Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:00, контрольная работа
Нау́ка — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.
Наука как общественное явление
Духовная жизнь общества и её ценности
Основные типы философских направлений
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ГАОУ СПО РК <<СОРТАВАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ>>
186790 г. Сортавала, ул, Гагарина, 13 ТЕЛ. 4- 78- 85 код (81430)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА№ 1
Вариант № 10
Вопросы : 1, 2, 3
По <<Основе философии >>
Студента 3 курса
Специальность 110809.51 <<Механизация сельского хозяйства>>
Фамилия, имя, отчество : Кондаков Артемий Алексеевич
Шифр 10
Работу проверил ______________________________
Отметка о зачёте ______________________________
Подпись преподавателей________________
Домашний адрес студента_______
Вопросы:
Наука как общественное явление
Нау́ка — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.
Наука сегодня представляет
собой чрезвычайно сложное
Институализация, превращение науки в социальный институт означает и признание обществом права науки на существование, и установление социального контроля над представителями науки, их деятельностью. Различные звенья науки выполняют свои функции.
Наука, в целом, является средством, с помощью которого человечество теоретически обосновывает развитие своей практической деятельности. Различают: фундаментальные исследования – они ориентированы на получение теоретических основ будущих практических рекомендаций; прикладные – формируют программы деятельности общие для более или менее широкой области исследования; разработки – нацелены на создание конкретных технологических алгоритмов, решение конкретных технических задач (как можем что-либо получить).
Наука – форма общественного сознания, выражающая социальный и внутренний мир человека в понятиях, законах теориях. Разрабатывает особое, рационально-логическое видение мира.
Наука выступает как отрасль духовного производства, результатом которого является объективно-истинное знание о мире, человеке, обществе, представленное в научных формах знания (гипотезах, проблемах, теориях).
Наука выступает как непосредственная производительная сила общества, что означает большое влияние науки на развитие материального производства, без наукоемких технологий невозможно современное производство.
Духовная жизнь общества и её ценности
Духовная жизнь современного общества чрезвычайно динамична.
На человека, не подготовленного
к общению с современной
Особенно
важно понять назначение
Рассмотренные выше явления образуют как бы «верхний этаж» духовной жизни общества. Все они по-своему важны и необходимы. Функции каждой формы духовной деятельности не могут быть выполнены прочими. Вместе с тем в различные исторические эпохи то одна, то другая из них выдвигалась на передний план. Например, в Средние века ведущая роль принадлежала религии, потому что в качестве главного заказчика, организатора и общественного эксперта в сфере духовной деятельности выступала церковь. В Новое время, начиная приблизительно с XVII столетия, эта роль стала постепенно переходить к государству, в связи с чем наблюдался процесс секуляризации — относительного уменьшения влияния религии. На передний план выдвигались такие формы духовной деятельности, как наука, философия, политическая идеология. Однако этот процесс никогда не был всеобщим и не затрагивал все страны в одинаковой степени.
В истории
делались попытки
Какая
форма духовной деятельности
играет ведущую роль в
Важность
для общества основных
Однако,
помимо специализированной, существует
и неспециализированная
Значение неспециализированной деятельности в современную эпоху ни в коем случае нельзя недооценивать, потому что именно на этом уровне чаще всего и происходит непосредственная встреча человека с ценностями духовной культуры.
Основные типы философских направлений
Философия – это система представлений о мире в целом и месте в нем человека, выраженная в теоретической форме.
Типы философских направлений:
1. Типы философии
по характеру решения
Материализм – это философское направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи и вторичности сознания. С точки зрения материализма, природа существует вечно, она несотворима и неуничтожима. Никаких сверхъестественных, божественных сил нет. Человеческое сознание является продуктом длительной эволюции жизни на Земле.
Идеализм – это философское направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности сознания и вторичности материи. В идеализме существуют два течения – объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективные идеалисты первичным объявляют объективное, т. е. внечеловеческое сознание, называя его «мировым духом», «мировым разумом», «божественным сознанием». Субъективные идеалисты первичным считают субъективное, т. е. человеческое сознание. С их точки зрения, внешний мир комбинируется из человеческих ощущений.
2. Типы философии
по объекту философского
Космоцентризм – это философское направление, предметом которого является мир в целом, Космос, Вселенная. Для него характерно стремление как бы «объять необъятное», определить, что лежит в основе всего сущего, что является источником всякого движения.
Теоцентризм – это философское направление, предметом которого является идея Бога. Для него характерны поиски логических, философских доказательств бытия Бога.
Антропоцентризм – это философское направление, предметом которого является человек. Поиск ответа на вопрос, что такое человек и в чем смысл его бытия, является главной задачей антропоцентризма.
3. Типы философии по способу обоснования своих постулатов. В данном аспекте философские учения можно разделить на рационалистические и иррационалистические.
Рационализм – это тип философии, который делает центральным пунктом философского анализа разум, строгое логическое обоснование.
Иррационализм - исходит из того, что решающим источником познания предельных оснований бытия является интуиция, внезапное мистическое озарение и т. п.
4. Типы философии
по методу философского
Диалектика – это такой метод мышления и объяснения, который исходит из того, что в мире все процессы и явления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Источником всякого движения, развития и изменения является взаимодействие, борьба противоположностей.
Метафизика – это такой метод мышления и объяснения, который пытается дать однозначное, завершенное изображение мира в готовых, сложившихся понятиях. Поскольку сущность вещей неизменна и вечна, они неподвижны. Вывести их из состояния покоя, придать им движение может лишь внешняя сила (например, Бог).
Используемый материал: Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТ-ДАНА, 2004.