О смысле жизни человека

Автор работы: Виктория Глухова, 30 Июля 2010 в 15:31, реферат

Описание

Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл человеческой жизни? Подобного рода вопросы интересуют людей с давних пор. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но одно из них является главным. Выявить эту черту означает постичь сущность и задачу его жизни. Есть ли вообще в человеческой жизни смысл? Философы отвечают на эти вопросы по-разному. Многое зависит от общей мировоззренческой установки той или иной эпохи, то есть от того, что данное философское или религиозное направление выдвигает в качестве высшей ценности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Древневосточная философия 5
Древнекитайские мыслители о человеке 5
Буддизм и брахманизм о смысле жизни 8
Глава 2. Человек в античной философии 10
Глава 3. Христианское учение о спасении 12
Глава 4.Философия нового времени 15
Глава 5. З.Фрейд о смысле человеческой жизни 17
Глава 6. Философы-экзистенциалисты
о смысле человеческой жизни 20
Глава 7.Русские философы о смысле жизни 23
Заключение 30
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)

          Так в чем же ее содержание, и, прежде всего, при каких  условиях человек может признать  конечную цель «разумной»?

          …."Чтобы быть осмысленной,  наша жизнь - вопреки уверениям поклонников "жизни для жизни" и в согласии с явным требованием нашей души - должна быть служением высшему и абсолютному благу."(11) И при этом человек должен также непрерывно разумно сознавать все это соотношение к высшему благу. В этом единстве жизни и Истины и заключается по Франку искомый "смысл жизни".

             "Итак, жизнь становится осмысленной,  поскольку она свободно и сознательно  служит абсолютному и высшему  благу, которое есть вечная  жизнь, животворящая человеческую жизнь, как ее вечная основа и подлинное завершение, и есть вместе с тем абсолютная истина, свет разума, пронизывающий и озаряющий человеческую жизнь. Жизнь наша

    27

    осмысляется, поскольку она есть разумный путь к цели, или путь к разумной, высшей цели, иначе она есть бессмысленное блуждание. Но таким истинным путем для нашей жизни может быть лишь то, что вместе с тем само есть и жизнь, и Истина. "Аз есмь путь, истина и жизнь".

             И теперь мы можем подвести  краткий итог нашим размышлениям. Для того, чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия: существование Бога и наша собственная причастность Ему, достижимость для нас жизни в Боге, или божественной жизни. Необходимо прежде всего, чтобы, несмотря на всю бессмысленность мировой жизни, существовало общее условие ее осмысленности, чтобы последней, высшей и абсолютной основой ее был не слепой случай, не мутный, все на миг выбрасывающий наружу и все опять поглощающий хаотический поток времени, не тьма неведения, а Бог, как вечная твердыня, вечная жизнь, абсолютное благо и всеобъемлющий свет разума. И необходимо, во-вторых, чтобы мы сами, несмотря на все наше бессилие, на слепоту и губительность наших страстей, на случайность и краткосрочность нашей жизни, были не только "творениями" Бога, не только глиняной посудой, которую лепит по своему произволу горшечник, и даже не только "рабами" Бога, исполняющими Его волю подневольно и только для Него, но и свободными участниками и причастниками самой божественной жизни, так, чтобы служа Ему, мы в этом служении не угашали и не изнуряли своей собственной жизни, а, напротив, ее утверждали, обогащали и просветляли. Это служение должно быть истинным хлебом насущным и истинной водой, утоляющей нас. Более того: только в этом случае мы для себя самих обретаем смысл жизни, если, служа Ему, мы, как сыновья и наследники домохозяина, служим в нашем собственном деле, если Его жизнь, свет, вечность и блаженство могут стать и нашим, если наша жизнь может стать божественной, и мы сами можем стать "богами", "обожиться"." (12)

    28

               Практичный путь в постижении смысла Людвиг Семенович видит в религиозном, внутреннем делании,  молитве, аскетической борьбе с самим собой, именно и это есть неприметный для него основной труд человеческой жизни, "единственное подлинное производительное человеческое дело…

               …с помощью которого мы действенно  осуществляем смысл жизни и  в силу которого в мире действительно  совершается нечто существенное  именно возрождение самой внутренней  его ткани, рассеяние сил зла  и наполнение мира силами добра.  Это дело - подлинно метафизическое дело - возможно вообще только потому, что оно совсем не есть простое человеческое дело. Человеку здесь принадлежит только работа по уготовлению почвы, произрастание же совершается самим Богом. Это есть метафизический, Богочеловеческий процесс, в котором только соучаствует человек, и именно потому в нем может осуществиться утверждение человеческой жизни на ее подлинном смысле. "(13) 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    29 

    Заключение

              Рассмотрев взгляды выдающихся  философов и мудрецов человечества мы  видим, что проблема смысла человеческого бытия всегда стояла в центре философских исследований.

              Конечно, мы видим, что философы  были ограничены уровнем знаний  и задач общества, в котором  жили.

              Так в Древнем Китае для  Лао-цзы главное для человека жить по законам Высшего начала (Дао), а все что связывает человека с земной жизнью, мудрец отметает. Конфуция наоборот занимали практические земные задачи и человек интересует его не сам по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место.

              Мудрецы Древней Индии утверждали, что человеку необходимо открыть  всебевсеобщий Дух, только через  свое “я” человек может приблизится  и слиться с мировым “Атманом”.

              Античная философия сформировала  основные западно-европейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы и определила его как самостоятельную ценность и признала за ним право на активность и инициативу перед объективным миропорядком.

              Христианство было следующим и на сегодняшний день основным религиозным учением, сформировавшим новый смысл человеческого бытия, признавшей в человеке личность, смотревшей на человека как на земное воплощение Бога и на Бога как наивысшую любовь к людям. Христианство стало религией о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести.

                  Философия Нового времени, сформировавшаяся  под влиянием развития капиталистических  отношений и расцвета наук, прежде  всего механики, физики, математики, открыла путь к рациональному истолкованию человеческой сущности и рассматривала человека с

    30 

    физиологических и прагматических позиций.

              Возникшие в середине ХIХ века  науки о человеке (психология, социология, биологическая теория эволюции) сделали прежний философский образ лишенным опытных оснований и практической ценности.

              Открыв важную роль бессознательного  в жизни, как отдельного человека, так и всего общества, Фрейд  показал свои пути решения  как личных, так и общественных  проблем жизни человека.

              Экзистенциальная философия понимается  в качестве радикализации   первоначального выступления философии  жизни, как оно было  воплощено  на исходе XIX и в начале  XX в.,  прежде всего Ницше. Поставленная  философией жизни задача —  понять человеческую жизнь, исключая все внешние установки, непосредственно из нее самой.

            Одной из характерных особенностей  русской философии второй половины XIX - начала XX века также является  внимание к человеку, антропоцентризм.  И главное направление которой  было духовное.

             Для русского философа Франка  …."Чтобы быть осмысленной, наша жизнь - вопреки уверениям поклонников "жизни для жизни" и в согласии с явным требованием нашей души - должна быть служением высшему и абсолютному благу."(14) И при этом человек должен также непрерывно разумно сознавать все это соотношение к высшему благу. В этом единстве жизни и Истины и заключается по Франку искомый "смысл жизни"      

             Подводя краткий обзор религиозно-филосовских исканий человечества о смысле жизни, мы видим что человечество на протяжении всей своей истории приближалось к пониманию близости человека к высшему духовному началу. И ведущие мыслители всех времен - от

    31

    брахманов до современных философов понимали, что человек сможет реализовать  свою миссию только  в служении вечным истинам, духовной работе над своей душой, окружающем миром и в конечном итоге слиянии со своим Творцом - слиянии "тленного с нетленным". 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

32

    Список  литературы 

    1.Ушков  А.М. Китайско-конфуцианский культурный  ареал. Запад и Восток. Традиции и современность. М.,1993.

    2.Человек.  Мыслители прошлого и настоящего  о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. ( Редкол.: И.Т. Фролов и др.; сост. П.С. Гуревич. – М. Политиздат, 1991.

    3. Древнекитайская философия. – М.: Мысль, 1972 – Т1,Т2.

    4.Протоирей  Александр Мень. История религии. - М.: Слово,1990 – Т3.

    5. Лосев  А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М.,1979.

    6. Гроувс  К. П. Происхождение современного  человека Человек. 1996. № 3.

    7. Крывелев  И.А. Библия: историко-критический  анализ. М., 1982.

    8. Основы  религиоведения. Под редакцией И.Н.  Яблокова. М.: Высшая школа, 1994.

    9.Радугин  А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современная религия: Курс лекций. М.:  Центр, 1996.

    10. История  религии. М.: Центр Руник, 1991.

    11.А.  Б. Ранович. Первоисточники по  истории раннего христианства. М.: Политиздат. 1990.

    12. Антология  мировой философии: В 4-х т.  Т.1. Ч.2. М.,1969.

    13. З.Фрейд.  Неудовлетворенность культурой.  Избранное. Лондон, 1969.

    14.Серен  Кьеркегор. Страх и трепет: Пер.  с дат. - М.: Республика,1993.

    15.Мартин  Хайдегер. Время и бытие: Пер.  с  нем. - М.: Республика,1993.

    16. Альбер  Камю. Бунтующий человек, М.: Политическая  литература, 1990.

    17. Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. М.: Политическая литература,  1990.

    18. Бердяев  Н. А.   Смысл творчества. М., 1993.

    19. Соловьев  В.С. Нравственный  смысл  жизни   в  его  предварительном  понятии. Собрание  сочинений  Владимира  Сергеевича  Соловьева.

    33

НВО ВПО 

Санкт Петербургский  институт внешнеэкономических связей,

экономики и права.

 

Гуманитарный  факультет

специальность „ Связи с общественностью”.  
 
 
 

Учебная дисциплина:

Философия 
 
 

Реферат.

„ О  смысле жизни человека” 

 

 
 

Выполнила студентка 2 курса

гуманитарного факультета

заочного  отделения

Глухова В.Н. 
 
 

Проверил:

Роговой Ю.П.

к.ф.н., доцент. 
 
 

 
 

Кингисепп

    2010

НВО ВПО 

Санкт Петербургский  институт внешнеэкономических связей,

экономики и права.

 

Гуманитарный  факультет

специальность „ Связи с общественностью”.  
 
 
 

Учебная дисциплина:

Социология 
 
 

Реферат.

„ Предмет  социологии семьи и основные направления  исследований семейно-брачных отношений”. 

 

 
 

Выполнила студентка 2 курса

гуманитарного факультета

заочного  отделения

Глухова В.Н. 
 
 

Проверил:

Малявин С.Н. 
 
 
 

 
 

Кингисепп 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе О смысле жизни человека