы по преимуществу интуитивно, как это свойственно людям артистического склада с доминирующим правым полушарием или же ваша стихия -- это поэтапная и многоступенчатая логика левой половины мозга.

Термины "левополушарный" и "правополушарный" вошли в обиход с легкой руки лауреата Нобелевской премии, профессора Роджера Сперри. Он обнаружил, что в подавляющем большинстве случаев левое полушарие коры головного мозга -- это источник логического, аналитического мышления, в то время как правое полушарие -- это источник мышления образного и картинного.

По словам профессора Сперри, "наша система образования, так же, как и наука в целом, склонна пренебрегать невербальными формами интеллекта. Вся суть как раз в том, что в современном обществе к правому полушарию относятся предвзято и настороженно". Результат таков, что индивидуумы с преобладающим левым полушарием, как правило, хорошо учатся в школе, но зачастую не в состоянии полностью развернуть свой творческий потенциал, в то время как индивидуумы с доминирующим правым полушарием обычно чувствуют себя ущербными по причине своего нетрадиционного способа мышления; в школе на них сплошь и рядом навешивают ярлыки неспособных к обучению". Например многие актеры и режиссеры в прошлом были главными школьными бандитами ловко срывающие уроки.

Специалист  по истории науки Джордж Сертон говорил, что  рост знания -- это сердцевина всяческого прогресса, история науки должна была бы составлять ядро всеобщей истории. И тем не менее, одни лишь люди науки или одни лишь художники и гуманисты не смогли бы разрешить главные вопросы бытия: для этого нужно, чтобы все эти деятели сотрудничали друг с другом. Наука -- всегда необходимое условие, но оно никогда не бывает достаточным. Мы жаждем красоты, и там, где нет милосердия, все прочее бесполезно и бессмысленно . На примере Леонардо да Винчи Сертон приходит к выводу ,что что стремление к красоте и стремление к истине отнюдь не исключают друг друга .Например, изучая камни, растения, полет птиц, течение воды и человеческую анатомию, он запечатлевал результаты своих изысканий не в сухих и формальных чертежах и рисунках, а в прекрасных, незабываемых, необычайно выразительных произведениях искусства. В то же самое время, композиционные планы его картин и скульптур предельно детализированы, в них ощущается кропотливый аналитический подход и математическая точность.

Каковы  бы ни были ваши "полушарные" склонности, единственный ключ к полной реализации своего человеческого предназначения - это извечное стремление к гармонии.

Информация о работе Наука как искусство и искусство как наука