Объект и предмет философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:15, реферат

Описание

Как известно, каждая наука имеет свою объектно-предметную область. Ее формируют явления, изучением которых она занимается.
Без особых проблем и противоречий мы находим ответы на вопросы об объектно-предметных областях физики (молекулярный состав явлений), химии (атомарное устройство мира), астрономии (изучающей планетарное строение мира), биологии, истории, математики, физиологии и т.д. Жизнь убеждает в том, что определение объектно-предметных областей этих и других наук, как правило, не вызывает особых споров, противоречий. Это обусловлено рядом причин.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 19.11 Кб (Скачать документ)

Как известно, каждая наука  имеет свою объектно-предметную область. Ее формируют явления, изучением  которых она занимается.

 

 

 

Без особых проблем и противоречий мы находим ответы на вопросы об объектно-предметных областях физики (молекулярный состав явлений), химии (атомарное  устройство мира), астрономии (изучающей  планетарное строение мира), биологии, истории, математики, физиологии и т.д. Жизнь убеждает в том, что определение  объектно-предметных областей этих и  других наук, как правило, не вызывает особых споров, противоречий. Это обусловлено  рядом причин.

 

 

 

Во-первых, выразимся так, относительной узостью и конкретностью  их объектно-предметных полей. Как известно, все эти науки не претендуют на изучение всего мира, а ориентированы  на познание только феноменов определенных классов.

 

 

 

Во-вторых, возникновение  названных частных наук, определение  их объектно-предметных областей в  значительной степени было подготовлено философией - «наукой наук», как ее определяли ранее, от которой многие из них отпочковались. Такой была судьба у медицины, физиологии, математики, астрономии и многих других. Иными  словами конкретность их объектно-предметных областей исторически формировалась  в рамках философии, изначально ориентированной  на изучение природы, общества и мышления людей, рассматриваемых в их единстве.

 

 

 

В-третьих, как правило, частные  науки направлены на изучение каких-то фрагментов либо природы, либо общества, либо сознания людей. Но не феноменов  трех вышеназванных областей бытия. Это, опять же, во многом упрощает решение  задач определения их объектно-предметных областей.

 

 

 

В-четвертых, облегчает понимание  сути их объектно-предметного статуса  близость частных наук к практике, особая их «плодоносность», если вспомнить  слова великого Ф. Бэкона, позволяющая  снимать массу проблем и споров об объектно-предметных областях частных  отраслей знания.

 

 

 

Словом, названные и неназванные  аргументы свидетельствуют об относительной  простоте и конкретности определения  объектов и предметов частных  наук. Совсем по-другому обстоит  дело с определением объектно-предметной области философии как науки. На наш взгляд, существуют несколько  факторов, усложняющих акцентированное, точное понимание объекта и предмета философии. Назовем некоторые из них.

 

 

 

Общеизвестно, что изначально философия трактовалась как наука  наук. Это означало, что все без  исключения науки являлись составляющими, элементами философского знания. Понятно, что в такой ситуации весь мир, все процессы, происходящие в нем, являлись объектом философии.

 

 

 

Объективное развитие социальной практики и следовавшее за ней  развитие науки, привели к потребности  формирования частных систем научных  знаний, которые обрели достаточно строгие объектно-предметные формы. На разных этапах развития науки, как  уже отмечалось, появились математика, астрономия, медицина, психология, физика, химия и другие науки, которые  обрели свои объекты и предметы. Это привело к их «выходу» из философии  и обретению статуса самостоятельных  научных дисциплин.

 

 

 

С появлением частных наук философия не потеряла себя. Она  продолжала развиваться, отвечая на вызовы социальной практики. В этих условиях понимание предмета философии  как любви к мудрости (любомудрие) было вполне оправданным, так как  сохранялась потребность размышлять о мире в целом, осмысливать процессы, происходящие в нем. Долгое время  в истории развития человеческой мысли принималась названная трактовка объектно-предметной области философского знания, предложенная древними греками. Справедливости ради заметим - и в наши дни можно встретить людей, которые связывают предметную область философии исключительно с любовью к мудрости. Нет оснований полностью отвергать подобный подход к предмету философии, как нет оснований абсолютизировать его, не видеть новые возможности, данные нам общественным развитием, для более точного, конкретного, современного понимания объекта и предмета философии.

 

 

 

Нельзя оставить без внимания трактовку предмета философии, которую  предложили древнеиндийские философы. Хорошо известно, что в переводе с древнеиндийского языка «даршака» философия трактовалась как «видение истины». При таком подходе предметом философского знания становился процесс, ведущий людей к истине в ходе познания ими явлений действительности. Подобное понимание предмета философии не вступает в неразрешимое противоречие с современным его видением. Действительно, одной из важнейших задач философии было, есть и будет стремление приблизить знания людей к истине. Вместе с тем, не только эту задачу решала и решает философия. Это дает нам право более широко и предметно представлять ее объект и предмет.

 

 

 

В истории развития человеческой мысли, как уже отмечалось, были и  есть люди, которые пытались и пытаются отрицать научный характер философии, представляя ее то как веру, то как мировоззрение людей, то как идеологию, а то и просто как умение людей вести споры, дискуссии между собой. Такие подходы явно упрощают, а то и просто отрицают объектно-предметную область философии.

 

 

 

Есть и другие точки  зрения на объект и предмет философии. В частности, существует позиция, ориентирующая философию на проблемы познания явлений, строения научного знания на вопросы закономерностей его развития и научного исследования.

 

 

 

Очевидно, что для того, чтобы аргументированно высказаться  по поводу приведенных точек зрения, прежде всего следует определиться с понятиями «объект» и «предмет» науки. При этом заметим, что если у тех или иных систем знаний нет своих, специфических, «неповторимых» объектов и предметов, они вряд ли могут квалифицироваться как самостоятельные, конкретные науки.

 

 

 

Что следует понимать под  объектом науки? Под объектом науки, по нашему убеждению, следует понимать совокупность явлений, процессов, на изучение которых она направлена. Другими  словами, объект науки - это некая  область бытия, ставшая зоной  внимания конкретной науки.

 

 

 

А что следует понимать под предметом науки? Под предметом  науки, по нашему убеждению, следует  понимать совокупность явлений, процессов, на изучение которых она нацелена. Это некое ядро, сущность определенной области бытия, являющейся зоной  особого внимания конкретной науки. Если попытаться наглядно представить  различия между объектом и предметом  науки, то можно использовать следующий, как нам представляется, достаточно наглядный образ. Хотя, предлагая  его в данной работе, мы отдаем себе отчет в том, что он многое упрощает в подходах к объектам и предметам  наук. Используем же мы его исключительно  в гносеологических целях. В целях  иллюстрации различий между объектами  и предметами наук.

 

 

 

Объект науки - это некая  «мишень», на которую «направлена» наука. Предмет науки - это «яблочко», «десятка», на которую наука «нацелена». Другими словами, у каждой науки  есть предметная область, на изучение которой она направлена. Вместе с  тем, в этой предметной области есть явления, процессы, которые должны стать  главными «фигурантами», определяющими  процесс получения знаний о ней.

 

 

 

Экстраполируем приведенные  определения объекта и предмета на философскую область знаний. Итак, что следует понимать под объектом философии? На изучение каких явлений она направлена?

 

 

 

Философия, как известно, была, есть и будет наукой, направленной на изучение природы, общества и человеческого  сознания. Причем, на познание названных  феноменов не в отдельности, обособленности друг от друга, а в их органичном единстве.

 

 

 

А что же является предметом  философии? На изучение каких феноменов она нацелена? Она нацелена на познание законов, действие которых определяет существование и единство природы, общества и человеческого мышления. Именно такую точку зрения на предмет философии отстаивают многие современные ученые.

 

 

 

Итак, резюмируем. Объект философии - это природа, общество и человеческое мышление, рассматриваемые в их единстве. Предмет философии - это законы, общие  для природы, общества и человеческого  мышления, детерминирующие их единство.

 

 

 

Понимая подобным образом  объект и предмет философии, правомерно сделать несколько выводов.

 

 

 

Во-первых, очевидно, что никакая  другая наука, кроме философии, не изучает  природу, общество и мышление людей, рассматриваемые в единстве. Именно эти феномены являются специфическим объектом философского знания.

 

 

 

Во-вторых, ни одна из существующих в мире наук не ставит перед собой  задачу познания законов, общих для  природы, общества и мышления людей. Только философия делает своим предметом  названные законы. Именно на их познание она была, есть и будет нацелена.

 

 

 

В-третьих, вышеприведенные  определения объекта и предмета философии, позволяют отреагировать  на заявления тех людей, которые  склонны утверждать: познание всеобщих законов либо невозможно, либо не нужно, либо малопродуктивно. Всем им можно  возразить, опираясь на реально существующее единство мира. Коль скоро мир един, то он несет в себе детерминацию единства природы, общества и мышления людей. Отсюда следует - должна существовать наука, которая бы изучала детерминированное  единство природы, общества и мышления людей. Без научного взгляда на названный  процесс получить понастоящему объективную картину мира, как понятно, невозможно.

 

 

 

Таким образом, можно констатировать факты реального существования  у философии своих объекта и предмета. Это является первым признаком и основанием для квалификации философии как науки. Вместе с тем известно, что есть знания, имеющие свою объектно-предметную область, но не являющиеся науками, не обретающие ее статус. В этой связи возникают вопросы: каким еще требованиям должны отвечать знания об определенных предметных областях, для того, чтобы их можно было квалифицировать как науку? Это с одной стороны. С другой - отвечают ли этим требованиям современные философские знания? На эти вопросы мы постараемся ответить в следующем параграфе данной работы.


Информация о работе Объект и предмет философии