Немецкая классическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:07, контрольная работа

Описание

Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. В ней нашли свое продолжение идеи философии Нового времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. В этой философии нашли свое отражение как основные черты эпохи становления нового, капиталистического строя, так и конкретно-исторические особенности, присущие тогдашней Германии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Критическая философия И. Канта. Определение границ познания, понятие «вещи в себе» и «вещи для нас». Чувственность, рассудок, разум………………5
2. Абсолютный идеализм Г. В. Ф. Гегеля. Тождество мышления и бытия. Категории и принципы диалектического мышления. Учение об истине……......8
3. Л. Фейербах. Критика теологии (богословия)………………………………....10
Заключение…………………………………………………….…………………....12
Список использованной литературы……………………………………………...14
Тест……………………………………………………………………………….…15

Работа состоит из  1 файл

Гвоздева А.В., дистанционное обучение, Философия, экзамен, 4 курс номер зачетки 1001030.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

     Философия природы. Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Так решается Гегелем основной вопрос философии, хотя само это выражение им не употребляется. При этом Гегель пытается отмежеваться от традиционного религиозного представления о сотворении мира. Абсолютная идея на ступени логики существует, по его словам, вне времени и пространства.

     Философия духа. Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек — часть природы. Однако человеческий; дух — продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. «Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая для-себя-бытия».

     Саморазвитие  духа идет по трем ступеням. Первая —  «субъективный дух» — индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию  и психологию. Вторая ступень «объективный дух» — человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень — «абсолютный дух» — включает искусство, религию, философию.

     Для того чтобы наука логики не превратилась в обычную историю науки, она  должна вскрыть в системе научного знания собственный предмет. Гегель осуществляет это путем обобщения всего содержания системы научного знания в понятии "истина". В результате этого процесс развития системы научного знания принял логическую форму процесса определений истины, в котором определяющую роль стали играть логические категории.

     Именно  эти категории характеризуют  тот или иной этап в развитии логического  строя и выступают как логические ступени познания объективной истины. Исходя из идеалистического тождества  мышления и бытия Гегель рассматривал логику как науку о сущем. Но отождествляя логику с онтологией он не мог придти к истолкованию ее как сущности мира.

     В системе абсолютного идеализма  Гегеля категория "истина" приобрела  значение логической субстанции мира = "абсолютной истины". Поскольку для Гегеля истина означала саму предметную сущность, то определения предметной сущности в мышлении (определения мысли) были для него равнозначными определениями истины. Предметная сущность объективной действительности = это и есть, с точки зрения Гегеля, истина, поэтому определения предметной сущности есть не что иное, как определения истины. 
 
 
 

  1. Л. Фейербах. Критика теологии (богословия)
 

     Л. Фейербах известен у нас главным  образом как автор антирелигиозных  сочинений, как критик теологии и  идеализма. Да и сам философ заявлял, что вопрос, который неизменно был в центре его внимания, – это вопрос о сущности религиозного мира и борьбе против него. В 1841г. выходит «Сущность христианства» Фейербаха, работа, в которой он уже как сторонник философского материализма срывает таинственный, мистический покров с религии, сводит ее к сущности человека.

     К «Сущности христианства» непосредственно  примыкает цикл лекций о «Сущности  религии» (1848г.). Таким образом, критика  религии и теологии, действительно, постоянно оставалась главной темой Фейербаха до конца его жизни. Однако перу Фейербаха принадлежат и довольно многочисленные труды по истории философии. Его интерес к этой области не был кратковременным и случайным.

     По  окончании Берлинского университета он читал курс лекций по логике и метафизике в Эрлангене. Еще в 1833г. он выпускает в свет книгу «История философии нового времени от Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы». В 1837г. выходит его монография «Изложение, развитие и критика философии Лейбница», в следующем году – «Пьер Бейль».

     Характерная особенность всех историко-философских  сочинений Фейербаха состоит  в том, что они пронизаны борьбой  против религиозного мировоззрения; мыслитель  рассматривает в них историю  философии как процесс освобождения человеческого разума из-под власти религии и теологии.

       Как известно, Гегель противопоставлял  религию и философию, но лишь  по форме, объявляя философию  более адекватным, логическим выражением  истины, а религию – ее отражением  в символических представлениях. Фейербах противопоставляет их по существу и приходит к материализму через полное преодоление религии. Во введении к «Истории философии» Фейербах говорит о положении, в котором очутились наука, философия и искусство в средних веках.

     Безраздельное господство религии в тот период, отмечает он, привело к страшному оскудению и упадку, особенно в области знания. Как мог христианин, живущий только в боге, отрешенный от мира сего, понять природу и сохранить склонность к ее изучению? Природа имела для него лишь значение конечного, случайного, несущественного. Не менее отрицательна была роль религии в развитии искусства. Она лишала его свободы и самостоятельности, делала из него средство своего украшения и возвеличивания.

     Незавидное  место было отведено и философии: она должна была при помощи разума доказать истинность догм религии. Но человеческое сознание и в этих трудных условиях пробивало себе путь к свободе. Эта же средневековая философия, столь униженная своим желанием обосновать предмет веры, по мнению Фейербаха, невольно доказывала авторитет разума.

     Лишенный  подходящих предметов и занятий  и заключенный в темницу человеческий дух «делает всякий случайно попавший ему на глаза предмет, как бы он ни был ничтожен и недостоин внимания, объектом своих занятий и из недостатка средств удовлетворяет свою жажду деятельности самым нелепым, ребяческим и превратным образом. То же можно сказать об искусстве. Хотя оно было подчинено церкви, однако прекрасное, как таковое, стало             предметом внимания.

     Искусство изгоняло из мрачной религиозной среды меланхолию и мизантропию и открывало перед человеком чарующий вид прелести земной жизни, мир свободы, красоты, гуманности и знания. Великую победу одержал человеческий разум над религией в эпоху Возрождения. Произведения античных авторов, указывал Фейербах, лишь потому были приняты в ту пору с таким энтузиазмом, что пробужденный, свободный и мыслящий дух признал в них свои собственные творения. Разум опять вернулся к природе и сделал ее объектом своего исследования, естествознание опять вошло в почет и получило широкое развитие.

     Заключение

     Немецкая  классическая философия представляет собой крупное и влиятельное  течение философской мысли Нового времени, подводящее итог её развитию на данном отрезке западноевропейской истории. Традиционно к этому течению относят философское учение И. Канта, Г. Гегеля                              и Л. Фейербаха.

     Всех  этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические  корни, преемственность в постановке и разрешении проблем, непосредственная личная зависимость: младшие учились у старших, современники общались друг с другом, спорили и обменивались идеями. По всем этим критериям. А также по содержательному разрешению философских проблем, к этому течению следует отнести и философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса.

     Советской философии по идеологическим соображениям их учение представлялось как самостоятельный, отдельно стоящий, качественно новый этап в развитии философской мысли. Сейчас стало видно, что их философское учение вполне вписывается в философскую традицию немецкой классической философии, представляя собой завершающий этап её эволюции.

     Немецкая  классическая философия внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем. В рамках этого  течения была переосмысленв и  заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта, разработан деалектический метод познания и преобразования действительности.

     Главное философское достижение эпохи - диалектика. Она была разработана столь основательно, что открыла перед человеческой мыслью дотоле неизвестные горизонты. Историзм как принцип мышления прочно вошел в философский обиход: мир - развивающееся противоречивое целое. Древняя догадка о тождестве противоположностей стала аксиомой. Новой была идея диалектической логики, построения системы взаимосвязанных категорий.

       Тем самым впервые был найден  специфический язык философии  как науки. Философия оперирует  предельно широкими понятиями,  которые отражают не только  различные стороны действительности, но и их взаимные связи, переходы, взаимное воздействие. Такие понятия гибки, текучи, переходят друг в друга. Определить их можно только через их место в системе.

     Кант  писал о том, что революция  в естествознании произошла тогда, когда естествоиспытатели поняли, что "разум видит только то, что  сам создает по собственному плану, что он с принципами своих суждений должен идти впереди согласно постоянным законам и заставлять природу отвечать на его вопросы, а не тащиться у нее словно на поводу, так как в противном случае наблюдения, произведенные случайно, без заранее составленного плана, не будут связанны необходимым законом, между тем как разум ищет такой закон и нуждается в нем" Другими словами, наука, или теоретический разум, сама определяет поле своего исследования и сама себя ограничивает.

     Исходным  пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия, это тождество представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, то есть предполагающее и различие. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом смысле Гегелевского положения о конкретном тождестве.

     Для Германии 30-х годов философское  кредо Фейербаха оказалось не совсем традиционным: он резко и  решительно отверг идеализм своих великих  предшественников (Фихте, Шеллинга, Гегеля) и объявил себя материалистом и атеистом. На общем философском фоне практически безраздельного господства идеализма и более чем уважительного отношения к религиозным традициям столь крутой поворот не мог не привлечь внимания.

     Фейербах  оказался смелым и очень своевременным философом. После тяжеловесных, громоздких, донельзя усложненных, а то и просто невнятных фихтеанских и гегелевских конструкций, мысли Фейербаха были просты и наглядны. Философия, утверждает Фейербах, не в состоянии достичь истины, пока она остаётся в царстве чистой мысли. Ей не под силу создать мир, материю, жизнь. 

     Список использованной литературы 

     
  1. Алексеев  П.В., Панин А.В. Философия: Учебник  для вузов. – Изд. 2-е, перераб. и  доп. – М.: Проспект, 2006.
  2. Булатов М.А.  Немецкая классическая философия. Часть II.  М.: Стилос, 2006
  3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – СПб.: Наука, 2007.
  4. Гулыга А.В. немецкая классическая философия – М.: Рольф, 2006.
  5. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование. – М.: ООО "Изд-во "ЭКСМО"", 2007.
  6. Лукьянов А.В. Немецкая классическая философия религии: Учебное пособие / Изд-е БашГУ. - Уфа, 2008.
  7. Озейрман Т.И. История диалектики. Немецкая классическая философия – М.: Мысль, 2007.
  8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2006.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тест

    1. 2
    2. 3
    3. 2
    4. 2
    5. 2
    6. 1
    7. 1
    8. 2
    9. 2
    10. 1
    11. 2
    12. 2
    13. 3
    14. 2
    15. 3
    16. 2
    17. 1
    18. 1
    19. 1
    20. 2
    21. 1
    22. 3
    23. 3
    24. 1
    25. 1
    26. 2
    27. 2
    28. 3
    29. 1
    30. 3
    31. 1
    32. 2
    33. 1
    34. 2
    35. 1
    36. 3
    37. 1
    38. 2
    39. 2
    40. 1
    41. 2
    42. 2
    43. 2
    44. 3
    45. 2
    46. 3
    47. 3
    48. 2
    49. 1
    50. 1
    51. 3
    52. 2
    53. 3
    54. 1
    55. 2
    56. 3
    57. 2
    58. 3
    59. 2
    60. 2
    61. 1
    62. 2
    63. 2
    64. 3
    65. 1
    66. 1
    67. 3
    68. 3
    69. 1
    70. 2
    71. 1
    72. 2
    73. 3
    74. 2
    75. 2
    76. 2
    77. 1
    78. 1
    79. 3
    80. 1
    81. 3
    82. 2
    83. 1
    84. 1
    85. 1
    86. 2
    87. 1
    88. 2
    89. 1
    90. 3
    91. 3
    92. 3
    93. 3
    94. 3
    95. 1
    96. 2
    97. 3
    98. 1
    99. 1
    100. 3

Информация о работе Немецкая классическая философия