Объективная и субъективная диалектика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2011 в 17:27, контрольная работа

Описание

Диалектика - такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

Работа состоит из  1 файл

Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика.doc

— 44.50 Кб (Скачать документ)

Введение. 

      Диалектика  от греческого слова dialektike переводится  как искусство вести беседу, спор.

      Диалектика  представляет теорию и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.

      Диалектика - наука о наиболее общих законах  развития природы, общества и мышления.

      Следует отметить, что диалектика противоположна метафизике.

      Метафизика (от греч. Meta ta phiysika - «после физики») - противоположный  диалектике философский метод, рассматривающий  явления в их неизменности и независимости  друг от друга. Отрицает внутренние противоречия, как источник развития явлений.

      А теперь, дадим определение диалектики, как одного из методов познания явлений.

      Диалектика - такое понимание мира и такой  способ мышления, при котором различные  явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

      Умение  схватить связь разнообразных моментов - черта диалектического метода мышления, отличающая его от мышления догматического. Диалектика предстает как учение о связях.

      Диалектическому мышлению присущ постоянный поиск новых  способов постижения мира.

 

       Понятие диалектики. Объективная и  субъективная диалектика. 

      Диалектика (греч. веду беседу, рассуждаю) - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию диалектике предшествовала долгая история, и само понятие диалектика возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия о большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы), к подобным исследованиям еще не применялся термин «Диалектика.».1

      Диалектика – так называют метод рассуждений, при котором вопрос сначала постепенно, шаг за шагом разъясняется и упрощается, а потом находится его решение. Рождение этого метода связывают с именем Сократа, который использовал диалектический подход в своих попытках найти истинную суть той или иной проблемы.2

      Формирование    диалектики    прошло    долгий    путь.     Среди  исторических  форм  диалектики  выделяют   диалектику   древних   философов, идеалистическую    диалектику    классической    немецкой    философии и материалистическую  диалектику.  Утверждение   идей   развития   существенно меняло  взгляд  на  мир:  он  стал  осмысляться не  как набор готовых   “вещей ”, повторение   одних   и   тех   же   циклов,  а   как   совокупность процессов, развёрнутых   во   времени,  уходящих   корнями   в   прошлое   и направленных  в  будущее.

      В более узком смысле диалектика - название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина.

      Идея  диалектики получила развитие в работах  немецкого философа Георга Гегеля (1770 - 1831), в результате чего она стала  одним из наиболее значимых понятий  и центральным пунктом философии Карла Маркса (1818 - 1883).

      Всякое  развитие протекает, согласно Гегелю, по определённой схеме: утверждение  или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, слияние противоположностей (синтез). В синтезе, как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которого возникает новое качественное сознание.

      В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о  том, что источник всякого развития — как  природы, так и общества, и   человеческого понимания — заключён в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую духовную природу.

      Формирование  научного знания сопряжено также с установлением законов соответствующей области явлений. Через взаимосвязь категорий Гегель сформулировал совокупность закономерностей, отражающих универсальные связи мира и познания. Диалектика предстала в виде знания о диалектических закономерностях. Кроме того, теоретическая система включает в себя принципы — положения, содержание которых как бы “пронизывает” всю теорию, определяет её общую направленность, суть. В качестве таких принципиальных идей гегелевской диалектики можно выделить идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектические отрицания.

      Идея  диалектики получила развитие в работах немецкого философа Георга Гегеля (1770 - 1831), в результате чего она стала одним из наиболее значимых понятий и центральным пунктом философии Карла Маркса (1818 - 1883).

      Диалектика  включает в себя объективную и  субъективную диалектику. Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.

      Диалектика  как учение о развитии рассматривает  три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике  развития и его формах.

      В истории развития философского метода, помимо диалектического, существует и другой альтернативный метод - метафизический. Под метафизикой понимаются учения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным своей основе, а предметы и явления в нем - вне связи друг с другом. Движение и развитие метафизики сводят чаще всего к чисто количественным изменениям. С этой точки зрения метафизика как метод представляет собой антидиалектику. Их противоположность прослеживается по трем основным направлениям. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое, для метафизики, напротив, вещи изолированы, оторваны друг от друга, существуют вне связей и отношений между собой. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении и развитии, метафизика же либо отрицает развитие, либо упрощает его, сводя, в частности, к круговороту. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях, метафизика - во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей, считая их внутренне непротиворечивыми, и в конечном счете зачастую приходит к идее первотолчка. Следует сказать, что метафизика имела свое историческое оправдание, поскольку была связана с определенной, начальной стадией развития естествознания, когда оно больше опиралось на анализ, т.е. разложение предметов на составные части. Диалектика же, не игнорируя взаимодействие и взаимообусловленность явлений, представляет собой более зрелый метод мышления.

 

Заключение. 

   Подробно  рассмотрев структуру диалектики, ее регулятивный характер и основные функции, можно сказать, что она представляет собой не хаотический набор отдельных своих сторон и моментов, не искусственную схему, а целостную органическую систему. Диалектика есть не закрытая, а открытая совокупность устойчивых отношений и связей между элементами.

      Диалектика  как философское учение о движении, показывает мир в постоянном развитии и изменении.  И думается, в  наши дни диалектика снова должна стать популярной хотя бы потому, что  многие перестали относиться к миру как к чему-то постоянно развивающемуся.

Информация о работе Объективная и субъективная диалектика