Нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 12:32, реферат

Описание

Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. В русском языке термин «свобода» употребляется, прежде всего, в значении «свобода от», т.е. отсутствие внешнего принуждения, гнёта, ограничений и т.д. Понятие «воля» имеет более широкое значение, которое оформилось примерно в 15-16вв. в Московском государстве.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Нравственные ценности…………………………………………………………….4

Эстетические ценности……………………………………………………………...7

Справедливость и право…………………………………………………………….9

Заключение………………………………………………………………………….10

Список литературы…………………………………………………………………11

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 64.00 Кб (Скачать документ)

     Аскетизм  идеалом жизни провозглашает  добровольное отречение от наслаждений  и желаний, культ страданий  и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Эта концепция проявилась в христианстве, особенно в монашестве, в философских школах киников.

     Утилитаризм  величайшей ценностью и основой  нравственности считает пользу. По словам И.Бентама, смысл  этических норм и принципов  состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей.

     В  20в. учение о ценностях связано с именами таких выдающихся мыслителей и гуманистов, как Ф. Швейцер, М. Ганди, Б. Рассел и др. бурные социальные потрясения, появления возможности самоуничтожения человечества, возникновение глобальных проблем до предела обострили все традиционные проблемы. На первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания.

     Известное  выражение Ф.М.Достоевского –  «Красота спасет мир» - нужно понимать  не изолированно, а в общем  контексте развития идеалов человечества. Термин «эстетика» появился в  научном обиходе в середине 18в., хотя учение о прекрасном, о законах красоты и совершенства уходит корнями в глубокую древность. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего утилитарного интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства.

     Эстетические  ценности могут выступать в  виде природных объектов, самого  человека, а также духовные и  материальные объекты, созданные  человеком в виде произведений  искусства. В теории эстетики  исследуют такие  

                                                                             9

категориальные  пары как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое  и комическое и т.д.

                                  Справедливость и право.

     В  системе ценностей человеческого духа особое место занимают представления о праве и справедливости. Понятие прав человека, «человеческого измерения» всех явлений и событий общественной жизни стало особо актуальным в середине 20в., после того, как мир пережил трагедию двух мировых войн, ужасы геноцида, расизма и национализма. Различают 6 основных категорий прав человека: естественные, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Особое значение придаётся естественным правам человека, которые появляются в силу факта самого рождения и не могут быть отчуждены. Иногда их называют ещё «священными», поскольку это такие, как право на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность и т.д.

     С  проблемой прав человека тесно  связано понятие справедливости, суть которого – в выработке принципов, регулирующих распределение благ и обязанностей граждан, соответствие между деянием и возданием, преступлением и наказанием. Достижение полной справедливости в нашем земном мире породило бы вопиющую несправедливость, ибо такое состояние исключало бы все проявления милосердия. Наиболее актуальна в практическом и теоретическом планах идея распределительной справедливости. Согласно ей, распределение может осуществляться в соответствии с принципами: равенства, потребности, заслуг, продуктивности, усилий, профессиональной пригодности, достижений, способностей, социального ранга и статуса, спроса и предложения.

 

     

 

 

                                                                             10   

                                                          Заключение.  

     Обобщая все выше сказанное, можно сделать следующие выводы. Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в то же время тяжким бременем.

     Всё изложенное даёт основание сформулировать понятие духовности человека, которое в светской философской традиции рассматривается, во-первых, как относительная автономность человека, его независимость от внешних влияний, а во-вторых, как то, ради чего стоит жить и отдать жизнь в случае необходимости. Духовность – это синтез Истины, Красоты и Добра с акцентом на последнем, ибо его человек способен творить сам. В христианской философии это выражается триадой Веры, Надежды, Любви и обнимающей их Софии, - т.е. мудрости.

     При  всех зигзагах мировой истории  человечество движется по пути  гуманизации отношений людей,  утверждения общечеловеческой системы  ценностей, признания ведущей  роли личности в прогрессе.  Таким образом, понятия личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют наше представление о человеке, его прошлом, настоящем и будущем.    
 
 

                                                                            11                      

                                                 Список литературы.      

  1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.,1994.
  2. Гуревич П.С. Философия человека. – М.,1999.
  3. Гуревич П.С., Шокуев К.Б. Философская антропология. Нальчик,1996.
  4. Диалог Тойнби - Икеда. Человек должен выбирать сам. – М.,1998.
  5. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. СПб., - М.,1998.
  6. Смирнов И. Человек человеку – философ. СПб.,1999.
  7. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. – М.,1994.
  8. Франк С.Л. Реальность и человек. – М.,1997.
  9. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.,1990.
  10. Фромм Э. Догмат о Христе. – М.,1998.                                                  

Информация о работе Нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право