Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:02, реферат
Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно-научного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем ' тенденции, или линии Платона ' в античной философии.
Сократ
был непримиримым врагом афинских народных
масс. Он был идеологом аристократии,
его учение о незыблимости, вечности
и неизменности моральных норм выражает
идеологию именно этого класса. Сократовская
проповедь добродетели имела
политическое назначение. Он сам говорит
о себе, что заботится, чтобы подготовить
как можно больше лиц, способных
приняться за политическую деятельность.
При этом политическое воспитание афинского
гражданина велось им в таком направлении,
чтобы подготовить
По Ксенофонту, Сократ восторгается 'самыми древними и самыми образованными государствами и народами', потому что они 'самые набожные'. Больше того:
'
...он думает, что ему не стыдно
будет взять за образец
Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности.
Он
хотел бы видеть в афинских гражданах
людей храбрых, но скромных, не требовательных,
благоразумных, справедливых в отношениях
ко своим друзьям, но отнюдь не к
врагам. Гражданин должен верит в
богов, приносить им жертвы и вообще
исполнять все религиозные
Следует, наконец, упомянуть, что Сократ наметил так же классификацию государственных форм, исходя из основных положений своего этико-политического учения. Государственные формы, упоминаемые Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия.
Монархия,
с точки зрения Сократа, тем отличается
от тирании, что опирается на законные
права, а не на насильственный захват
власти, а поэтому и обладает моральным
значением, отсутсвующим у тирании.
Аристократию, которая определяется
как власть немногих знающих и
моральных людей, Сократ предпочитает
всем другим государственным формам,
в особенности направляя острие
своей критики против античной демократии
как неприемлимой с его точки
зрения безнравственной формы
Сократ - противник афинской демократии. На место вопроса о космосе, вопрос о человеке со всеми его связями характерен антропозитизм. Сократ претендовал на роль просвятителя. Он же враг изучения природы (вмешательства в дело богов). Задача его философии - обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание природы - безбожное дело. По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу (человек), а затем ведет к объективному духу (бог). Опять же по Сократу, особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это нравственность. А истинная нравственность - это знание того, что хорошо. И элитарность знания ведет к добродетели. Он дал классификацию государственных форм: монархия, тирания, аристократия, плутократия, демократия. А по Сократу, аристократия - это наилучшая форма государственного устройства.
Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира.
Но
то, чего не сделал сам Сократ, сделала
за него история. Она хорошо потрудилась
над тем, чтобы каталогизировать
одни его высказывания как этические,
другие - как диалектические, одни -
как идеалистические, другие - как
стихийно-материалистические, одни - как
религиозные, другие - как еритические.
Его признавали 'своим' самые разные
идеологические течения, ему в вину
ставились философские
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ