Ницше о сверхчеловеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 15:28, контрольная работа

Описание

Фридрих Ницше (1844-1900) - один из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии. Умерший на рубеже ХХ века он, по замечанию К.Ясперса, наряду с С.Кьеркегором и К.Марксом стал современником нового века. Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы, нормы, правила, которые были так привычны, приятны и ценны немецкой душе и которые так хотелось сохранить. Немецкая интеллигенция, прекрасно образованная, воспитанная цветом европейской культуры - сонмом великих поэтов, философов и музыкантов, больше всего желала плодотворного развития идей и традиций самой передовой в то время в Европе немецкой культуры и лишь очень немногие видели необходимость радикальных перемен. Одним из них был Фридрих Ницше.

Содержание

Введение-----------------------------------------------------------------------------------------------4
1) Основная идея Концепции сверхчеловека по произведению Ф. Ницше
«Так говорил Заратустра»----------------------------------------------------------4
2) Система аргументов--------------------------------------------------------------6
3) Выводы автора---------------------------------------------------------------------7
4) Моя точка зрения-----------------------------------------------------------------11
Заключение----------------------------------------------------------------------------13
Список литературы------------------------------------------------------------------14

Работа состоит из  1 файл

Ницше о сверхчеловеке 153.doc

— 71.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский  государственный университет»

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Экономика, управление и инвестиции»

VII семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Философия

Эссе на тему: Ницше  о сверхчеловеке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 студентка гр. 402-ЭиУ

Шамсутдинова Ю.М.

 

 

Проверил:

Ткачев С.М.

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение-----------------------------------------------------------------------------------------------4

1) Основная идея Концепции сверхчеловека  по произведению Ф. Ницше

«Так говорил Заратустра»----------------------------------------------------------4

2) Система аргументов--------------------------------------------------------------6

3) Выводы автора---------------------------------------------------------------------7

4) Моя точка зрения-----------------------------------------------------------------11

Заключение----------------------------------------------------------------------------13

Список литературы------------------------------------------------------------------14

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Фридрих Ницше (1844-1900) - один из самых блестящих и спорных  мыслителей европейской философии. Умерший на рубеже ХХ века он, по замечанию К.Ясперса, наряду с С.Кьеркегором и К.Марксом стал современником нового века. Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы, нормы, правила, которые были так привычны, приятны и ценны немецкой душе и которые так хотелось сохранить. Немецкая интеллигенция, прекрасно образованная, воспитанная цветом европейской культуры - сонмом великих поэтов, философов и музыкантов, больше всего желала плодотворного развития идей и традиций самой передовой в то время в Европе немецкой культуры и лишь очень немногие видели необходимость радикальных перемен. Одним из них был Фридрих Ницше.

 

1) Основная  идея Концепции сверхчеловека  по произведению Ф. Ницше «Так  говорил Заратустра»

 

Свое учение о сверхчеловеке  Ницше излагает в сочинении: «Так говорил Заратустра». Здесь в  речах влагаемых в уста Заратустры, проповедника и учителя, Ф. Ницше раскрывает сущность этого учения, а в лице самого Заратустры пытается дать конкретный образец личности сверхчеловеческого типа.

Свое полное раскрытие  концепция сверхчеловека получает в «Так говорил Заратустра». Здесь Ф. Ницше прямо говорит: «Вверх идет наш путь, от рода к сверхроду». Понятие о сверхчеловеке означает «нечто, представляющее в отношении ко всему человечеству своего рода сверхчеловека» [4].

Заратустра или Зороастр – знаменитый древнеиранский пророк, законодатель и основатель религии, называемой Зороастризм, Маздаизм, или просто Огнепоклонничество. Заратустра принадлежал к народу арийцев. Hесколько тысячелетий назад в долинах Северной Азии жила раса людей, называвших себя арийцами (слово “ариец” означает “благородный характер”). Они эмигрировали из этих областей на юг и пришли в страну, которая сегодня нам известна как Иран. Страна эта получила название “Арийское Ваеджо”, что значит “Вход в страну Ариев”. Дату рождения Заратустры трудно точно определить, но греческие философы Плиний, Геродот, Платон относят ее примерно к 6400 году до Рождества Христова. Заратустра родился в городе Раи провинции Бактрия. Перед его рождением его мать видела вещий сон с предсказанием святой миссии ее будущего сына. Зороастр (в переводе означает “Провозвестник”), он же Зара-Тустра (“Смотритель Пути”). Как утверждают, Заратустра родился с улыбкой на устах, и его аура своим светом озарила весь город. В 25 лет он удалился в некую уединенную местность, чтобы предаться глубокой медитации и общению с Господом Ахура-Маздой. Он пробыл в уединении десять лет, и там Господь озарил его сознание и открыл ему Свет Истины. Убедившись в реальности своих видений, Зороастр приступил к назначенной ему миссии реформирования существующей веры. Долгое время он подвергался гонениям, но в конце концов люди уверовали в его святость и провозгласили Великим Пророком. Он упразднил древних богов персидского пантеона и утвердил единого и подлинного Владыку – Ахура Мазду. Когда учение Заратустры было принято персидским королем Вистаспом, зороастризм стал национальной религией Ирана. В течение многих лет она господствовала в большей части цивилизованного мира и оказала свое влияние на все последующие мировые религии.

История Зороастра во многом близка идее Ницше (главная цель Заратустры – создать новую религию). Или чего только стоит то, что Зороастр был арийцем? Форма изложения заимствована из Библии и больше всего напоминает евангельские проповеди Иисуса Христа и рассказы о происходящих с ним и его учениками событиях. Конечно же, сравнивать Христа и Заратустру не имеет смысла на этих страницах, хотя весьма вероятно, что именно такого сравнения и выбора между ними и желал от своего читателя Ницше, поскольку в своем читателе он видел последователя для своего Заратустры, ибо “кто пишет кровью и притчами, тот хочет, чтобы его не читали, а заучивали наизусть…” [4].

 

 

2) Система аргументов

 

Итак, Заратустра спустился  с горы… Прислушаемся же к его проповеди:

“Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище  или мучительный позор. И тем  же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором. Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас еще осталось от червя, некогда были вы обезьяной, и даже теперь еще человек больше обезьяны, чем иная из обезьян” [4].

Человек, по Ницше, промежуточный этап на пути развития человечества, ибо есть высшая цель – сверхчеловек: “В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель”.

А потому миссия человека – подготовить землю к пришествию сверхчеловека: «Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы погибнуть, ибо идут они по мосту.

Я люблю тех, кто не ищет за звездами основания, чтобы погибнуть  и сделаться жертвою - а приносит себя в жертву земле, чтобы земля  некогда стала землею сверхчеловека…

Я люблю того, кто живет  для познания и кто хочет познавать  для того, чтобы когда-нибудь жил  сверхчеловек. Ибо так хочет он своей гибели.

Я люблю того, кто трудится и изобретает, чтобы построить  жилище для сверхчеловека и приготовить  к приходу его землю, животных и растения: ибо так хочет он своей гибели…

Я люблю всех тех, кто  являются тяжелыми каплями, падающими  одна за другой из темной тучи, нависшей над человеком: молния приближается, возвещают они и гибнут, как  провозвестники…

Смотрите, я провозвестник  молнии и тяжелая капля из тучи; но эта молния называется сверхчеловек» [4].

 

 

 

 

3) Выводы автора

 

Теперь очень важно  разобраться в том, что же такое  сверхчеловек, какие сущности вобрал он в себя в учении Ницше.

Итак, человек – есть нечто, что должно переродиться в сверхчеловека своими собственными усилиями. Что это за процесс перерождения, по Ницше?

Это три стадии превращения:

• На первом этапе дух  человека уходит из этого несовершенного мира – уходит в мир себя –  в мир своего одиночества. (“подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню”).

• Здесь наступает  не менее важный этап – человек  должен в своем уединении стать  львом, ибо он хочет стать свободным  и господином, прежде всего, господином самого себя. Но есть та преграда, та великая стена на его пути к собственному освобождению – это великий, непобедимый Дракон “Ты Должен!”. “…Завоевать себе свободу и священное Нет даже перед долгом – для этого, братья мои, нужно стать львом”. Но здесь недостаточно просто разрушить – стать львом еще недостаточно для пути человека по его мосту над пропастью, ибо лев не способен к созиданию…[4].

• Требуется новое  начинание, начальное движение –  нужно стать ребенком, чтобы провозгласить  это святое слово утверждения, чтобы  родить из себя и в себе мир новых ценностей: “Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух…”.

С другой стороны, что  значит победить Дракона? Всю свою жизнь  мы тащим на себе бесконечный груз навязанных нам догм, и потому не способны к величию духа: “А мы – мы доверчиво тащим, что дают нам в приданое, на грубых плечах по суровым горам! И если мы обливаемся потом, нам говорят: “Да, жизнь тяжело нести!”

Так значит есть только одно, жестокое для человека, но единственно  возможное средство: “Надо, чтобы ты сжег себя в своем собственном пламени: как же мог бы ты обновиться, не сделавшись сперва пеплом!”

Надо сжечь в себе все эти “старые кафедры, все, на чем только восседало это старое самомнение”. И надо стать разрушителем, ибо нельзя строить здание сверхчеловека на фундаменте навязанных обществом ценностей, а потому любой творец – прежде всего разрушитель!

Первое отличительное качество сверхчеловека – это мужество. У большинства людей еще нет  мужества (мулы, слепые или пьяные –  называет их Ницше), ибо мужество нужно уметь в себе воспитать. Настоящее мужество – это способность побороть свой страх, умение смотреть в бездну с гордостью самопреодоления. И потому человек, стоя на мосту, не испытывает страха, если это мост на пути к сверхчеловеку.

Человек должен стать жестче и злее – для этого человеку еще нужно  подняться, так как он сейчас слишком  низок для сверхчеловека –  а значит еще не понимает истинного  блага сверхчеловека, а вместо того руководствуется благом толпы, над  которой и надо подняться человеку на своем пути к сверхчеловеку.

С другой стороны, существуют 3 качества людей, которые считаются обществом  проклятыми. Мы медленно, но неизменно  подходим к самому великому качеству сверхчеловека, но следуем далее…

Прежде всего Ф. Ницше взвешивает на своих весах сладострастие. Сладострастие, пишет он, это медленный огонь для всех представителей отребья, и потому они, подобно зловонным кускам, боятся сгореть в “печи сладострастия”. Только великим доступно сладострастие: для них оно великий символ счастья и наивысшей надежды [2].

Себялюбие – не менее  отличительно для высших людей. Более  того, оно неизбежно для всякого  великого человека – ибо оно есть символ могучей души. Это здоровое, цельное себялюбие, могучим ключом бьющее из человека, – есть признак сильного, красивого, всепобеждающего тела и его могучей души, радующейся самой себе, а потому оно естественно. Такая радость сверхчеловека и есть добродетель.

Наконец, властолюбие  – бесконечно важно для сверхчеловека. Оно как пылающий бич для всего отребья и жестокая пытка: “злая узда, наложенная на самые тщеславные народы; пересмешник всякой сомнительной добродетели; оно ездит верхом на всяком коне и на всякой гордости”.

Властолюбие – проверка нашей души на гнилость – так, если в нашей душе есть такая гниль (стремление пресмыкаться и раболепствовать), то властолюбие сламывает всю эту накипь в душе – то бишь выступает как рокочущий и карающий “разрушитель поваленных гробов”. Под давлением его же человек раболепствует и пресмыкается, пока в нем не родится великое презрение, в таком случае властолюбие выступает, по словам Ницше, в роли “грозного учителя великого презрения”. Самое высокое, что может пережить человек, учит Ницше – это “час великого презрения”. Презрения к самому себе, к своим слабостям и порокам, к своей несправедливости, к “жалкому довольству собою”, называемому в этом мире добродетелью. И это презрение есть новый шаг на пути к сверхчеловеку…[3].

Наконец, идея сверхчеловека  в том, что надо поставить перед  собой великую цель – и тогда самому стать величественным: “Некогда были у тебя страсти, и ты называл их злыми. А теперь у тебя только твои добродетели: они выросли из твоих страстей. Ты положил свою высшую цель в эти страсти: и вот они стали твоей добродетелью и твоей радостью”.

Эта цель рождается не из пустого места, более того, она  определяется самой жизнью – ибо  жизнь ведома волей к власти. “Когда вы возвысились над похвалою и  порицанием и ваша воля, как воля любящего, хочет приказывать всем вещам, - тогда зарождается ваша добродетель…Властью является эта новая добродетель; господствующей мыслью является она и вокруг нее мудрая душа: золотое солнце и вокруг него змея познания…”. Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти; и даже в воле служащего находил я волю быть господином. Чтобы сильнейшему служил более слабый – к этому побуждает его воля его, которая хочет быть господином над еще более слабым: лишь без этой радости не может он обойтись [2].

Таким образом, преодоление  себя и становление сверхчеловека, так же как и все существование человека – ведомо только одной великой (пусть ее не хотят признать мудрецы этого мира – шумные шарлатаны!) силой – волей к власти.

Другой подход Ф. Ницше к перерождению в сверхчеловека заключается, с одной стороны, в практических рекомендациях для человека на его пути, и с другой стороны, в его предсказаниях о рождении сверхчеловека.

Ницше говорит о том, что борьба и война сделали  в мире гораздо больше, чем сострадание  или любовь к ближнему, не жалость, а храбрость и доблесть создали  и хранят наш мир, а потому следует любить мир как средство к новым войнам. “Я призываю вас не к работе, а к борьбе. Я призываю вас не к миру, а к победе. Да будет труд ваш борьбой и мир ваш победою! Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю вам, что благо войны освящает всякую цель” [4].

Информация о работе Ницше о сверхчеловеке