Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 18:10, реферат
Ницше родился в 1844 году в семье лютеранского пастора и, конечно, получил очень строгое христианское лютеранское воспитание. Отец Ницше был пастором, и мать Ницше была дочерью пастора. Отец умер сравнительно молодым, когда Ницше было всего 5 лет, и его воспитывали мать и бабушка (мать отца), которая тоже была женой пастора. Т.е. вокруг были одни пасторы, пасторские жены и пасторские дети. Протестантская паутина. И этого талантливого, гениального ребенка благочестивые бабушки, нянюшки и тетушки уловили в эту паутину. Ницше сам позднее, в «Заратустре», пишет о трех этапах становления человека: этап верблюда, этап льва и этап ребенка. Так вот, Ницше в детстве был верблюдом. На него навешивали и навешивали: ты должен, ты обязан. Перекормили. Отсюда выходит, что один из самых ярых критиков христианства был воспитан в очень религиозной семье – парадокс, вся философия Ницше полна парадоксов.
Введение
О Ницше кратко
Ницше и евреи
Антихристианин
Заключение
Литература
Содержание
Введение
О Ницше кратко
Ницше и евреи
Антихристианин
Заключение
Литература
Введение.
Ницше учит мыслить.
О Ницше кратко.
Ницше родился в 1844 году в семье лютеранского пастора и, конечно, получил очень строгое христианское лютеранское воспитание. Отец Ницше был пастором, и мать Ницше была дочерью пастора. Отец умер сравнительно молодым, когда Ницше было всего 5 лет, и его воспитывали мать и бабушка (мать отца), которая тоже была женой пастора. Т.е. вокруг были одни пасторы, пасторские жены и пасторские дети. Протестантская паутина. И этого талантливого, гениального ребенка благочестивые бабушки, нянюшки и тетушки уловили в эту паутину. Ницше сам позднее, в «Заратустре», пишет о трех этапах становления человека: этап верблюда, этап льва и этап ребенка. Так вот, Ницше в детстве был верблюдом. На него навешивали и навешивали: ты должен, ты обязан. Перекормили. Отсюда выходит, что один из самых ярых критиков христианства был воспитан в очень религиозной семье – парадокс, вся философия Ницше полна парадоксов.
После гимназии выбор Ницше падает на Боннский университет. По настоянию матери он поступает на теологический факультет, затем, однако, переводится на филологический. Уже в гимназических сочинениях Ницше был виден незаурядный литературный талант. У него появились и первые сомнения в достоверности священного писания.
Также рано у него проявились и его болезни, которые потом сопровождали и мучили философа на протяжении всей его жизни. Уже в 26-летнем возрасте Ницше стал профессором философии. Через несколько лет его так измучили постоянные головные боли, а зрение его стало настолько плохим, что он вынужден был оставить свой пост.
Гений переезжал с одного курорта на другой по всей Европе в поисках излечения своих недугов. Тщетно. Боль отступала крайне редко.
Ницше был одинок, он был влюблен только в свои идеи и теории…
В данной главе я не ставлю перед собой цель подробного описания жизни Ницше, внешне казавшейся спокойной и вялой, полностью подчиненной его болезням, но только внешне, так как внутренняя жизнь философа была наполнена бурями и волнениями. Но читать произведения Ницше, и не интересоваться его биографией, было бы крайне неверно. Также я не могу обойти стороной вопрос об антисемитизме философа.
Ницше и евреи.
Как никто другой Ницше остро чувствовал катастрофичность мира, погружавшегося, по его мнению, в пучину безумия, жаждал его обновления и спасения, но по жуткой иронии судьбы подкараулило его самого. После смерти ему не повезло еще больше: его идеи были искажены, вульгаризированы и поставлены с ног на голову многочисленными «ницшеанцами», начиная с его родной сестры, объявившей себя его душеприказчицей, и кончая полуграмотными почитателями Адольфа Гитлера.
Говоря об этом оболганном мученике познания, хотелось бы прежде всего рассеять предрассудок относительно антисемитизма Ницше и близости его мировоззрения к нацистской идеологии. Он никогда не был антисемитом и уже потому не может проходить по нацистскому ведомству. Его дружба с Вагнером закончилась разрывом во многом из-за антисемитизма композитора. И отношения с сестрой разладились по этой же причине. «Проклятое антисемитство стало причиной радикального краха между мною и моей сестрой, – пишет он другу Овербеку в апреле 1884 года, еще будучи в здравом уме и памяти, и добавляет: – Антисемитов нужно расстреливать».
Брак Элизы Ницше с берлинским гимназическим учителем и ярым антисемитом Фёрстером подвел черту в отношениях брата и сестры. «Мстительной антисемитской дурой» назвал Ницше сестру в одном из своих писем.
Спасаясь от «еврейского засилья», сестра с мужем перебрались в Парагвай, где Фёрстер попытался основать общину «Новая Германия», но, запутавшись в финансовых хитросплетениях, покончил с собой. Судьба распорядилась так, что именно Элиза объявила себя «ангелом-хранителем» больного философа и в 1893 году прибрала к рукам его архив. Элиза ловко отстранила от участия в работе над архивом видных специалистов, в том числе и Рудольфа Штайнера, и немало потрудилась над фальсификацией наследия брата, ударившись в махинации по подделке доставшихся ей рукописей и писем. В этом она встретила полное понимание и поддержку вдовы Вагнера Козимы. Лишь единицы знали, что «любящая» сестра, скомпилировав заметки уже больного брата, сфабриковала книгу «Воля к власти» и выпустила ее под его именем. С ее «изысканий» началось нацифицированное ницшеанство. Ее, девяностолетнюю, удостоил посещением Адольф Гитлер в 1934 году в Веймаре. Интерпретация Ницше, при помощи которой идеологи нацизма стремились укрепить идейные основы своего движения, оказалась настолько живучей, что пережила саму причину, ее породившую.
Антихристианин.
В чем же Ницше обвинял христианство? В том, что христианство - это религия сострадания, религия слабых и больных людей, что христианство ведет к несвободе и несопротивлению человека, что христианство оперирует сплошь воображаемыми понятиями, что оно возводит «греховность» человека и что, наконец, религия и наука несовместимы.
Искусственно воздвигнутый христианством идеальный мир высших норм и ценностей был возведен над земной жизнью, именно этот идеальный мир стал оплотом для критики земной жизни со всеми трудностями, заботами и лишениями. И первый «идеальный» мир стал казаться намного ценнее и значимей последнего.
При этом «совершенный» мир, по мнению Ницше, был создан на основе страданий и бессилия людей. Те, кто презирает тело и землю ради потустороннего мира, - это больные и умирающие. В глубине христианства живет ненависть больных людей, инстинкт, направленный против здоровых людей. Не обладая самостоятельностью, здоровьем, интеллектуальными способностями, физической крепостью простолюдины, слабые, больные, усталые, отверженные, обездоленные, посредственные неудачники используют христианскую мораль для оправдания недостатка мощи и уверенности в себе и для борьбы с сильными и независимыми людьми.
Любая религия появилась из страха и нужды, когда люди не знали ничего о
природе и ее законах, все было проявлением мистических сил, которых можно было умиротворить путем молитв и жертвоприношений. Ницше пишет, что христианство ни в одной точке не соприкасается с действительностью, в религии присутствуют сплошь выдуманные понятия: Бог, душа, дух, грех, кара, искупление, благодать, страшный суд, вечная жизнь. Христианство противопоставляет духовное (чистое) и природное (грязное). И, как пишет Ницше, «этим все объясняется». У кого есть причины ненавидеть природное, реальное? – У того, кто от этой реальности страдает. А страдают от действительности слабые и больные, которых сострадание поддерживает «на плаву».
Церковь же возводит в ранг святых больных или безумцев, а «высшие» состояния души, религиозный экстаз напоминают Ницше эпилептоидные состояния. Вспомним, как в российских деревнях дурачки и помешанные считались святыми людьми, а их слова – пророчествами. Вспомним слова из Библии: «Бог избрал немудрое мира и немощное мира избрал бог. И незнатное мира и уничиженное.»! А чего стоит образ Бога, распятого на кресте! – Ницше пишет: «Неужели до сих пор не понятно ужасное коварство этого символа? Божественно все страдающее.» Божественны мученики, страдавшие за веру. Но ведь мученичество не доказывает истинность, не меняет ценность дела, за которое люди принимают мучения. Для Ницше сама идея жертвы на благо человечества была чем-то нездоровым, противоречащим самой жизни. Христос жертвует собой ради человека, во
искупление грехов человеческих и примирения человека с Богом, и Ницше пишет: «Бог принес своего сына на заклание ради прощения грехов. Вот и покончено с евангелием, да как! Искупительная жертва, да еще в самой отвратительной, варварской своей форме – невинного приносят в жертву за грехи виновных!»
Христианство возникло, чтобы облегчить жизнь человека, но теперь оно должно сначала отяготить их жизнь сознанием греховности, чтобы потом иметь возможность облегчить их. Церковь устроила все так, что без нее теперь ни шагу: все естественные события (рождение, свадьба, смерть) теперь требуют присутствия жреца, который бы «освятил» событие. Христианство проповедует греховность и презренность человека вообще, так что уже невозможно презирать других людей. Путем выдвижения чрезмерных требований, сравнения человека с совершенным Богом церковь заставляет человека чувствовать себя греховным, дурным, ему становятся нужны сверхъестественные силы, чтобы снять это бремя, чтобы «спастись» от «греховности», но когда отпадает представление о Боге, то отпадает и чувство «греха» как нарушения божественных предписаний.
Инстинктивная ненависть к реальности, неприятие антипатии, вражды, как
следствие болезненности, ведут только к тому, что человеку не хочется
сопротивляться, не хочется бороться с этой действительностью – и появляется христианство, религия любви, то есть несопротивления и покорности. «Не противиться, не гневаться, не призывать к ответу. И злу не противиться – любить его», «Ударили по одной щеке – подставь другую».
Раскрывая содержание христианской морали, Ницше отмечает, что это мораль альтруизма, добра, любви к ближнему, сострадания и гуманизма. Поскольку она является стадной моралью, не выражающей в себе естественные жизненные инстинкты отдельно взятого человека, постольку ее утверждение и поддержание в жизни людей возможно лишь только посредством принуждения. Христианская мораль – это долг, которому все должны беспрекословно подчиняться. Чтобы такое подчинение осуществилось и понадобилась идея Бога как высшего нравственного
идеала, авторитета и судьи, который не только предписывает нравственные
нормы, но и неустанно и скрупулезно следит за их исполнением: наказывает
грешников (пытками в аду) и поощряет праведников (безмятежной жизнью в рае). Страх перед божьим наказанием является основным мотивом морального поведения людей.
В книге «По ту сторону добра и зла» Ницше пишет, что «всюду,
где только появляется на земле религиозный невроз, мы встречаем его в связи с тремя опасными диетическими предписаниями: одиночество, пост и половое воздержание».
Заключение
Томас Манн писал, что читать Ницше – это своего рода искусство, где совершенно недопустима прямолинейность, где необходима максимальная гибкость ума, чутье иронии и неторопливость. Но его нельзя воспринимать буквально, «взаправду». Когда-то Ницше сказал о Сенеке, что его следует слушать, но «ни доверять ему, ни полагаться на него» не стоит. С ним самим дело обстоит точно так же.
Литература
1. Новиков А. «Так говорил Фридрих Ницше» – Аврора, №11-12/1992
2. Патрушев А.И. «Жизнь и драма Фридриха Ницше» – Новая и новейшая история, №5/1993
3. Ф. Ницше «Антихристианин: Опыт критики христианства»
4. Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла»
5. Ясперс К. «Ницше и христианство», - М.:Медиум, 1993