Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 23:03, реферат
Немецкая классическая философия представляет собой высшее достижение буржуазной философской мысли не только в Германии, но и в международном масштабе. После нее развитие буржуазной философии шло по нисходящей линии. Главные ее представители — Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель (создатели немецкого классического идеализма) и Фейербах (продолжатель предшествующего материализма).
Немецкая классическая философия представляет собой высшее достижение буржуазной философской мысли не только в Германии, но и в международном масштабе. После нее развитие буржуазной философии шло по нисходящей линии. Главные ее представители — Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель (создатели немецкого классического идеализма) и Фейербах (продолжатель предшествующего материализма).
Исторической заслугой
немецкого классического
Философия Канта. Идея развития и агностицизм. Иммануил Кантг (1724--1804) — родоначальник немецкой классической философии идеализма, философ и ученый.
Философское развитие идей Канта делится на два периода. В первый период (до начала 70-х гг.) он пытался решать философские проблемы исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как теоретическая умозрительная наука, т.е. без обращения к опытным данным. Во второй период (с начала 70-х гг.) И.Кант пытается строго отделить явления от вещей как они существуют сами, но себе, от "вещей в себе". Последние, по мнению И.Канта, не могут быть даны в опыте. Первый период называют докритическим, второй — критическим. В работах докритического периода важное место занимают вопросы естествознания и философии природы. В них был поставлен вопрос о развитии в природе.
В работе "Всеобщая
естественная история и теория неба"
(1755) И. Кант высказал гипотезу, согласно
которой Солнечная система
Выдвижение на первый план идеи развития в неорганической и органической природе было крупнейшей научной заслугой И.Канта. Впоследствии это привело к проникновению идеи развития в специальные отделы естествознания. Кант пробил первую брешь в метафизическом Способе мышления и притом сделал это столь научным образом, что большинство приведенных аргументов сохраняют свою силу и поныне.
Однако сам Кант
не извлек из своего космогонического
учения последовательных материалистических
и атеистических выводов. Он сделал
ряд уступок религии и
В философских работах докритического периода И.Кант вначале находился под влиянием рационалистической философии Лейбница и его последователей, затем стал на сторону Юма и отошел от рационалистического взгляда. Пересмотр прежнего учения стал переходным моментом к работам критического периода. Из философских учений своих предшественников И.Кант сохранил убеждение, что опыт и разум как их понимали эмпирики, и рационалисты не могут быть источником достоверных знаний. А между тем достоверное знание существует. Откуда же оно в таком случае возникает? И.Кант признал, что источником такого знания являются независимые от опыта и предшествующие опыту (априорные) формы чувственности и рассудка.. Под критикой с этого времени И.Кант понимал исследование границ, до которых простирается способность разума, а также исследование других способностей и форм познания.
В данный период учение И.Канта о познании окончательно становится учением агностицизма. Он пытается строго отделить явления, доступные человеческому познанию в опыте, от "вещей в себе", т.е. от сущности вещей, которая будто бы не может быть дана в опыте.
Основная черта критической философии И.Канта — совмещение в ней материализма с идеалистическим учением о непознаваемости "вещи в себе".
Когда И. Кант допускает, что нашим представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то "вещь в себе", то тут он — материалист. Когда же объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной, потусторонней, — идеалист. За эту двойственность Канта критиковали и материалисты и идеалисты. Первые — слева, вторые — справа.
Объективный идеализм и диалектика Гегеля. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) — самый выдающийся представитель немецкого классического идеализма. Его основные труды: "Феноменология духа", "Наука логики", "Лекции по истории философии", "Лекции по философии истории". Философией Гегеля завершается немецкий классический идеализм.
Заслуга Г.Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. И не так важно, что Гегель не разрешил этой задачи полностью. Его историческая заслуга состояла в том, что он ее поставил.
Философское учение Г.Гегеля—объективный идеализм. Мышление, по его мнению, — это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего. Мышление отчуждает свое бытие в виде материи, природы, которая есть, "инобытие" этого объективно существующего мышления, именуемого Гегелем абсолютной идеей.
Гегель стремится доказать, что мышление находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности. Он стремился поэтому последовательно провести принцип тождества бытия и мышления. Абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса, не только предпосылка, но и результат его существования, т.е. высшая ступень его развития. Эту высшую ступень развития "абсолютной идеи" составляет "абсолютный дух" — человечество, человеческая история. "Все действительное разумно, все paзумно - действительно", — заключает Гегель.
Понятие "абсолютная идея", с одной стороны, наполняется совершенно реальным, природным и историческим содержанием, а с другой — окапывается рафинированным представлением о Боге, правда, освобожденным от обычно приписываемых ему религией человеческих черт. Основной формой мышления у Г.Гегеля является понятие. Оно выступает как божественное самопознание, а также познание человечеством Бога и самого себя. Гегелевская философская система, т.е. учение о природе и общества как формах существования "абсолютной идеи", составляет консервативную сторону его философии.
От системы Г.Гегеля следует строго отграничивать его диалектический метод. Диалектика составляет то рациональное зерно в философии Г.Гегеля, которое послужило исходным пунктом разработки философии марксизма.
Каковы же основные черты гегелевской диалектики? Это признанно взаимосвязи, движения, развития явлений; противоречия как источника движения, развития; превращения количественных изменений в качественные; признание зависимости метода от самого исследуемого предмета; рассмотрение истины как процесса; признание преемственности в развитии. Однако диалектика Г.Гегеля была разработана на идеалистической основе. Taк, он игнорировал революционную роль отрицания, его неразрывную связь с борьбой противоположностей, природа у него не развивается во времени, а лишь разнообразится а пространстве, сама его система ставит предел развитию мышления, хотя метод требует отказа от границ в развитии и т.д.
Несмотря на это, в целом философия Г.Гегеля послужила важнейшей предпосылкой возникновения марксизма. "Гегель, — говорил Ленин, — гениально угадал диалектику вещей (явлений, мира, природы) И диалектике понятий" (Полн. собр. соч. Т.29. С. 178). И далее: "Именно угадал, не больше" (С. 179).
Материализм Фейербаха. Людвиг Андреас Фейербах (1804— 1872) — немецкий философ-материалист и атеист. Главным делом его жизни была непримиримая борьба против религии. В противовес гегелевской философии религии он рассматривал философию и религию как миропонимание, науки, взаимно исключающие друг друга.
Атеизм Фейербаха превосходит по глубине теоретического анализа уровень, достигнутый французским материализмом XVIII в. Реальная причина религии, считал Л.Фейербах, не в обмане, использующем невежество, а в природе человека и условиях его жизни. Он вскрыл психологические факторы возникновения религиозных иллюзий, центр тяжести перенес с рациональной сферы на эмоциональную.
Если нужда —
отец религии, то воображение — ее мать.
Бессилие ищет выхода в порождаемой фантазией
надежде и утешении. Так возникают образы
богов как источник осуществления человеческих
желаний. "Бог есть то, в чем человек
нуждается для своего существо-пиния",
Л.Фейербах исследовал и гносеологические
корни религии. Критика религии у него,
хотя и ограничена идеалистическим пониманием
истории, перерастает в критику идеализма,
завершившуюся его переходом в лагерь
материалистов.
Начиная с работы "К критике гегелевской
философии" у Л.Фейербаха четко прослеживается
противопоставление идеализма материализму.
"...Мысленное бытие не есть действительное
бытие... Образ этого бытия вне мышления
— материя, субстрат реальности".
Раскрывая мистическую сущность гегелевской философии, Л.Фейербах сделал вывод о ее родстве с богословием и заявил, что она является рациональным оплотом теологии. "Кто не отказывается от философии Гегеля, ~ писал Фейербах, — тот не отказывается и от теологии. Учение Гегеля, что природа, реальность положена идеей, есть лишь рациональное выражение теологического учения, что природа сотворена богом, что материальное существо создано нематериальным, то есть абстрактным, существом".
Для обретения истины необходимо перевернуть спекулятивную философию: "Гегель ставит человека на голову, я — на его, покоящиеся на геологии, ноги", — писал Л.Фейербах. В основе философии Фейербаха лежит принцип: "...Бытие — субъект, мышление — предикат".
В теории познания
Л.Фейербах, продолжая линию
В центре его философии — человек, человек как "единственный, универсальный и высший предмет философии". Его материализм носит антропологический характер. Однако природа человека трактуется биологически, а не социально. Этим определяются и границы фейербаховского атеизма. Религия как форма общественного сознания не выводится из общественного бытия, а, наоборот, возводится в ранг определяющей силы, тормозящей это развитие. В целом антропологизм Л.Фейербаха не вышел за рамки метафизического материализма. Он не преодолел созерцательности домарксовского материализма.
Борясь против гегелевского идеализма, Л.Фейербах отверг и его диалектику. Он не понял, что диалектику можно развивать и на неидеалистической основе. Тем не менее, значение фейербаховской критики идеализма огромно. Лишь после этого возникла возможность материалистического переосмысления диалектики. Всемирно-историческое значение философии Л.Фейербаха в том, что его взгляды стали одним из исходных пунктов становления диалектического материализма.