Немецкая классическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 06:38, контрольная работа

Описание

Несмотря на то, что каждый из этих мыслителей удивительно своеобразен, можно говорить о немецкой классической философии как о едином, целостном образовании, поскольку ее отличает приверженность к ряду общих принципов.
Во-первых, философов, причисляемых к немецкой классической философии, объединяет сходное понимание роли философии в истории человечества и культуры. Они считали, что философия призвана критически осмысливать историю человечества.
Во-вторых, в философских системах немецких мыслителей была разработана целостная, диалектическая концепция развития, позволяющая исследовать все сферы человеческой жизни.
В-третьих, для немецкой классической философии характерен научно-теоретический подход к исследованию истории, отказ от ее интуитивного постижения. Философы пытались выделить закономерности исторического развития, которые они понимали как принципы исторической «разумности».

Содержание

Введение.
Основные принципы немецкой классической философии.
Философия И. Канта: активность субъекта познания; постулаты практического разума.
Система и метод философии Гегеля.
Сущность антропологического материализма Л. Фейербаха.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

Московский  Государственный  Университет Технологии и Управления

имени К.Г. Разумовского

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

Немецкая  классическая философия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                               Выполнил: студент

                                                                               Факультет «Экономика и бизнес»

                                                                               Специальность «Финансы  и кредит»  

                                                                               Группа:ЗФО 0604 сокр.

                                                                               Проверил:Калугин В.Н.

                                                                               Отценка: 
 
 
 
 
 
 
 

мгуту москва 2011

Введение. 

  1. Основные  принципы немецкой классической философии.
  2. Философия И. Канта: активность субъекта познания; постулаты практического разума.
  3. Система и метод философии Гегеля.
  4. Сущность антропологического материализма Л. Фейербаха.
  5. Список использованной литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Немецкая классическая философия охватывает более чем столетний 
период. Она связана с именами великих философов И. Канта (1724-1804), 
И.Г. Фихте (1762-1814), Ф.В. Шеллинга (1775-1854), Г.В. Гегеля (1770-1831), 
Л. Фейербаха (1804-1872).

      Несмотря  на то, что каждый из этих мыслителей удивительно своеобразен, можно говорить о немецкой классической философии как о едином, целостном образовании, поскольку ее отличает приверженность к ряду общих принципов.

      Во-первых, философов, причисляемых к немецкой классической философии, объединяет сходное  понимание роли философии в истории  человечества и культуры. Они считали, что философия призвана критически осмысливать историю человечества.

       Во-вторых, в философских системах немецких мыслителей была разработана целостная, диалектическая концепция развития, позволяющая исследовать все сферы человеческой жизни.

      В-третьих, для немецкой классической философии  характерен научно-теоретический подход к исследованию истории, отказ от ее интуитивного постижения. Философы пытались выделить закономерности исторического развития, которые они понимали как принципы исторической «разумности».

      Все эти принципы развивались на идеалистической  основе. Впервые* выступил против таких основ немецкой философии Л. Фейербах.

       2. Творчество И. Канта разделяется на два периода: «докритический» 
и  «критический».  В  работах  первого  периода  важное  место  занимали 
вопросы   естествознания   и   философии   природы,   в   которых   решались 
проблемы происхождения и развития солнечной системы.
 

 

       В критический период с позиций  дуализма (дуализм, от лат. dualis двойственный, - философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи) он исследует специфику познавательных способностей субъекта, законы деятельности разума и его границы.

       Впервые в философии Кант ставит вопрос о  том, что не познаваемый объект, о  познающий субъект является главным  фактором, определяющим способ познания и конструирующим предмет знания. Процесс познания у Канта строится на дуалистическом расчленении действительности на два мира - мира материальных вещей и мира человеческого сознания, неспособного познать этот объективный мир.

      Познание  начинается с того, что предметы объективного мира, которые Кант называет «вещами в себе», воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. В этой части своего учения Кант -материалист. Но в учении о формах . познания, его границах он придерживается идеализма и агностицизма (агностицизм - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания человеком окружающей действительности), поскольку утверждает, что «вещь в себе» принципиально непознаваема.

       Учение  о непознаваемости «вещи в  себе» основывается на утверждении Канта о существовании у познающего субъекта априорных (т.е. до опытных и независимых от опыта) форм познания.

      Нашей чувственности присущи априорные  формы познания - это пространство и время. Пространство - априорная форма внешнего созерцания, а время - априорная форма внутреннего созерцания.

       Рассудку  присущи такие априорные формы  мышления, как понятия и суждения, а разуму - априорные умозаключения, доходящие до идей о безусловном. 

 

               
               
               

      Кант  утверждает, что ни чувственное созерцание, ни понятия рассудка не дают научного знания, поскольку ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты. Научное знание есть синтез чувственности и рассудка. Поэтому вопрос состоит в том, как осуществить этот синтез и как обосновать всеобщность и необходимость научного знания. Условием синтеза многообразия чувственного созерцания с рассудочными формами, которыми' охватывается это содержание, является единство человеческого сознания, которое тоже априорно. Другим связующим звеном между рассудком и чувственностью становится воображение.

       Таким образом, сознание субъекта само строит предмет исследования. Не в том смысле, что оно создает этот предмет, а в том, что оно придает ему форму, в которой он только и может познаваться - форму всеобщности и необходимости. Человеческий ум может находить и находит в природе лишь то, что он сам в него и вложил до опыта и независимо от опыта. Ум вкладывает в природу не содержание опыта, которое дается воздействием «вещей в себе» на наши органы чувств, а всеобщие и необходимые формы опыта, согласно которым сознание может мыслить любые объекты знания. Отсюда Кант и делает вывод, что вещи, как они существуют сами по себе, независимо от априорных форм сознания, являются непознаваемыми. Ни формы чувственности - пространство и время, ни формы рассудка - понятия и суждения, не могут дать человеку определения «вещей в себе», поскольку со стороны формы знания объект познания строится самим сознанием.

      Высшей  познавательной способностью человека, по Канту, является разум, руководящий деятельностью рассудка и способный порождать идеи, т.е. понятия о безусловной целостности и единстве обусловленных явлений (понятия о душе, мире, о Боге).

      Кантовские  идеи - это не сверхчувственные сущности, это представление о цели, к которой стремится наше сознание. Разум побуждает 

 

 
 

рассудок  стремиться  к  абсолютному  знанию,  но  эта  цель  оказывается недостижимой.

       Невозможность разумного, теоретического исследования мира, души, Бога как безусловно целого Кант показывает на антиномиях. Антиномии -это противоречащие друг другу и одновременно доказуемые положения. Так, например, можно логически доказать прямо противоположные положения: «мир конечен» и «мир бесконечен». Возникновение антиномий, считает Кант, свидетельствует о том, что предметы, которым приписываются эти определения, непознаваемы.

       Оценив  антиномии как иллюзии внеопытного  применения разума, Кант устанавливает границы знания и открывает место вере. Но, утверждая, что нельзя ни доказать, ни опровергнуть существование Бога, он выступает против вмешательства религии в дела науки. Однако он говорит, что вера в Бога необходима, так как без нее нельзя примирить требования нравственного сознания с царящим в жизни людей злом.

      3. Философия Гегеля - это высший этап развития идеалистической философии второй половины XVIII и начала XIX в.в. Учение Гегеля относится к объективному идеализму, сам философ называл его абсолютным идеализмом. Основой всего существующего Гегель считал движение понятий - развитие абсолютной идеи, т.е. абстрактную, оторванную от человека мысль.

      Абсолютная  идея Гегеля - это действенное начало. Сначала она представляет собой «чистое бытие», лишенное конкретного содержания, т.е. «ничто». Но из-за присущей абсолютной идее противоречивости она, развиваясь, порождает все более богатые по содержанию понятия. В процессе своего развития абсолютная идея порождает природу и начинает существовать в виде своего «инобытия» - материальных явлений.

       Материальные  процессы, развиваясь, приводят к появлению  жизни, человека и человеческого общества. С появлением человека абсолютная идея 

 

 

прорывает чуждую ей материальную оболочку и  начинает существовать в своей собственной форме - в форме сознания и мышления людей. На этой стадии абсолютная идея выступает в форме абсолютного духа, который представляет собой обогащенную в ходе своего саморазвития абсолютную идею.

       Ступень абсолютного духа выступает в  трех формах: в форме субъективного духа - индивидуального сознания, в форме объективного духа, т.е. общества, и в форме абсолютного духа, т.е. таких форм общественного сознания, как искусство, религия, философия.

       Абсолютный  дух развивается от чувственного созерцания (искусство) к представлению (религия) и от них к мышлению в  понятиях (философия). В гегелевской трактовке ярко обнаруживается стремление поставить философию над науками, изобразить ее как некую «науку наук». Но вместе с тем Гегель отчетливо ставит вопрос о связи философии с эпохой, с определенными историческими условиями. Он утверждал, что с изменением условий меняется и философия. Исходя из этого, Гегель выдвинул концепцию истории философии как концепцию ее поступательного движения к абсолютной истине.

      Заканчивается история философии Гегеля тем, что  свое учение он объявляет конечным пунктом развития философской мысли. Таким образом, им самим провозглашенный принцип развития вступает в противоречие с его замкнутой системой.

      Гегель, как и все мыслители до него, под философской системой понимал достижение полного, абсолютного исчерпывающего знания. В угоду этой традиции Гегель объявляет свою философскую систему венцом • развития абсолютной идеи. В практической области абсолютный дух, по Гегелю, олицетворяет прусская монархия, на которой и заканчивается развитие общества. 

 

 

      Центральное место в философской системе Гегеля занимает логика -учение о саморазвитии понятий, образующих основу всего существующего. Такая трактовка процесса развития мира имеет свои гносеологические корни, лежащие в процессе самого познания (напомним, что гносеология - это учение о познании мира человеком).

      Философия Гегеля дает описание реального процесса производства и накопления знаний, описания положения вещей, на почве которого действует профессиональный теоретик, узкий специалист в сфере духовного производства. В этой философии предстает иллюзорное отражение деятельности чистого теоретика, его труда в обществе. Знание, которое он получает в процессе образования, дается ему в форме понятий, т.е. в форме словесно-знакового выражения. И понятия являются для теоретика и исходным, и конечным пунктом его специфической деятельности, целью этой деятельности. Теоретик не исследует вопрос о природе понятий, причине их возникновения и развития, а при таком подходе объективно-идеалистическая трактовка мира становится неизбежной.

      Заслуга Гегеля состоит в разработке диалектики и во всесторонней критике метафизического метода мышления (как уже отмечалось, диалектика - это учение о развитии; противоположное учение, тяготеющее к построению статичной, однозначной картины мира, носит название метафизики).

Информация о работе Немецкая классическая философия