Общее и индивидуальное в морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 20:36, контрольная работа

Описание

Понятие «мораль» чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений.
Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Происхождение, предмет и функции морали 3
2. Соотношение морали и нравственности, целей и средств, как основного вопроса морали 9
3. Исторические типы и нормы морали, как условие самосохранения человечества 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа состоит из  1 файл

контр 2 философия.docx

— 49.71 Кб (Скачать документ)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

 

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия»

на тему:

«ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В МОРАЛИ»

 

 

 

        Работу выполнила:

                                                        Вафина Татьяна Михайловна

                                                                 специальность: БУ, анализ и аудит

                                                                  группа 12БВ

                                                                    № зачетной книжки:       10убд12443

                                                               Факультет: учётно-статистический   Руководитель:

                            Якупов С.Ф.

 

 

 

 

 

Уфа-2012

                                                содержание

введение 2

1. Происхождение, предмет и функции морали 3

2. Соотношение морали и нравственности, целей и средств, как основного вопроса морали 9

3. Исторические типы и нормы морали, как условие самосохранения человечества 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ВВЕДЕНИЕ

Понятие «мораль» чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали. Чаще всего под моралью  понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений.

Роли  морали в жизни общества и отдельной  личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует. Если для прочих земных тварей образ жизни и судьба предписаны от природы, то человек ― существо историческое ― составляет свою судьбу сам. Для него нет раз и навсегда написанного закона. Что есть человек, никогда не может быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не завершены.

Каждый  час мы становимся другими, совершенствуемся по программе, которой еще нет, которую мы сами себе пишем. Дело не в том, чтобы придумать модель будущего и решить, как мы собираемся жить. Гораздо важнее решить, какими будем мы сами, что будет считаться человечным и подобающим человеку. Каковы будут не только наши права, но и обязанности? Кем мы должны стать, чтобы в полной мере называться людьми? Человек всегда на пути этого поиска, такой истинно человеческий путь и есть мораль.

Суждение  мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра ― это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали. Коль скоро она есть, мы движемся по ней неотвратимо. 

В данной контрольной работе моя цель: раскрыть содержание понятия морали, ее функции, исторические типы и нормы; рассмотреть соотношение морали и нравственности.

 

 

    

 

1. Происхождение, предмет и функции морали

 

Мораль  – понятие историческое. Она относится к числу тех общечеловеческих духовных ценностей, которые определяют содержание социального бытия с самого начала возникновения человеческой цивилизации и останутся важнейшим ее атрибутом, пока существуют человек и общество. Являясь одной из самых древних форм общественного сознания, мораль формировалась по мере выделения человека из животного мира в ходе становления общественных отношений, образования социальных коллективов и общностей.

Мораль  изначально, в силу своего назначения, была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – общество». В процессе развития общества устанавливались  и закреплялись все более сложные  правила общежития, которые превращались в привычку и передавались из поколения  в поколение. Биологическое наследование уступало место реализации социальных программ, в содержание которых, в  качестве необходимого элемента, включалась мораль как механизм социальной преемственности. Возникнув из потребности в регулировании  отношений между людьми и управлении общественными процессами на основе сочетания индивидуальных и общественных интересов, она имеет социальное содержание, является важнейшим признаком духовного мира человека как социального существа. Эта потребность существовала на всем протяжении развития общества, определяя его гуманистическую сущность.

Мораль (лат. moralitas от moralis – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores – нравы, обычаи, мода, поведение; лат. слово «мораль» этимологически совпадает с греческим термином «этика» и было образовано по аналогии с ним) – предмет изучения этики; форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение. Принципы морали не допускают исключений, претендуют на абсолютность; будучи предельно обобщенными, они отражают глубинные слои бытия человека, его сущностные потребности. Мораль принадлежит к основным типам нормативной регуляции действий человека, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. Моральный авторитет того или иного лица не связан с официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным. В морали нет характерного для институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования. Нормы морали получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения её общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни. Нравственная санкция (одобрение или осуждение поступков) имеет идеально духовный характер. В морали огромную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), позволяющее человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения.

В морали оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В моральной регуляции  особую роль обретает формирование в  каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного внешнего контроля, что выражается в таких  понятиях, как совесть, честь, чувство личного достоинства. Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Поэтому форма выражения нравственной нормы – не правило внешней целесообразности, а императивное требование, которому человек должен, безусловно, следовать при осуществлении самых разных своих целей.

        Основными функциями морали являются: регулятивная, оценочно-императивная, познавательная и воспитательная.[1]

        Главная функция морали - регулятивная. Мораль выступает, прежде всего, как способ  регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причём способ специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно-природные регуляторы не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную свободу человека от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому. Вот на этом пятачке свободы воли человека начинает формироваться мораль как своеобразный координатор и организатор очень многих «свободных воль», интересов, стремлений людей в некую единую целостность, существующую в саморегулирующемся режиме.

      Конечно, по мере своего развития  общество изобрело много других  способов регуляции общественных  отношений: правовой, административный, технический и пр. Однако моральный  способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т.д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов их поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, насколько они встроены в механизм мотивации его поведения. Такой регулятор поведения, безусловно, является  самым надёжным из всех возможных. Проблема только в том, как его сформировать.

      Сущность морали не менее ясно  проявляется и в другой её  функции – оценочно-императивной. Нравственное освоение человеком действительности предполагает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». С помощью этих основополагающих категорий морали и даётся собственно оценка любому проявлению общественной жизни.

      А уже из утверждённой оценки  того или иного факта логично  вытекает и соответствующее повеление  (императив) индивиду: поступай таким-то  конкретным образом, ибо это  добро, и наоборот, воздерживайся  от таких-то поступков, потому  что это зло. Сформулированные  на основе однозначных оценок  разнообразных проявлений жизни  общества императивы типа «не  убий», «не сотвори себе кумира»,  «поступай по отношению к другому  так, как ты хотел бы, чтоб  поступали по отношению к тебе»  и многие другие направляют  нравственное поведение человека.

      Познавательная функция морали в известной степени производна от оценочной. В принципе историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человечеством наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования, как всего общества, так и каждого человека. А конечный результат этого поиска выражается в виде моральной оценки тех или иных социальных образований, которая во многих случаях предвосхищает и даже направляет их теоретический анализ. Моральное одобрение или возмущение каким-либо стилем поведения часто есть самый верный показатель того, что та или иная форма жизни устарела, утратила своё историческое оправдание, или, наоборот, знаменует собой хотя и непривычный, но вполне перспективный новый уклад жизни. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т.е. его самопознание, выраженное языком моральных оценок, требований и идеалов. [2,стр.485-487]

Воспитательная функция заключается в том, что мораль, обосновывая идеалы и образцы поведения. Формирует нравственный облик личности. [3]

      Мораль выполняет и множество  других функций: ориентирующую,  прогностическую, коммуникативную  и др. Совокупность   всех   функций    и   определяет   социальную   роль морали. 

Мораль предлагает образцы должного, разумного, общечеловеческого. Чем нравственно воспитаннее  личность, тем более добровольно  она соблюдает моральные предписания  общества и семьи. Нравственная регуляция  осуществляется посредством ориентации людей на гуманные, добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т.е. через то, что принято называть моральными ценностями. В целом функционирование мораль осуществляется в русле обще социальных закономерностей развития общества и личности. [1]

Структура морали включает в себя: нравственные взгляды, смысложизненные ориентации и идеалы, нравственные чувства, традиции, нормы, принципы, заповеди, мотивы, цели, отношения, поступки, оценки, категории добра, совести, чести, справедливости, счастья и т.д. Сюда же относятся нравственные качества личности, феномены милосердия, благотворительности, добродетели. Каждый из перечисленных элементов имеет парную категорию: добро - зло, честь - бесчестие и т.д. Мораль в целом противостоит аморализм, который достаточно многолик. Аморализм в политике - достижение намеченной цели любыми средствами, включая антигуманные; в экономике - нарушение рыночных законов, игнорирование

интересов производителей благ; в правовой сфере - нарушение  принципа справедливости, пренебрежение  к закону; в научно-технической  деятельности - использование высших достижений человеческой мысли во вред цивилизации.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Соотношение морали и нравственности, целей и средств, как основного вопроса морали

       Термины "мораль" и "нравственность" обычно используют в качестве синонимов. Однако само наличие двух терминов, обозначающих одно явление, указывает на существование двух смысловых оттенков в понятии морали. С одной стороны, мораль - это регулятор человеческих отношений, это нравы, "естественные" стремления человека, массовые привычки, получившие общественное одобрение. С другой стороны, мораль - это противостояние природе активного волевого субъекта, осознающего свою автономность, это личностное измерение общества. [4]

       Нравственное сознание представляет собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражена определенная модель поведения человека, признаваемая обществом как оптимальная в данных условиях.

      Существование морали можно интерпретировать как признание обществом простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Моральные нормы формируются, как правило, стихийно, они возникают из многолетней общественной практики поведения людей, и должно пройти значительное время, чтобы общество признало их ценность. Таким образом, мораль в принципе можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.

Информация о работе Общее и индивидуальное в морали