Немецкая классическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:39, контрольная работа

Описание

Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления. Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по философии.docx

— 38.63 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное 

Бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРИЗЕДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

КУРГАНСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

 

 

 

Оценка_________________

«__»____________2012г.

 

 

 

 

 

 

Вариант  VII. (П-Р)

Немецкая  классическая философия

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине

Философия

Романчук Татьяны Вячеславовны

Студентки курса ГМУ-62, группы ГМУ-62

Специальность:080504.65

«Государственное и муниципальное 

управление»

Преподаватель:   Татаринцев В.Г.

К.ф.н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курган

2012

  1. Философия Г.В. Гегеля: абсолютный идеализм, панлогизм, тождество мышления и бытия, диалектика.

 

Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления. Гегель выводит особое философское  понятие — абсолютной идеи.

Абсолютная  идея - это: единственно существующая подлинная реальность; первопричина всего окружающего мира, его предметов  и явлений; Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Историческая заслуга Гегеля перед  философией заключается в том, что  им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон  развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего  мира. Смысл диалектики в том, что: все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явления  окружающего мира - содержит в себе противоположные начала;  данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; единство и борьба противоположностей — основа развития и существования  всего в мире.

Развитие  происходит от абстрактного к конкретному  и имеет следующий механизм: существует определенный тезис;  данному тезису всегда находится антитезис —  его противоположность; в результате взаимодействия двух противоположных  тезисов получается синтез — новое  утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком  уровне развития; данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз  в результате синтеза противоположных  тезисов образуется тезис все  более и более высокого уровня. Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: субъективный дух; объективный дух; абсолютный дух. Субъективный дух —  душа, сознание отдельного человека. Объективный  дух - следующая ступень духа, "дух  общества в целом". Абсолютный дух  — высшее проявление духа, вечно  действительная истина. Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя: философию природы; антропологию; психологию; логику; философию государства; философию гражданского общества; философию права; философию истории; диалектику — как истину всеобщих законов и принципов. История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа.

Тождество бытия  и мышления - исходный пункт философии Гегеля.

Стремясь  последовательно провести принцип  тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную, неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса. В этом смысл известного положения Гегеля о том, что абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего существующего, но и как его результат, т.е. высшая ступень его развития.

Эту высшую ступень развития "абсолютной идеи" составляет "абсолютный дух" - человечество, человеческая история. Мышление по сравнению  с чувственными восприятиями представляет собой высшую форму познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать то, чего уже нет (прошлое), то, чего еще  нет (будущее). Чувственные восприятия непосредственно связаны с объектами, предметами, воздействующими на наши органы чувств; наука же обнаруживает, открывает явления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако, как  ни велико значение мышления, как ни беспредельны возможности теоретического познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и без него невозможно.

Гегель в  силу свойственной ему идеалистической  недооценки чувственных данных не увидел глубокого диалектического единства рационального и эмпирического, не понял, как из чувственных восприятий внешнего мира мышление черпает свое содержание. Содержание мышления (содержание науки), по мнению Гегеля, есть ему одному (одному лишь мышлению) присущее содержание; оно не получено извне, а порождено мышлением. Познание, с этой точки зрения, не есть обнаружение того, что существует вне нас, вне мышления; это - обнаружение, осознание содержания мышления, науки. Выходит, следовательно, что мышление и наука познают свое собственное содержание и познание оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления - абсолютной идеи, т.е. Бога.

Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают  друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших  тезисов гегелевской философии: все действительное разумно, все  разумное действительно. Мышление отражает объективную реальность, и, поскольку  оно правильно ее отражает, можно  говорить о разумном взгляде на мир. Но Гегель отождествляет отражение  действительности (разум) и то, что  отражается, - объективную реальность. Это тождество мирового разума с  многообразным миром явлений, этот процесс мышления, содержит в себе все многообразие действительности, и называется им "абсолютной идеей", с одной стороны, наполняется  совершенно реальным природным и  историческим содержанием, а с другой стороны, оказывается рафинированным представлением о Боге.

 

  1. Философия права  Гегеля. Право как бытие свободы. Гражданское общество как система потребностей и его противоречия.  Государство как «действительность нравственной идеи».

 

Понятие права. Предметом философии права, по Гегелю, является идея права, т.е. понятие права и его осуществление. Право, наряду с моралью и нравственностью относится к сфере объективного духа. Именно на этой ступени свобода впервые, перестав быть субъективной, приобретает форму реальности, воплощаясь в виде государственно-правовых формообразований. Идея права, таким образом, - это свобода в её субъективном существовании. Тремя основными ступенями развития понятия права являются: абстрактное право, мораль и нравственность. К абстрактному праву относятся вопросы собственности, договора и неправды; к морали умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть; к нравственности - семья, гражданское общество и государство.

 Абстрактное  право представляет собой возможность,  ещё не конкретизированную в  поступке. Здесь Гегель обосновывает  формальное, правовое равенство  людей, отрицая как требования  фактического равенства, так рабство  и крепостничество.

  Мораль  является следующей ступенью  конкретизации права, когда свободная  личность проявляет себя в  поступке. На этой ступени приобретают  значение мотивы и цели поступка.

   Последней  ступенью конкретизации права,  где свобода приобретает объективный  характер в виде семьи, гражданского  общества и государства становиться  нравственность.

  Гражданское общество. Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех, где ещё не достигнута полная свобода. По существу под гражданским обществом Гегель понимает современное ему буржуазное общество. Это царство нужды и рассудка. Существуя как система потребностей, основанное на частной собственности и разделении труда, гражданское общество не может само по себе разрешить противоречия между частным интересом и всеобщим.

  В структуре  гражданского общества существует  три сословия:

  1) субстанциальное (землевладельцы - помещики и крестьяне);

  2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

  3) всеобщее (чиновники).

  К сфере  гражданского общества Гегель  относит также правосудие и  полицию, поскольку на эти институты возлагается задача защиты собственности. Гегель высказывается за публичное оглашение законов, публичное судопроизводство и суд присяжных. Вместе с тем, Гегель отмечает, что в гражданском обществе регулирование отношений происходит не разумно, а случайно. Для преодоления противоречий гражданского общества необходимо государство.

  Государство. Идея государства, по Гегелю, распадается на три элемента:

  1) индивидуальное  государство (внутреннее государственное  право);

  2) государство  в отношениях с другими государствами  (внешнее государственное право);

  3) государство  во всемирной истории.

  Развитое  до своего понятия индивидуальное  государство представляет собой  основанную на разделении властей  конституционную монархию. Тремя  различными властями являются: законодательная  власть, правительственная власть  и власть монарха. Гегель критикует  противопоставление различных властей  друг другу, считая, что они  должны составлять органически  единую систему, на которой  основывается государственный суверенитет.  Гегель критикует идею народного  суверенитета. По его мнению, суверенитет  должен принадлежать наследственному  монарху.

  Законодательная власть - это власть определять и устанавливать всеобщее. Она представлена двух палатным парламентом. Здесь Гегель высказывается за свободу печати и публичность прений в палатах. Правительственная власть (в т.ч. и судебная) - это власть подводить особенное под всеобщее. Правительственная власть должна руководствоваться законами и волей монарха.

  Суверенитет государства - это абсолютная власть всеобщего над частным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц. Индивидуальные государства относятся друг к другу как самостоятельные и свободные. Их взаимоотношения устанавливаются на договорной, правовой основе. Вместе с тем, Гегель критикует кантовскую идею вечного мира и считает, что одним из средств разрешения межгосударственных споров является война.

 

  1. Философия истории Гегеля.  История как самопознание свободы. Ступени исторического процесса и его закономерный характер.

 

Гегель в  философии истории осмыслил развитие человека через ступени развития мирового разума. В философии духа Гегель осмыслил проблемы права, нравственности, государства. Красной нитью через  философию истории проходит идея свободы, поэтическое рассматривается  как царство реализованной свободы. Легальность и моральность соединяются  в образ нравственности, формы  ее появления: семья, гражданское общество и государство.

Разумный  человек способен посмотреть на мир  и самого себя через призму определенного  состояния мировой истории. Народы существую исторически и неисторически. Исторически - это инструменты в руках мирового разума, а не исторически - это сырье, материал.

Гегель выделял 4 этапа развития мировой истории:

1) восточный

2) Греческий

3) Римский (иногда объединялся  с греческим в античный)

4) Германский (Христианский)

В восточном  периоде свободы нет, деспотичный  режим (Вавилон, Китай), потому что люди еще не осознают необходимость в свободе.

В греческом  периоде - много свободы, так как  осознают необходимость в ней.

В Римском  периоде человек создает право  и становится носителем правового  сознания.

В Германском периоде свободны все, так как  все осознают необходимость.

Свобода выступает  в двух ипостасях: позитивной и негативной.

1) Свобода от (негативная)

2) Свобода для (позитивная)

Свобода от - может перерастать в произвол, настоящая свобода всегда нуждается в ограничении.

Прусская  монархия - идеальный тип государства, а абсолютное государство - это шествие  Бога по земле. Идеальное государство  было для него античное.

Развитие  истории является воплощением идей мирового разума, и при этом в  новых исторических формах всегда сохраняется  часть старых, но они репродуцируются  на более высоком уровне.

Прогресс  во всемирной истории осуществляется всегда каким-либо одним народом, дух  которого является носителем Мирового Духа на данном этапе развития (в этой связи Гегель говорит о народном духе). Другие народы или изжили себя, или еще не дошли до необходимой стадии развития, поэтому они играют подчиненную роль. Цель мировой истории - познание Мировым Разумом себя. Мировой Разум воплощается на том или ином этапе в культуре того или иного народа - становится его народным духом. Осуществление этой цели означает начало упадка: познавая себя, народ видит свою конечность, ограниченность и открывает дорогу другим, более высоким принципам. "Зрелость народа превращается в старость, но, созданные им плоды не пропадают - дают семена другого народа, которому время зреть".

 Таким  образом, каждый народ - определенное  звено в цепи развития Мирового  Разума, двигающегося к осуществлению  своей цели. Критерий общественного  прогресса - прогресс в сознании  свободы. Человечество, развиваясь, постепенно приходит к все  более глубокому пониманию свободы.

 

 

 

  1. Л. Фейербах: антропологический материализм. Критика религии. Диалектика отношений «Я» и «Ты».  Гуманистическа я этика любви. Принцип "разумного эгоизма".

 

Л. Фейербах был первым философом, который подверг  критике философскую систему  объективного идеализма Гегеля. У  Фейербаха был гегельянский период философского развития, но в лоне гегелевского «абсолютного идеализма» вызрел и его  антитезис – антропологический  материализм. Уже при первом знакомстве с гегелевскими лекциями Фейербах обратил  внимание на наличие в них наряду со «спекулятивными построениями»  также «обыкновенных представлений», в том числе постановку проблемы отношения мышления и бытия, в  решении которой Гегелем Фейербах засомневался. Фейербах приходит к  выводу, что гегелевский тезис  о само отчуждении логической идеи в природу не обоснован: абсолютная идея, представляющая «чистое мышление» (существующее вне сознания человека), не может знать ничего даже о мышлении, а не только о чем-то другом.

Информация о работе Немецкая классическая философия