Наука в культуре современной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:10, реферат

Описание

В истории можно выделить два больших типа цивилизаций - традиционалистский тип цивилизации и цивилизацию, которую часто называют западной, по региону ее возникновения, и которая сейчас уже представлена не только странами Запада. Эту цивилизацию можно назвать техногенной, поскольку в ее развитии решающую роль играет постоянный поиск и применение новых технологий, причем не только производственных технологий, обеспечивающих экономический рост, но и технологий социального управления и социальных коммуникаций.

Содержание

1. Исторические типы цивилизаций и их базисные ценности.


2. Наука и другие формы культуры.


3. Роль науки в жизни общества.

Работа состоит из  1 файл

реферат по философии.rtf

— 77.66 Кб (Скачать документ)

Реферат по философии

Тема Наука в культуре современной цивилизации

  Традиционалистский и техногенный типы цивилазиционного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.  

           Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). 

 ПЛАН. 

1.      Исторические типы цивилизаций и их базисные ценности. 

2.      Наука и другие формы культуры. 

3.      Роль науки в жизни общества. 

 1. Различные модели исторического процесса (линейное и локальное представления). Типы обществ и стадии исторического развития. Цивилизация как интегральное понятие, объединяющее культурные (ценностные и религиозные), экономические, политические и т.д. параметры жизни общества. Цивилизация ≠ отдельная страна или даже группа стран. 

В истории можно выделить два больших типа цивилизаций - традиционалистский тип цивилизации и цивилизацию, которую часто называют западной, по региону ее возникновения, и которая сейчас уже представлена не только странами Запада. Эту цивилизацию можно назвать техногенной, поскольку в ее развитии решающую роль играет постоянный поиск и применение новых технологий, причем не только производственных технологий, обеспечивающих экономический рост, но и технологий социального управления и социальных коммуникаций. 

Техногенная цивилизация родилась в европейском регионе примерно в XIV-XVI столетиях. Фундаментальным процессом ее развития стал технико-технологический прогресс. Часто на протяжении жизни одного поколения он радикально меняет предметную среду, в которой живет человек, а вместе с тем тип социальных коммуникаций, отношений людей, социальные институты. Динамизм техногенной цивилизации разительно контрастирует с консервативностью традиционных обществ, где виды деятельности, их средства и цели меняются очень медленно, иногда воспроизводясь на протяжении веков. 

Система ценностей и жизненных смыслов, которая характерна для техногенного развития, включала особые понимания человека и его места в мире. 

  

 

Традиционалистская цивилизация 

Техногенная цивилизация 

Человек подчинен судьбе, традиции, не проявляет инициативы, созерцает природу 

Человек - деятельное существо, которое противостоит природе, преобразует ее, подчиняет своей власти  

Деятельность по традиции, по обычаю, отклонение от обычая – аномалия, идеал минимального действия; приоритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления. 

Ценность преобразующей, творческой деятельности;  

Ценность прошлого, которому надо подражать 

Движение к будущему, несущему новые завоевания и перемены 

Природа – живой организм, малой частицей которого является человек 

Природа – неограниченный источник материалов и ресурсов человеческой деятельности 

Личность определена через ее включенность в строго определенные и часто от рождения заданные семейно-клановые, кастовые и сословные отношения; индивидуальность человека подавляется; свобода в самопреобразовании 

Идеал свободной индивидуальности, которая может перемещаться между общностями, обладая равными правами с другими. 

Ценность индивидуальных свобод и прав человека 

Подавление инноваций, которые ограничивались традицией, медленный темп развития; консерватизм 

Ценность инноваций и прогресса, высокий темп развития 

Религия и обычай – выше знания 

Успех деятельности обусловлен знанием о законах объекта, ценность науки; научная рациональность влияет на все другие формы культуры 

Власть как непосредственное управление человеком 

Ценность власти и силы как возможность управлять природными объектами (социальными в том числе) 
 

  

Техногенные общества сразу же после своего возникновения начинают воздействовать на традиционные цивилизации, заставляя их видоизменятся. Иногда эти изменения становятся результатом военного захвата, колонизации, но чаще - итогом процессов догоняющей модернизации, которую вынуждены осуществлять традиционные общества под давлением техногенной цивилизации. 

Вступив в фазу постиндустриального развития, техногенная цивилизация начала новый цикл своей экспансии в различные страны и регионы планеты. Техногенный тип развития в значительно большей степени, чем традиционалистский, унифицирует общественную жизнь. Наука, образование, технологический прогресс и расширяющийся рынок порождают новый образ мышления и жизни, преобразуя традиционные культуры. И то, что мы называем сегодня процессом глобализации, является продуктом экспансии именно техногенной цивилизации. Она внедряется в различные регионы мира прежде всего через технико-технологическую экспансию, вызывая целые эпохи модернизации традиционных обществ, переводя их на рельсы техногенного развития. 

  

2. В рамках техногенной цивилизации наука выступает основанием реализации целого ряда цивилизационных ценностей, условием господства человека над природой и социальными обстоятельствами. Поэтому научная рациональность (предметность, объективность, универсальность, однозначность, доказанность, проверяемость и т.д.) становится ценностью сама по себе. Наука становится необходимой базой самых различных видов деятельности и превращается в образец других форм культуры, которые, в свою очередь, позиционируют себя прежде всего относительно науки. 

Наука и философия: 

Наука становится специальным предметом философского рассмотрения в  середине 19 века, когда наука становится ведущей формой и идеалом духовной деятельности. На ранних этапах развития человеческого познания философия и наука составляли единое нерасчлененное, синкретическое знание со своими мировоззренческими, гносеологическими и методологическими особенностями, являющимися предметом философского исследования. После выделения из философии математики и других наук в самостоятельные области научного познания между ними возникли новые взаимосвязи и взаимоотношения, благодаря которым многие идеи и принципы познания, разрабатываемые в области философии, способствовали прогрессу науки. Со своей стороны, достижения конкретных наук способствовали возникновению новых учений и направлений в философии. Иначе говоря, отношения философии и науки развиваются следующим образом: 

-         философия  - наука наук, включает в себя все знание; 

-         философия обосновывает методы и образцы познавательной (в т.ч. научной) деятельности; 

-         исследует границы и возможности научного познания в его имеющихся формах наряду с другими видами духовной деятельности; 

-         пользуется выводами науки для своих построений, для выводов о природе мироздания.  

Философия – это теоретическая рефлексия мировоззрения эпохи, в которое необходимо входит знание людей о мире в форме научных данных и теорий. Но философия не ограничивается этим. Ядром мировоззрения являются ценности, то есть смыслы и значения, придаваемые людьми различным явлениям действительности, важнейшими из которых являются истина, добро и красота. Наука, для которой важнейшей ценностью является истина, становится необходимой (но не достаточной) частью материала для философского обобщения. 

Философия способствует развитию творческого потенциала науки, строя категориальные модели возможных предметов познания и методов их исследования. Если в культуре не сложилась категориальная система, соответствующая новому типу объектов, то последние будут восприниматься через неадекватную сетку категорий, что не позволит науке раскрыть их существенные характеристики. Адекватная объекту категориальная структура должна быть выработана заранее, как предпосылка и условие познания и понимания новых типов объектов. Но тогда возникает вопрос: как она формируется и появляется в науке? Ведь прошлая научная традиция может не содержать категориальную матрицу, обеспечивающую исследование принципиально новых (по сравнению с уже познанными) предметов. Что же касается категориального аппарата обыденного мышления, то, поскольку он складывается под непосредственным влиянием предметной среды, уже созданной человеком, он часто оказывается недостаточным для целей научного познания, так как изучаемые наукой объекты могут радикально отличаться от фрагментов освоенного в производстве и обыденном опыте предметного мира. 

Задача выработки категориальных структур, обеспечивающих выход за рамки традиционных способов понимания и осмысления объектов, во многом решается благодаря философскому познанию. 

Философия способна генерировать категориальные матрицы, необходимые для научного исследования, до того, как последнее начинает осваивать соответствующие типы объектов. Развивая свои категории, философия тем самым готовит для естествознания и социальных наук своеобразную предварительную программу их будущего понятийного аппарата. Применение развитых в философии категорий в конкретно-научном поиске приводит к новому обогащению категорий и развитию их содержания. Но для фиксации этого нового содержания опять-таки нужна философская рефлексия над наукой, выступающая как особый аспект философского постижения действительности, в ходе которого развивается категориальный аппарат философии. 

Но тогда возникает вопрос о природе и истоках прогностических функций философии по отношению к специальному научному исследованию. Это вопрос о том, как возможно систематическое порождение в философском познании мира идей, принципов и категорий, часто избыточных для описания фрагментов уже освоенного человеком предметного мира, но необходимых для научного изучения и практического освоения объектов, с которыми сталкивается цивилизация на последующих этапах своего развития. 

Уже простое сопоставление истории философии и истории естествознания дает весьма убедительные примеры прогностических функций философии по отношению к специальным наукам. Достаточно вспомнить, что кардинальная для естествознания идея атомистики первоначально возникла в философских системах Древнего мира, а затем развивалась внутри различных философских школ до тех пор, пока естествознание и техника не достигли необходимого уровня, который позволил превратить предсказание философского характера в естественнонаучный факт. 

Можно увидеть по крайней мере два источника опережающего развития философских категорий. Первый источник связан с обобщением опыта духовного и практического освоения мира. Он позволяет не только сформировать философские категории как рационализацию универсалий человеческой культуры (категорий культуры), но и постоянно обогащать их содержание за счет философского анализа научных знаний, естественного языка, искусства, нравственных проблем, политического и правового сознания, феноменов предметного мира, освоенного человеческой деятельностью, а также рефлексии философии над собственной историей. Второй источник основан на применении аппарата логического оперирования с философскими категориями как с особыми идеальными объектами, что позволяет за счет "внутреннего движения" в поле философских проблем и выявления связей между категориями выработать их новые определения. Новизна философских моделей мира подготавливает почву для творческого развития других форм культуры и прежде всего науки.  

Наука и искусство:  

Особенно явно ценностный характер духовной деятельности проявляется в искусстве. В процессе художественного освоения действительности объекты, включенные в человеческую деятельность, не отделяются от субъективных факторов, а берутся в своеобразной «склейке» с ними. Любое отражение предметов объективного мира в искусстве одновременно выражает ценностное отношение человека к предмету. Художественный образ – это такое отражение объекта, которое содержит отпечаток человеческой личности, ее ценностных ориентаций, которые вплавляются в характеристики отражаемой реальности. Исключить это взаимопроникновение – значит разрушить художественный образ. В науке же особенности жизнедеятельности личности, создающей знания, ее оценочные суждения не входят непосредственно в состав порождаемого знания (законы Ньютона не позволяют судить о том, что любил и что ненавидел Ньютон, тогда как, например, в портретах кисти Рембрандта запечатлена личность самого Рембрандта, его мироощущение и его личностное отношение к изображаемым социальным явлениям; портрет, написанный великим художником, всегда выступает и как автопортрет). То есть обобщение в искусстве, выражение им ценностей эпохи происходит в форме единичного чувственного и личностного образа. В науке – выражается в объективном безличностном знании в форме общих законов науки. 

            Формирование человека эпохи происходит под влиянием всех форм духовной культуры. По сути, это процесс культивирования определенных ценностей и передачи определенной суммы знаний, необходимых для жизни в современном обществе. Наука в этом процессе играет важную роль, но очень часто переоцениваемую, когда формирование и воспитание личности сводится исключительно только к передаче знаний, необходимых для жизни в технически насыщенном мире. Однако и в технократически понимаемом воспитании (казалось бы, лишенном ценностной нагрузки) формируются весьма ценные для техногенной цивилизации человеческие качества: стремление к инновациям, творческое начало, культ истины, демократизм мышления и поведения, бескорыстие и т.д. Однако проблемы техногенной цивилизации показывают, что эти ценности вне более широкого социально-культурного контекста, способны скорее породить антропологический кризис, а не открыть новые границы развития цивилизации. 

  

3. Наука становится важнейшим условием социального и культурного развития общества, фактором развития личности, подготовки профессиональных кадров. Само образование перестраивается под влиянием науки – не только по содержанию, но и по форме. Современный специалист формируется в процессе не пассивного усвоения некоей суммы знаний, но и активным участием  в научном исследовании, тем самым деятельно осваивая ценности современной личности и реально формируясь в качестве члена научного сообщества 

Информация о работе Наука в культуре современной цивилизации