Нравственная философия Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:02, реферат

Описание

Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно-научного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем ' тенденции, или линии Платона ' в античной философии.

Работа состоит из  1 файл

Нравственнная философия Сократа.docx

— 28.33 Кб (Скачать документ)

     Сократ  был непримиримым врагом афинских народных масс. Он был идеологом аристократии, его учение о незыблимости, вечности и неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса. Сократовская проповедь добродетели имела  политическое назначение. Он сам говорит  о себе, что заботится, чтобы подготовить  как можно больше лиц, способных  приняться за политическую деятельность. При этом политическое воспитание афинского  гражданина велось им в таком направлении, чтобы подготовить восстановления политического господства аристократии, вернуться к 'заветам отцов'.

     По  Ксенофонту, Сократ восторгается 'самыми древними и самыми образованными  государствами и народами', потому что они 'самые набожные'. Больше того:

     ' ...он думает, что ему не стыдно  будет взять за образец персидского  царя', потому что персидский царь  считает земледелие и военное  искусство благороднейшими занятиями.  Земля и военное искусство  - исконная принадлежность 'благородных  господ', родовой землевладельческой  аристократии. Сократ, по Ксенофонту, воспевает земледелие. Он дает  возможность сулить 'хорошие обещания  рабам' и 'приохочивать рабочих  и склонять их к послушанию'. Сельское хозяйство - мать и  кормилица всех искусств, источник  жизненных потребностей для 'для  благородного господина', лучшее  занятие и лучшая наука. Оно  сообщает телу красоту и силу, побуждает к храбрости, дает  отличных и наиболее преданных  общему благу граждан. При этом  сельское хозяйство противополагается  городским занятиям, ремеслам как вредящим делу и разрушающим душу. Сократ на стороне отсталой деревни - против города с его ремеслами, промышленностью и торговлей. Таков идеал Сократа. Надо было воспитать адептов этого идеала. Отсюда неустанная, непрерывная, изо дня в день ведущаяся пропагандическая деятельность Сократа.

     Сократ  беседует о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности.

     Он  хотел бы видеть в афинских гражданах  людей храбрых, но скромных, не требовательных, благоразумных, справедливых в отношениях ко своим друзьям, но отнюдь не к  врагам. Гражданин должен верит в  богов, приносить им жертвы и вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов и  не позволять себе 'дерзости' изучать  мир, небо, планеты. Словом, гражданин  должен быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках 'благородных  господ'.

     Следует, наконец, упомянуть, что Сократ наметил  так же классификацию государственных  форм, исходя из основных положений  своего этико-политического учения. Государственные формы, упоминаемые  Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия.

     Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным  значением, отсутсвующим у тирании. Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и  моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам, в особенности направляя острие своей критики против античной демократии как неприемлимой с его точки  зрения безнравственной формы государственной  власти.

     Сократ - противник афинской демократии. На место вопроса о космосе, вопрос о человеке со всеми его связями  характерен антропозитизм. Сократ претендовал  на роль просвятителя. Он же враг изучения природы (вмешательства в дело богов). Задача его философии - обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание природы - безбожное дело. По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу (человек), а затем ведет к объективному духу (бог). Опять же по Сократу, особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это нравственность. А истинная нравственность - это знание того, что хорошо. И элитарность знания ведет к добродетели. Он дал классификацию государственных форм: монархия, тирания, аристократия, плутократия, демократия. А по Сократу, аристократия - это наилучшая форма государственного устройства.

     Сократ  был цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской  проблемой, а важнейшим из проблем  философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Не отделяя философии  от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен  в каком бы то ни было расчленении  самой философии. Его мировоззрение  было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира.

     Но  то, чего не сделал сам Сократ, сделала  за него история. Она хорошо потрудилась  над тем, чтобы каталогизировать одни его высказывания как этические, другие - как диалектические, одни - как идеалистические, другие - как  стихийно-материалистические, одни - как  религиозные, другие - как еритические. Его признавали 'своим' самые разные идеологические течения, ему в вину ставились философские односторонности  и однобокости, в которых Сократ не мог быть повинен. Те критерии, которыми мы идеологически расчленяем философа нового времени на различнные школы  и направления, Сократу, а тем  более к его предшественникам, неприменимы. История хорошо поработала также над тем, чтобы все мертворожденное  в наследии Сократа довести до своих крайних пределов окаменелости, до канонизированных идолов массового сознания, оттенив тем самым живые и животворные родники сократовской мысли - его иронию и диалектику.

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильев В. А. Сократ о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. — М., 2004. — № 1. — С. 276—290
  2. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Сократ#.D0.9A.D0.BD.D0.B8.D0.B3.D0.B8
  3. [Электронный ресурс] / Режим доступа: [ "Философия Сократа" // Philosoff.RU - Философия в доступном изложении ]

Информация о работе Нравственная философия Сократа