Немецкая классическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 15:09, реферат

Описание

Немецкая философия XIX века - уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии.

Работа состоит из  1 файл

Немецкая классическая философия.doc

— 41.50 Кб (Скачать документ)
 

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО  «Дальневосточный государственный  университет путей сообщения». 

  
 

      Кафедра «Философия» 
 
 
 
 
 
 

Сообщение по теме: «Немецкая классическая философия» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск

2010 

Общая характеристика немецкой классической философии.

      Немецкая  философия XIX века - уникальное явление  мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось  глубоко исследовать проблемы, которые  определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

      Вклад немецкой классической философии в  мировую философскую мысль заключается  в следующем:

1. учения  немецкой классической философии  способствовали разработке диалектического мировоззрения;

2. немецкая  классическая философия значительно  обогатила логико-теоретический  аппарат; 

3. рассматривала  историю как целостный процесс,  а так же обратила серьезное  внимание на исследование человеческой  сущности.

Критическая философия И. Канта

      Основоположником  немецкой классической философии являлся  Иммануил Кант - профессор Кенигсбергского  университета, преподавал, логику, физику, математику, философию.

      Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докритический» и «критический». В «докритический» период И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом.

      В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

      В теории познания И. Кант отстаивает идею агностицизма. Разум человека наталкивается  на неразрешимые противоречия, которые  И. Кант называл антиномиями. Например, антиномия: Мир конечен - Мир бесконечен.

      Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное познание, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инструментом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории - единство, множество, цельность.

      В центре эстетического учения находится  исследование категорий «прекрасное» и «возвышенное», а так же проблема «гения» - художника. Оригинальность кантовского понимания прекрасного заключается в том, что философ связывает его с «незаинтересованным», бескорыстным, чистым созерцанием: чувство прекрасного свободно от жажды обладания, от любых помыслов вожделения, и поэтому оно выше всех других чувств. Воплощением эстетического духа является художник, который творит свой мир свободно.

      Социально - политические взгляды И. Канта базируются на следующих постулатах. Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека - в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону.

      И. Кант выдвинул идею демократии и правового  порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях, осуждал войны как наиболее тяжелое заблуждение и преступление человечества. Философ предсказал в будущем «вечный мир». Войны будут либо запрещены правительством, либо станут экономически невыгодными.

Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга

      Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики  всяческого откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права».

      Свою  философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я - концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются:

· «Я»  первоначально само себя полагает, само себя созидает,

· «Я»  полагает (образует) «не - Я», т.е. свою противоположность - внешнюю окружающую действительность (антитезис),

· «Я»  полагает «Я» и «не - Я». Взаимодействие между «Я - человеком» и «не - Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вместилища, высшей субстанции) с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не - Я», а с другой «не - Я» передает опыт, информацию «Я».

      Диалектика  И. Фихте неразрывно связана с  принципом деятельности, то есть активным отношением индивида (его духа, мыслящего  «Я») к действительности. Делается вывод о совпадении теоретического и практического начал в абсолютном субъекте, деятельность которого в процессе преодоления природы («не - Я») не только порождает весь мир, но и позволяет осознать самого себя.

      Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм.

      Философские идеи Ф. Шеллинг изложил в работах «Идеи к философии природы», «Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первоначало всего. Она также есть единство субъективного и объективного, вечный разум. Материя и дух едины и являются свойствами природы. Вся природа пронизана единым принципом: «от низшего в высшему».

      Важное  значение имеют антропологические  взгляды Ф. Шеллинга. Главной проблемой  человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в  самой природе человека. Окончательным  результатом идеи свободы является создание правового строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема отчуждения - противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью.

Объективный идеализм Г. Гегеля

      Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается  вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно  дальше своих знаменитых предшественников.

      Основной  заслугой Гегеля является разработанные  им:

- теория  объективного идеализма;

- всеобщий  философский метод - диалектика.

      В учении о бытии Г. Гегель отождествляет  бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие - сознанием: все разумное действительно, а все действительное разумно. Г. Гегель выводит особое философское понятие - «абсолютную идею» (мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способностью творить.

      Человек в онтологии Г. Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека - частица мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Через человека мировой дух проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; познает себя через познавательную деятельность; творит - в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

      Величайшая  заслуга Г. Гегеля состоит в разработке диалектического метода. Диалектика, по Г. Гегелю, основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.

      Развитие  происходит от абстрактного к конкретному  и имеет следующий механизм: существует определенный тезис, данному тезису всегда находится антитезис - его противоположность. В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития. Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз образуется тезис все более и более высокого уровня. По Г. Гегелю, противоречия являются движущей силой прогресса. Но процесс развития Г. Гегель понимает ограниченно; то есть развиваются идеи, мысли, а не предметы и явления материального мира, поэтому диалектика Г. Гегеля называется идеалистической.

      Природу (окружающий мир) Г. Гегель понимает как  инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Философия природы - распадается у Г. Гегеля на три больших раздела: механику, физику и органическую физику.

Информация о работе Немецкая классическая философия