Наука как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:00, контрольная работа

Описание

Нау́ка — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Содержание

Наука как общественное явление
Духовная жизнь общества и её ценности
Основные типы философских направлений

Работа состоит из  1 файл

Кондаков Артемий Алексеевич- философия!!!.doc

— 56.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

 

ГАОУ СПО РК <<СОРТАВАЛЬСКИЙ  КОЛЛЕДЖ>>

186790 г. Сортавала, ул, Гагарина, 13 ТЕЛ. 4- 78- 85 код (81430)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА№ 1

Вариант №  10

 

Вопросы :  1, 2, 3

 

По  <<Основе философии >>

 

Студента   3  курса

 

Специальность 110809.51 <<Механизация сельского хозяйства>>

 

Фамилия, имя, отчество : Кондаков Артемий Алексеевич

 

Шифр 10

 

Работу проверил ___________________________________________

Отметка о зачёте ___________________________________________

Подпись преподавателей_____________________________________

Домашний адрес студента________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

  1. Наука как общественное явление
  2. Духовная жизнь общества и её ценности
  3. Основные типы философских направлений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наука как общественное явление

 

 

 

Нау́ка — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

 

Наука сегодня представляет собой чрезвычайно сложное явление: Взаимоотношение между наукой и обществом находят свое выражение в превращении науки в особый социальный институт, то есть исторически вырабатывается относительно устойчивая форма организации научной деятельностью, складываются определенные традиции, ценностные ориентации, нормы поведения людей занимающихся научной деятельностью. Из общей массы населения выделяются люди, занимающиеся профессиональной научной деятельностью, складываются научные организации, издаются научные журналы и т.д., то есть закрепляется, укореняется своеобразная научная деятельность, соблюдается единство и преемственность в ее развитии.

Институализация, превращение науки  в социальный институт означает и признание обществом права науки на существование, и установление социального контроля над представителями науки, их деятельностью. Различные звенья науки выполняют свои функции.

Наука, в целом, является средством, с помощью которого человечество теоретически обосновывает развитие своей практической деятельности. Различают: фундаментальные исследования – они ориентированы на получение теоретических основ будущих практических рекомендаций; прикладные – формируют программы деятельности общие для более или менее широкой области исследования; разработки – нацелены на создание конкретных технологических алгоритмов, решение конкретных технических задач (как можем что-либо получить).

Наука – форма общественного  сознания, выражающая социальный и внутренний мир человека в понятиях, законах теориях. Разрабатывает особое, рационально-логическое видение мира.

 

 Наука выступает как отрасль духовного производства, результатом которого является объективно-истинное знание о мире, человеке, обществе, представленное в научных формах знания (гипотезах, проблемах, теориях).

 

 Наука выступает как непосредственная производительная сила общества, что означает большое влияние науки на развитие материального производства, без наукоемких технологий невозможно современное производство.

Духовная жизнь  общества и её ценности

 

Духовная жизнь современного общества чрезвычайно динамична.

На человека, не подготовленного  к общению с современной культурой, все это может производить  впечатление хаоса, в котором  легко растеряться. На самом деле процессы создания и освоения духовных ценностей носят упорядоченный характер и подчиняются определенным общественным закономерностям.

      Особенно  важно понять назначение основных  исторических форм духовной деятельности  людей — религии, морали, искусства, науки, философии, права, политической идеологии. Историческими они называются потому, что отражают определенную последовательность духовного становления человечества. Каждая из этих форм удовлетворяет специфические духовные запросы людей и использует своеобразные символические, знаковые средства выражения. Например, искусство аккумулирует многовековой опыт эстетического осмысления и преобразования мира, удовлетворяя потребность человека в общении с прекрасным. Символический язык искусства — это язык художественных, эмоционально насыщенных образов. Наука удовлетворяет социальную потребность в знаниях и использует в качестве символического кода строгий язык научных понятий, теорем, теорий. Вы можете продолжить этот анализ самостоятельно, сравнив, например, право и мораль, религию и политическую идеологию, чтобы лучше понять их особенности и общественные функции.

      Рассмотренные  выше явления образуют как  бы «верхний этаж» духовной  жизни общества. Все они по-своему  важны и необходимы. Функции каждой формы духовной деятельности не могут быть выполнены прочими. Вместе с тем в различные исторические эпохи то одна, то другая из них выдвигалась на передний план. Например, в Средние века ведущая роль принадлежала религии, потому что в качестве главного заказчика, организатора и общественного эксперта в сфере духовной деятельности выступала церковь. В Новое время, начиная приблизительно с XVII столетия, эта роль стала постепенно переходить к государству, в связи с чем наблюдался процесс секуляризации — относительного уменьшения влияния религии. На передний план выдвигались такие формы духовной деятельности, как наука, философия, политическая идеология. Однако этот процесс никогда не был всеобщим и не затрагивал все страны в одинаковой степени.

      В истории  делались попытки насильственно  «вытеснить» из жизни общества  одни духовные ценности и заменить  их другими, в частности религию  наукой, мораль идеологией (вспомните  из школьного курса истории,  когда и где это происходило), однако, по большому счету, они закончились безрезультатно.

      Какая  форма духовной деятельности  играет ведущую роль в современном  обществе? По мнению многих ученых, на это место все более претендуют  средства массовой информации (СМИ), а в качестве главного посредника, связующего интересы создателей и потребителей духовных ценностей, выступает безличный механизм рыночных отношений. Общество во все большей мере организуется и управляется не с помощью идей, а с помощью каналов коммуникации. Эти изменения порождают много новых социальных проблем, в частности уменьшение престижности некоторых традиционных интеллигентских профессий и рост популярности ряда новых — сотрудника информационного агентства или медиа-холдинга, культурного менеджера, продюсера, рекламного агента, телеведущего и др. Возможность получения прибыли становится одним из веских аргументов для принятия решения о тиражировании произведений. Некоторыми деятелями культуры данная ситуация оценивается как «духовный кризис общества» или «падение духовности».

      Важность  для общества основных исторических  форм духовной деятельности подтверждается  тем, что они развиваются и  совершенствуются преимущественно  профессионалами в стенах специализированных  культурных учреждений, таких как  школа и университет, церковь, музей, библиотека, театр и т. п. Чтобы добиться успеха в этих областях, нужно обладать обширными специальными знаниями и навыками, как минимум, в пределах высшего образования. Поэтому данную сферу общественной жизни еще иногда называют специализированной духовной деятельностью.

      Однако, помимо специализированной, существует  и неспециализированная духовная  деятельность. Обратите внимание  на такие явления, как язык, народные обычаи и традиции, мода, этикет.

      Значение  неспециализированной деятельности в современную эпоху ни в коем случае нельзя недооценивать, потому что именно на этом уровне чаще всего и происходит непосредственная встреча человека с ценностями духовной культуры.

 

Основные типы философских направлений

Философия – это система представлений о мире в целом и месте в нем человека, выраженная в теоретической форме.

Типы философских  направлений:

1. Типы философии  по характеру решения основного  вопроса философии. В данном аспекте философские учения можно разделить на два основных направления – материализм и идеализм.

 

Материализм – это философское направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи и вторичности сознания. С точки зрения материализма, природа существует вечно, она несотворима и неуничтожима. Никаких сверхъестественных, божественных сил нет. Человеческое сознание является продуктом длительной эволюции жизни на Земле.

 

Идеализм – это философское направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности сознания и вторичности материи. В идеализме существуют два течения – объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективные идеалисты первичным объявляют объективное, т. е. внечеловеческое сознание, называя его «мировым духом», «мировым разумом», «божественным сознанием». Субъективные идеалисты первичным считают субъективное, т. е. человеческое сознание. С их точки зрения, внешний мир комбинируется из человеческих ощущений.

2. Типы философии  по объекту философского познания. В данном аспекте философские учения делятся на космоцентрические, теоцентрические и антропоцентрические.

 

Космоцентризм – это философское направление, предметом которого является мир в целом, Космос, Вселенная. Для него характерно стремление как бы «объять необъятное», определить, что лежит в основе всего сущего, что является источником всякого движения.

 

Теоцентризм – это философское направление, предметом которого является идея Бога. Для него характерны поиски логических, философских доказательств бытия Бога.

 

Антропоцентризм – это философское направление, предметом которого является человек. Поиск ответа на вопрос, что такое человек и в чем смысл его бытия, является главной задачей антропоцентризма.

3. Типы философии по способу обоснования своих постулатов. В данном аспекте философские учения можно разделить на рационалистические и иррационалистические.

 

Рационализм – это тип философии, который делает центральным пунктом философского анализа разум, строгое логическое обоснование.

Иррационализм - исходит из того, что решающим источником познания предельных оснований бытия является интуиция, внезапное мистическое озарение и т. п.

4. Типы философии  по методу философского мышления. В данном аспекте философские учения делятся на диалектические и метафизические.

Диалектика – это такой метод мышления и объяснения, который исходит из того, что в мире все процессы и явления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Источником всякого движения, развития и изменения является взаимодействие, борьба противоположностей.

Метафизика – это такой метод мышления и объяснения, который пытается дать однозначное, завершенное изображение мира в готовых, сложившихся понятиях. Поскольку сущность вещей неизменна и вечна, они неподвижны. Вывести их из состояния покоя, придать им движение может лишь внешняя сила (например, Бог).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемый  материал: Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТ-ДАНА, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Наука как общественное явление