Немецкая классическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:59, реферат

Описание

Немецкая классическая философия стала одной из вершин развития мировой философии. Она отразила особенности и противоречия Германии, страны, отсталой в социально-экономическом положении, раздробленной на мелкие княжества, расколотой Реформацией и Контрреформацией на католическую и протестантскую церкви, ослабленную Крестьянской войной, в которой немецкая буржуазия не победила силы феодализма, страны, в которой возрождается идеалистическая философия.

Работа состоит из  1 файл

немецкая классическая философия.docx

— 28.57 Кб (Скачать документ)

 В первый период  Шеллинг вводит в философию природу, которую он представляет как единство противоположностей в виде мирового закона (полярность полюсов магнита, противоположные электрические заряды, кислота и щёлочи). Противоположности порождены живой силой, бессознательным духовным началом.   

 Во второй период  Шеллинг дополняет свою натурфилософию трансцендентальной философией, выводя природу из субъективно-идеалистического начала - из Я, из непосредственного созерцания субъектом объекта (природы). Сознание через ощущения, рефлексию восходит к воле, к практическому Я, доходит до высшей формы нравственного действия, как единства необходимости и свободы. Два периода в развитии философии приводят Шеллинга к философии тождества  природы и духа, ставшей основой всей его философии. Всё существующее, по Шеллингу есть абсолютный разум, в котором объект и субъект едины и нерасторжимы. В Абсолюте тождественно всё. Раздвоение начинается с перехода от единого к множественному. Абсолют - не дух и не природа. Он даёт Вселенную. Мир конечен и преходящ. Абсолют - вечен. Он возможность всего. Порождение Вселенной из Абсолюта – иррационально. Это акт, не поддающийся рациональному познанию. Акт бессознательной воли. Если между первыми тремя  периодами в философии была взаимосвязь, то в четвертый период Шеллинг переходит на позиции теософии, соединяя философию, мифологию и религию. Философия Шеллинга в этот период успеха не имела. Шеллинг оказал большое влияние на Гегеля (своего современника) своей диалектикой природы и на философию жизни (Ницше) главным образом своим иррационализмом. Шеллигианство было распространено в России.  

 Большим постижением  всей философской мысли стала Философия Гегеля (1770-1831). Гегель обобщил многие рациональные идеи немецкой классической философии в области диалектики и разработал свой диалектический метод, хотя и на идеалистической основе. Гегель выступил с критикой субъективного идеализма Фихте и агностицизма Канта, заявив, что мир познаваем и не познаваемых «вещей в себе» не существует.  

 Гегель в качестве  первоначала берет объективно-идеалистическую абсолютную идею, которая в своем развитии проходит три ступени: Логическую идею (до сотворения природы); Природа или инобытие идеи; Дух, являющийся не результатом развития природы, а своим собственным результатом, который тоже проходит три ступени: Субъективного духа (индивидуального сознания); Объективного духа (право, мораль, нравственность) и Абсолютного духа (искусство, религия, философия), на которой абсолютная идея приходит к  познанию самоё себя. Такова была общая конструкция философии Гегеля. Но в рамках её идеализма самым ценным оказалось рассмотрение всего в виде процесса развития во всеобщей взаимной связи, во взаимопереходах.   

 Гегель в силу своего  идеализма описывал не процесс  развития мира, а движение, саморазвитие  своей абсолютной идеи. При  этом в описании самодвижения абсолютной идеи он высказывает гениальные идеи в теории диалектики. Он развивает идеи Канта, Фихте, Шеллинга: говорит о большой роли противоречия в развитии, о роли скачков в развитии, используя принцип  триады, выводит свою систему категорий: бытие и ничто даёт становление, качество – количество - меру. Гегель, выводя категории друг из друга, исследует их взаимопереходы и взаимосвязи, причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности, общего и особенного, единичного. Все три части «Науки логики», включающие учение о бытии, о сущности и о понятии, содержат разработку диалектического метода - диалектическую логику.  В этом  состояло  рациональное зерно философии Гегеля - в диалектике. Основным недостатком гегелевской философии был её идеализм,  основным противоречием - противоречие между диалектическим методом, рассматривающим всё в процессе возникновения и уничтожения, в развитии, и метафизической системой  философии Гегеля, понимаемой им как абсолютной истины,  дальше которой познавать было нечего, только уточнять и пояснять. В лице его философии абсолютная идея, познав себя, исчерпала познание. Это противоречие будет разрешено Марксом и Энгельсом. Они откажутся от всякой претензии на абсолютное и исчерпывающее познание, освободят рациональное зерно гегелевской философии от идеализма и метафизики. Не их вина, что в их методе снова создадут новую схоластику и поведут борьбу с открытиями в науке, превратят философию в служанку идеологии, превратив в новую религию.    

 Фейербах (1804-1872) - выдающийся немецкий философ и единственный представитель материализма в немецкой классической философии. Фейербах выступил с критикой идеализма и религии, разработал материалистическое учение о природе познания и человеке. Он подверг критике Гегеля за отрыв мышления от человека и превращение его в безличный разум. Идеализм, по Фейербаху - это рационализированная религия. Философия должна расторгнуть союз с религией и заключить с естествознанием. Самым универсальным предметом философии является человек. Философия должна стать учением о человеке, антропологией. Человека Фейербах рассматривал как существо природное, физиологическое, вне связи с историей. Он отрицал какой-либо дуализм души и тела. Мышление не может творить материю, наоборот сама материя на определенной ступени порождает сознание. Фейербах выступал против распространённой в то время формы материализма – вульгарного  материализма,  сводившего  сознание  к  материальным  процессам  в коре головного мозга, считавшего и мысль материальной. Поэтому Фейербах называл свою философию не материализмом, а антропологией. Но его философия была материалистической и представляла собой высший этап в развитии домарксовского материализма. Фейербах не сводил все формы движения к механическому движению, но не смог преодолеть метафизического характера старого материализма. Он много говорил о значении открытой Гегелем диалектики, но сам применить её к своему учению о природе и человеке не смог. Поэтому его материализм остался метафизическим. В понимании истории развития общества Фейербах тоже остался на идеалистических позициях, не дойдя до материалистического понимания истории развития человеческого общества. Фейербах, критикуя идеализм, подвергал критике и религию, считая её порождением страха человека перед стихийными силами природы и жизни людей. Бог - отчуждённая сущность человека. Религия вредна и реакционна, так как парализует стремление человека к лучшей жизни в этом мире. Но Фейербах хотел не устранения религии, а её замены религией без бога, религией любви человека к человеку. Свою философию Фейербах называл философией будущего. Фейербах - выдающийся философ, сыгравший большую роль в Германии и в Европе. Благодаря его философии многие мыслители освобождались от идеализма.  

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

 Философия Нового времени  утвердила права разума на  познание и развитие науки,  отстояла права человека на  свободу слова, свободу вероисповедания,  на равенство людей перед законом  против произвола властей, утвердила  многие гуманистические ценности. Всё это не утратило своего  значения и для нашего времени.  Во второй половине Х1Х века становятся популярными течения, которые сделают поворот от идей Просвещения и рационализма к иррационализму и различным формам идеализма. Возникшей философии диалектического материализма будут противостоять философия волюнтаризма Шопенгауэра, которая послужит истоком философии жизни Ницше, экзистенциальная философия Кьёркегора, неокантианство, позитивистская философия и другие течения. Философские системы Нового времени будут и сегодня отличаться своей верой в торжество разума и в возможность познания мира, в общественный прогресс и более совершенное общество.


Информация о работе Немецкая классическая философия