Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 03:07, доклад
Идеология просвещения отражает интересы нового класса. Особенности просветительской идеологии заключается : В убежденности решающей роли просвещения и знания в общественном развитии. Движущей силой в человеческой истории считается человеческий разум, прогресс просвещения. Просветители поют гимн человеческого разума и надеются, что с помощью разума можно решить все социальные проблемы. Гельвеций например, все болячки человека видел в невежестве людей. Просветители надеялись на просвещенного монарха и распространения знаний. Надежды носили утопический характер.
1) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Эпохой Просвещения называют 18 век. К этому
времени был накоплен огромный научный
материал в различных сферах. В социально-экономическом
отношении эпоха Просвещения - это эпоха
падения феодализма и становление капитализма
в странах Западной Европы .
Сущность эпохи выражается в отрицании
критики феодальной собственности, сословной
привилегии, критики деспотической монархической
власти, критики религиозных суеверий,
предрассудков.
Эпоха просвещения охватила ряд стран:
Англию - Джон Локк, Толанд, Беркли, Юм.
Францию - Вальтер, Руссо, Гольбах, Дирго.
Германию - Лессинг, Гердер, Кант.
Россию - Новиков и Радищев.
Идеология просвещения отражает интересы
нового класса. Особенности просветительской
идеологии заключается : В убежденности
решающей роли просвещения и знания в
общественном развитии. Движущей силой
в человеческой истории считается человеческий
разум, прогресс просвещения. Просветители
поют гимн человеческого разума и надеются,
что с помощью разума можно решить все
социальные проблемы. Гельвеций например,
все болячки человека видел в невежестве
людей. Просветители надеялись на просвещенного
монарха и распространения знаний. Надежды
носили утопический характер.
Во Франции в 18 веке шла острая борьба
между феодализмом и возникшими в его
недрах капиталистическими отношениями.
Антифеодальное движение, в конечном счете,
привело к буржуазной революции 1789-94 года.
"Великая Французская революция".
Буржуазия из экономического господствующего
класса превратилась в класс политически
господствующий. Важнейшую роль в подготовке
революции сыграли Ламетри (1709-1751), Гельвецкий
(1715-1778), Дидро (1713-1784), Гольбах(1723 - 1789).
Становление капиталистических отношений
- это процесс совершенствования производственных
сил (средств производства). Он мог происходить
только в органической связи с развитием
науки, если в средние века наука выступала
служанкой богословия, то в 18 веке она
становится необходимой для развития
промышленности и торговли. Наука восстает
против церкви и освобождается от бога.
Вместе с этим совершенствовалась методология
научного познания (Философия). Идеологи
молодой буржуазии выступают против существующих
религиозных идеалистических идей, создают
материалистические концепции. Французская
философия 18 веке материалистична, развитие
капитализма вызвало к жизни не только
новые научные и философские, но и политические,
правовые, художественные воззрения.
Заслуга французских мыслителей : заключается
в критике метаницизма и метафизики своих
предшественников, непосредственных и
отдаленных.
Основные положения французского просвещения.
1. Учение о материи. Материю французские
мыслители рассматривают единую реальность,
бесконечной в пространстве и времени.
Материя отождествляется с природой (различная
материя) и рассматривается состоящей
из атомов (Гольбах) и молекул (Ламетри,
Дидро). Материя - это вся природа она существует
сама по себе, ее никто не сотворил она
является всего, будет существовать и
действовать вечно. Природа - это колоссальная
мастерская. Материя отождествляется
с веществом и существует, состоит из бесконечного
множества материальных тел. Однако встречаются
и абстрактные представления о материи,
согласно Гольбаху материя - это все то
что каким либо образом воздействует на
органы чувств.
2. Представления
о движении и развитии. Движение
французские материалисты
По Гольбаху во вселенной солнца гаснут
и покрываются твердой корой, (звезды превращаются
в планеты) планеты гибнут и рассеиваются
в пространстве. Земля как и другие планеты
возникла естественным путем и за время
своего существования пошла или испытала
существенные изменения.
Мыслители анализировали проблему происхождения
жизни. Жизнь порождается природой без
вмешательства каких либо внешних сил.
По мнению Дидро, минералы приводят к возникновению
растений, растения порождают животных,
животные порождают человека. Дидро анализирует
проблему видообразования: первый вид
порождает другой.
3. Учение о познании. Французские философы
правильно считали, что процесс познания,
есть процесс отражения внешнего мира
человеком, в процессе воздействия внешнего
мира на человека. Такое понимание познания
не в состоянии было объяснить многие
факты: 1) почему различные объекты природы
отражаются людьми в разное время. В чем
дело? Французы не могли понять, что процесс
познания органически связан с материальной
действительностью людей. Человек познает
мир лишь преобразуя его. Это можно изобразить
следующим образом. Субъект воздействует
на окружающий мир.
Подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:
1. получает заметное
развитие глубокая вера в
2. развиваются деистические
представления о мире, что в
свою очередь приводит к
3. формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.