Немецкий социал-демократ: Бернштейн Эдуард

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:47, доклад

Описание

Встав на позиции мелкобуржуазности, Бернштейн после смерти Ф. Энгельса порывает с марксизмом, объявив его устаревшим и отбрасывая под этим предлогом все революционное из наследия К. Маркса и Ф. Энгельса. Материалистическую философию Бернштейн призвал сменить возвратом к философии И. Канта. Отбрасывая материалистическую диалектику, он объяснил это ее тождественностью с диалектикой Гегеля, якобы наполнившей марксизм идеями насилия и катастрофизма. Отсюда было уже легко идти к объявлению социализма этическим идеалом, к отрицанию учения о революции и диктатуре пролетариата. Свою жизненную позицию Бернштейн выразил звонкой, но пустой фразой: «Конечная цель – ничто, движение – все».

Работа состоит из  1 файл

Бернштейн Эдуард.doc

— 40.50 Кб (Скачать документ)

       Бернштейн Эдуард 1850 – 1932  немецкий социал-демократ. Один из лидеров 2-го Интернационала, идеолог ревизионизма и реформизма.

       Встав на позиции мелкобуржуазности, Бернштейн после смерти Ф. Энгельса порывает с марксизмом, объявив его устаревшим и отбрасывая под этим предлогом все революционное из наследия К. Маркса и Ф. Энгельса. Материалистическую философию Бернштейн призвал сменить возвратом к философии И. Канта. Отбрасывая материалистическую диалектику, он объяснил это ее тождественностью с диалектикой Гегеля,  якобы наполнившей марксизм идеями насилия и катастрофизма. Отсюда было уже легко идти к объявлению социализма этическим идеалом, к отрицанию учения о революции и диктатуре пролетариата.

      Свою жизненную позицию Бернштейн выразил звонкой, но пустой фразой: «Конечная цель – ничто, движение – все».

     

       Каутский Карл 1854 – 1938 один из лидеров и теоретиков нем. социал-демократии и 2-го Интернационала.

       До 1910 года Каутский, совершая отдельные ошибки занимал в целом марксистскую позицию по всем основным вопросам теории и практики революционного движения. 1910 – 1914 годы стали переломными для его мировоззрения и политической деятельности. Работы Каутского, написанные им до 1910 года имели большое значение для материалистической философии, теории и практики марксизма. «Томас Мор и его утопия», «Классовые противоречия в Великой французской революции», «Предшественник» новейшего социализма» ряд статей, содержавших критику Э. Бернштейна и его позиции.

       В дальнейшем, встав на враждебные марксизму позиции, стал социал-шовинистом, выступая с оправданием мировой войны, затушевывая                      коренные противоречия монополистической стадии развития капитализма. Его теория ультраимпериализма создавала иллюзию мирной трансформации капитализма, избавления от всех присущих ему противоречий. Проповедуя социал-дарвинизм, выступая против Великого Октября 1917 года, в защиту буржуазной демократии Каутский полностью заслужил ленинское определение как ренегата.

       Успокаивал общественное мнение Германии уверениями в отсутствии реальной опасности со стороны фашизма.

 

        Реннер Карл 1870 – 1951 австро-марксист , политический деятель, первый канцлер Австрийской республики.

        Мировоззрение  Реннера сложилось очевидно под сильным мелкобуржуазным влиянием интеллигентской среды, а в дальнейшем восприняло идеи позитивизма, неопозитивизма.

        Будучи членом австромарксистской  группы  /О. Бауэр, Р. Гильфердинг  и др./  открыто выступал против революционного марксизма, отстаивая «позитивное» отношение социал-демократии к государству.

Орудием классового господства буржуазии государство, по утверждениям Реннера, являлось при жизни К. Маркса, став в дальнейшем механизмом организации и управления, заслуживающим корректного отношения, независимо от того, какая парламентская фракция  его возглавляет. Социализм в его представлениях должен был стать итогом очень долгой и трудной реформистской деятельности. Реннер пытался дать юридическое обоснование мирного прорастания капитализма в социализм. Все эти взгляды в сознании  К. Реннера не поколебало даже господство нацизма.

      

      Адлер Макс 1873 – 37 главная философская сила австромарксизма, Первая работа М. Адлера «Каузальность и телеология в споре о руководстве» содержит те идеи, которые он развивал в дальнейшем, К их числу относятся: сведение революционного марксизма к позитивизму; приспособление к марксизму философской теории, основанной на методе Канта. Философская система М. Адлера оказалась эклектичной и с ощутимым присутствием религиозности. Страх осознания конечности человеческого бытия заставлял М. Адлера, по замечаниям О. Бауэра, искать обоснования потустороннего существования духа.

 

        Гильфердинг Рудольф 1877 – 1941 на первых порах – главенствующая фигура в австромарксизме, но с переездом в 1906 г. в Германию его деятельность стала концентрироваться в германской социал-демократии.

         Экономист. В книге «Финансовый  капитал. Исследование новейшей  фазы в развитии капитализма» Гильфердинг выразил в виде теории мирной трансформации капиталистического общества, минуя социалистическую революцию, как и любые формы остроты классового противоборства. Вместе с тем, будущее общество виделось Гильфердингу тотальным государством. Таким образом концепция тоталитарного социализма в современной буржуазной социологии питается из австромарксистского источника.

Экономическим финалом эволюции капитализма по Гильфердингу должна стать сверхмонополия с ведущей ролью финансового капитала.

Плюрализм в  подходах к философской проблематике не мог не привести Гильфердинга к ошибочной оценке природы и исследований верно отмеченной тенденции. Бежав от нацистов во Францию Гильфердинг погиб, схваченный гестапо.

 

        Троцкий /Бронштейн/ Лев Давидович 1839 – 1940 видный деятель социал-демократического, затем большевистского движения. Отличительная и главная сторона личности Троцкого, его мировоззрения и политической позиции – постоянная неопределенность, стремление приспособиться к обстоятельствам, что уводило его постоянно к мелкобуржуазности во всех отношениях. Тесные контакты Троцкого с меньшевиками в предреволюционный период сменилось после октября 1917 года фактическим инициированием любых оппозиционных, а в дальнейшем антипартийных действий. Философским взглядам Троцкого характерна эклектика. «С нами, но не наш» - охарактеризовал Троцкого незадолго до своей смерти Ленин.

 

        Адлер Фридрих 1879 – 1960 австромарксист, пытавшийся развить философию марксизма, руководствуясь позитивистской концепцией махизма.

        В октябре 1916 г. покушался на председателя кабинета министров Австрии, считая его виновным в кризисе с/д партии, кризисе 2–го Интернационала, в подъеме волны мелкобуржуазности, национализма. Смертный приговор не был исполнен.

        В действительности Ф. Адлер, как и все австромарксисты стремился затормозить революционный процесс. Как и его единомышленники Ф.Адлер

утверждал, что марксизм не обладает достаточной целостностью философского учения и считал, что основные категории «материализма» и «диалектики» вполне заменяемы как «опыт» и «развитие». На этой основе Ф. Адлеру виделось возможным устранение споров о первичности материи или духа, найти таким образом «третий путь» в философии.

        В книге «Материализм» и «Эмпириокритицизм»  В.И. Ленин показал, что на практике эти поиски «третьего пути» ведут к субъективному идеализму.

 

        Бауэр Отто 1881 – 1938 главная фигура в австромарксизме, в этой школе синтезирования политического реформизма и революционной фразеологии.

        По  всем ключевым вопросам теории и практики всегда выступал с правых позиций. Взгляды О. Бауэра резко критиковались Лениным.

        Философским  взглядам Бауэра характерен механицизм, линейность оценки сущности явлений окружающего мира, хода исторического процесса. Отсюда и догматическое толкование используемых положений марксизма. Так мировое крестьянство начала  XX в. виделось Бауэром сплошной реакционной массой, большевизм специфично «русским вариантом» марксизма и т. п.

        Попав в годы войны в плен  и, находясь в России, Бауэр написал свое философское произведение «Отражение мира в период капитализма» с позитивистских позиций пытаясь оперировать марксистскими формулами.

        Итогом стал приход Бауэра к идее «интегрального социализма», изложенной в его последней книге «Между двумя мировыми войнами». Эта попытка определения «третьего пути» между реформизмом и большевизмом оказалась также бесплодной. Считал, что капитализм в своем развитии создает не только экономическую, но и социально-политическую, государственно-правовую структуру нового общества.


Информация о работе Немецкий социал-демократ: Бернштейн Эдуард