Неомарксизм Франкфуртской школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:37, реферат

Описание

Франкфуртская школа занимает в истории социологической мысли видное место. Нередко концепции представителей Франкфуртской школы причисляют к социальной философии. Такой подход выходит за рамки социологии: представители этого направления тяготеют скорее к междисциплинарным исследованиям. Тем не менее трудно представить себе историю социологии без работ классиков Франкфуртской школы. Они внесли огромный вклад в развитие этой науки, подвергнув глубокой критике традиционную социологическую теорию. Специфичен язык, которым написаны работы франкфуртцев.

Работа состоит из  1 файл

Неомарксизм Франкфуртской школы.docx

— 53.36 Кб (Скачать документ)

  Франкфуртцы говорили о протесте против современного общества во имя появления «радикально иного», отменяющего предыдущее развитие человечества. Истинная природа буржуазного общества открывается группам интеллектуалов, безжалостно подавляемым авторитарными режимами, а также маргинальным группам. Эта категория людей, выбрасываемых за борт западной цивилизацией, является основным человеческим ресурсом радикальных перемен; это жители «третьего мира», не вовлеченные в процесс модернизации и Просвещения: радикально настроенные интеллектуалы, наркоманы, представители сексуальных меньшинств, инфантильная и нетрудоспособная молодежь, безработные и преступники. М. Хоркхаймер возлагал все надежды на «критически мыслящую интеллигенцию», которая одновременно социально обусловлена и свободна от этой обусловленности в силу своей способности к критической рефлексии.

Авторитарная  личность. Основные характеристики исследования

  Т. Адорно был руководителем исследовательского коллектива, ответственным редактором коллективной монографии, в которой  зафиксированы результаты проекта. Коллектив составили социальные психологи: Р. Невитт Сэнфорд, Дэниэл Дж. Левинсон, Эльза Френкель-Брюнсвик. Теоретическую основу проекта разрабатывал Т. Адорно, опираясь на идеи «Диалектики просвещения», а также понятие «авторитарного характера», разработанное Э. Фроммом. Проект кроме того невозможно понять, не зная основ психоанализа З. Фрейда (таких понятий, как «бессознательное», «амбивалентность психики», «навязчивые состояния», «проекция», «вытеснение», «рационализация», «агрессия»). Авторитарная личность– основа всех тоталитарных режимов. Это тип социального характера, основная черта которого – самоидентификация с авторитетом и утверждение через эту идентификацию своей силы и привилегированности. Это человек, который, по словам Э. Фромма, «бежит от свободы», отказывается от своей независимости, стремится слить свое Я с кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу, недостающую ему самому.

  В целом  данный проект был попыткой осуществить  одну из основных целей «критической теории общества». А именно: сосредоточиться  на самом человеке, его мыслях, деятельности, понять, как социальное бытие человека воздействует на политический порядок, на успех или неуспех определенных идеологий; попытаться найти хотя бы некоторые способы освобождения человека от всего того, что навязывается ему существующей системой господства.

  Основная  цель проекта: описание «нового антропологического типа» – авторитарного характера.

  Прагматический  смысл: наука должна стать орудием борьбы против потенциальной угрозы фашистского мышления.

  Задача  исследования: установление соответствия между глубинной психологической динамикой личности и ее «поверхностными чертами» (например, предрассудками).

  Основная  идея: уловить связь между социальной средой и идеологическими чертами человека.

  Основная  гипотеза: убеждения индивида отражают определенный образ мышления, который является выражением скрытых черт индивидуальной структуры характера.

  Личность понималась здесь скорее как диспозиция, потенциальная готовность к действию, нежели как актуальное поведение, а социальный характер рассматривался как особая устойчивая организация потребностей в конкретном культурном климате и как детерминанта идеологических предпочтений.

  Потенциально  фашистский индивид  — основной предмет данного исследования. Это индивид, чья структура делает его особо восприимчивым к антидемократической пропаганде.

  Антисемитизм  как одна из основных черт авторитарной личности в большей степени базируется на субъективных факторах и социальной ситуации, в которой находится антисемит, чем на подлинных свойствах евреев, и детерминацию антисемитской установки следует искать прежде всего в личности носителя. Гипотезы в связи с этим: антисемитизм – не изолированное явление, а часть идеологической системы; восприимчивость индивидов к таким идеологиям зависит в первую очередь от их психологических потребностей.

  Основные  вопросы, поставленные исследователями  в рамках проекта «Авторитарная  личность»:   

  √ как возникает антидемократический способ мышления?   

  √ какие личностные факторы структурируют такое мышление?   

  √ насколько широко авторитарные индивиды («фашизоидные» личности) распространены в исследуемом обществе?   

  √ как получается, что одни воспринимают фашистские идеи, а другие – нет?

  Методика  исследования — измерение определенного множества мыслительных содержаний в группах испытуемых (интервьюируемых), а затем определение с помощью стандартизированных статистических методов того, как эти мыслительные содержания соотносятся друг с другом. Использованные шкалы качественно оценивают черты авторитаризма: антисемитизм, этноцентризм, политико-экономический консерватизм. На основе этих шкал построенашкала фашизма – F-шкала как непосредственно замеряющая «фашизоидность» (склонность к фашизму) в личности. Вопросники, использованные в этом исследовании, по мнению ученых, – не просто инструмент для сбора данных, а «клапаны» для «выхода наружу» глубоко лежащих личностных установок, спонтанно выражающих фашистские идеи или испытывающих их влияние.

  F-шкала  включает девять базовых личностных  переменных:   

  √ традиционность (сильная привязанность к ценностям своего сословия или класса);   

  √ авторитаризм (некритическое подчинение авторитетам собственной группы);    

  √ авторитарная агрессия (стремление выискивать людей, не уважающих ценности и традиции для того, чтобы осудить и наказать их);   

  √ анти-интрацепция (неприятие фантазии и эмоциональной чувствительности);    

  √ суеверность и стереотипность мышления (склонность к мышлению в жестких категориях и мистическая вера в судьбу);

  √ силовое мышление и культ силы (мышление в категориях господство – подчинение, сильный – слабый, вождь – последователи, идентификация с образами, воплощающими силу, демонстрация силы);   

  √ деструктивность и цинизм (общая враждебность);   

  √ проективность (предрасположенность к вере в мрачные и опасные события, проекция собственных неосознанных импульсов на внешний мир);   

  √ сексуальная озабоченность (чрезмерный интерес к сексуальным вопросам («происшествиям»)).

  Синдромы  личностей с предрассудками (потенциально фашистских индивидов): общее – стереотипность мышления, антисемитизм и расизм:   

  √ синдром поверхностной зависти (основная черта — страх перед социальной конкуренцией, основная группа или категория — мелкие торговцы, чернокожие);   

  √ конвенциональный или конформистский синдром (основная черта — мышление в категориях «своих» и «чужих»; основная группа — высшие и средние слои общества);    

  √ авторитарный синдром (основная черта — слепая вера в авторитет, агрессия по отношению к слабым; основная группа — низший средний класс);   

  √ бунтовщик и психопат (основная черта — слепая ненависть к авторитету и бессознательное восхищение им;основная группа — безработные, люди опасных профессий);   

  √ фантазер или чудак (основная черта — создают псевдореальность с помощью коллектива; основная группа —старики и пенсионеры);   

  √ манипулятивный синдром, или «функционер» (отсутствие эмоциональных связей, сверхреализм; основная группа —инженеры, менеджеры, бизнесмены).

  Надо  добавить, что исследователей интересовали и личности, свободные от предрассудков. В своей работе они представили также примерную типологию индивидов без предрассудков, которые, по мысли ученых, не склонны к фашизму[3]. Один из основных выводов исследования: лица, наиболее восприимчивые к фашистской пропаганде, имеют общие характерные особенности, складывающиеся в единый синдром. Лица, отвергающие фашизм, в большей мере отличаются друг от друга.

  Синдромы  личностей, свободных  от предрассудков (такие синдромы являются менее «типизированными» и схематичными, однако в основном это личности, которые, несмотря на отсутствие предрассудков, не могут все же активно выступить против существующей системы господства, являются политически пассивными):   

  • «закостенелый»: отсутствие предрассудков здесь является случайным, не базируется на определенном опыте, не вписано в структуру характера, а выводится из внешних идеологических форм (чаще всего – борьба за права меньшинств);социальная категория — молодые «прогрессивные» люди, особенно студенты;   

  • «протестующий»: такой человек целиком руководствуется своей совестью, независимой от внешних законов, по чисто моральным причинам протестует против социального гнета или экстремальных предрассудков, таких как расовые;социальная категория – выходцы из среднего сословия, пережившие тяжелые семейные конфликты;    

  • «импульсивный»: личность, относительно свободная от деструктивных импульсов, склонная симпатизировать всем, кого считает угнетенными; социальная категория – лица с «асоциальными» характерами (такие как воры, проститутки, некоторые психопаты, а также актеры);   

  • «непринужденный»: характеризуется крайним нежеланием принимать какие-либо решения, пацифистской установкой в жизни, неагрессивностью, такие люди хорошо относятся к женщинам и признают их власть; социальная категория – выходцы из нижнего уровня среднего сословия;   

  • «врожденный либерал»: характеризуется открытостью, особенно ценит автономию и независимость личности, эмоциональность («гражданский кураж» – острая реакция на несправедливость), эстетические интересы; неэгоистичен,социальную категорию здесь выявить чрезвычайно трудно. 

Фра́нкфуртская шко́ла — критическая теория современного (индустриального) общества, разновидность неомарксизма. Основные представители:Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Вальтер Беньямин, Лео Лёвенталь, Франц Леопольд Нейман, Фридрих Поллок, из «второго поколения» — Юрген Хабермас, Оскар Негт. Термин «Франкфуртская школа» является собирательным названием, применяемым к мыслителям, связанным с Институтом социальных исследований в Франкфурте-на-Майне; сами представители критической теории никогда не объединяли себя под таким наименованием.

Представители данной школы считали, что буржуазное классовое общество превратилось в монолитную бесклассовую тоталитарную Систему, в которой революционная роль преобразования общества переходит маргинальным интеллигентам и аутсайдерам. Современное общество технократично и существует за счет распространения ложного сознания посредством средств массовой информации, а также популярной культуры, и навязываемым культом потребления. Тоталитаризм — это практика стирания грани между приватным и публичным существованием. Франкфуртская школа существенно повлияла на различные варианты идеологии левого радикализма.

История

Франкфуртская школа возникла на базе Института социальных исследований (нем.)русск. при Университете Франкфурта-на-Майне. Хотя отсчёт её существования принято вести с 1930 года, когда институт возглавил Макс Хоркхаймер, но марксистские исследования велись в Институте с момента его основания в 1923 году. Первый его директор, историк и правовед австромарксистского толка Карл Грюнберг, привлёк к работе в Институте целый ряд талантливых молодых интеллектуалов с коммунистическими и социал-демократическими убеждениями, основал первый крупный журнал по истории рабочего движения в Европе и наладил тесные связи с Институтом Маркса—Энгельса в Москве. Уже до 1930 года во франкфуртском институте были заложены основы будущих направлений работы, а его журнал включал новейшие статьи Карла Корша, Дьёрдя Лукача, Хенрика Гроссмана и Давида Рязанова. Макс Хоркхаймер, ставший директором Института в 1930 году, объявил его целью разработку «социальной философии», дополненной эмпирическими исследованиями. В 1932 году предыдущее издание Института, «Архивы истории социализма и рабочего движения», было заменено на «Журнал социальных исследований».

Вокруг Франкфуртской школы группировались оппозиционно настроенные марксистские мыслители, резко критически относившиеся к капитализму, но считавшие, что идеологи ортодоксальных левых партий выхолостили и вульгаризировали широту диалектического анализа. В условиях усиления нацистской партии Франкфуртская школа успела спасти архив Маркса и Энгельса, переслав его в Советский Союз. После прихода к власти нацистов в 1933 году представители Франкфуртской школы были вынуждены эмигрировать в США, куда и был перенесён Институт.

Франкфуртская школа оформилась на волне распространения социалистических и фрейдистских идей в среде западных интеллектуалов. Она продолжила начатое Дьёрдем Лукачем(бывшим одним из её первых критиков) в Венгрии переосмысление учения Маркса и Энгельса, отличное от трактовок марксизма как в сталинском СССР, так и в среде западных ортодоксальных социал-демократических и коммунистических партий. Необходимость дальнейшего развития марксизма в условиях XX века, по мнению франкфуртцев, обуславливалась подавлением рабочего движения в Западной Европе и опасностями, вызванными возникновением фашизма и нацизма. Немаловажную роль сыграла и публикация в Советском Союзе неизданных к этому моменту «Экономико-философских рукописей 1844 года» (1927) и «Немецкой идеологии» (англ.)русск. (1932) из архива Маркса и Энгельса. Эти произведения, написанные с радикально-гуманистических позиций, наглядно свидетельствовали о преемственности гегельянской и марксистской мысли, а также о центральной роли концепции отчуждения в раннем марксизме.

Информация о работе Неомарксизм Франкфуртской школы