Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:05, реферат
Природа и общество всегда находились в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будут существовать Земля и Человек. И в этом взаимодействии природы и общества окружающая природная среда как необходимая естественная предпосылка и основа человеческой истории в целом никогда не оставалась только лишь пассивной стороной, испытывающей постоянное воздействие со стороны общества. Она всегда оказывала и продолжает оказывать существенное влияние на все стороны человеческой деятельности, на сам процесс общественной жизни, на социальный прогресс вообще, замедляя или ускоряя его, причем его роль в различных регионах и в различные исторические эпохи была различна.
Введение 3
1.Общественный прогресс 5
2 Прогресс и регресс 8
3.Критерии прогресса 10
Заключение 18
Список используемой литературы 20
Заметим, кстати, что внутри этого сложного по своей структуре индикатора можно и нужно выделить один, по сути дела объединяющий в себе все остальные. Таковым, на мой взгляд, является средняя продолжительность жизни. И если она в данной стране на 10—12 лет меньше, чем в группе развитых стран, да к тому же обнаруживает тенденцию к дальнейшему уменьшению, соответственно должен решаться вопрос и о степени прогрессивности этой страны. Ибо, как сказал один из известных поэтов, «все прогрессы реакционны, если рушится человек».
Уровень гуманизма общества как интегративный (т.е. пропускающий через себя и впитывающий в себя изменения буквально во всех сферах жизни общества) критерий вбирает в себя рассмотренные выше критерии. Каждая последующая формационная и цивилизационная ступень является более прогрессивной и в плане личностном — она расширяет круг прав и свобод личности, влечет за собой развитие его потребностей и совершенствование его способностей. Достаточно сравнить в этом отношении статус раба и крепостного, крепостного и наемного рабочего при капитализме. На первых порах может показаться, что особняком стоит в этом отношении рабовладельческая формация, знаменовавшая собой начало эры эксплуатации человека человеком. Но, как разъяснял Ф. Энгельс, даже для раба, не говоря уже о свободных, рабовладение было прогрессом в плане личностном: если раньше пленного убивали или съедали, то теперь его оставляли жить.[16]
Итак,
содержанием общественного
Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.), развертывается разнообразная деятельность людей. Все эти части одного общественного организма, все эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т. е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.[14] Таким образом, невозможно найти какой либо общий критерий по которому можно было бы судить о прогрессе того или иного общества. Как и многие процессы в нашей жизни, общественный прогресс, опираясь на различные критерии можно охарактеризовать по-разному. Поэтому общего критерия, как нам кажется, просто не существует.
Несмотря на противоречивость и неясность многих положений социально-политической концепции Аристотеля, предложенные им подходы к анализу государства, метод политической науки и ее лексикон (включая историю вопроса, постановку проблемы, аргументы «за» к «против» и т. д.), выделение того, что является предметом политического размышления и рассуждения, оказывают и сегодня достаточно заметное влияние на политические исследования. Ссылка на Аристотеля все еще является достаточно весомым научным аргументом, подтверждающим истинность выводов о политических процессах и явлениях.[5;362]
Понятие прогресса, как выше сказано, опирается на какую-нибудь ценность или совокупность ценностей. Но понятие прогресса настолько прочно вошло в современное массовое сознание, что мы сталкиваемся с ситуацией, когда само представление о прогрессе - прогрессе как таковом - выступает в роли ценности. Прогресс, таким образом, сам по себе, безотносительно к каким-либо ценностям пытается наполнить смыслом жизнь и историю, и от его имени выносятся вердикты. Прогресс, может мыслиться либо как стремление к какой-то цели, либо как беспредельное движение и развертывание. Очевидно, что прогресс без основания в какой-либо иной ценности, которая бы служила ему целью, возможен лишь как бесконечное восхождение. Его парадоксальность состоит в том, что движение без цели, движение в никуда, вообще говоря, бессмысленно.
1. Губин В. Д. Философия / В. Д. Губин, Т.Ю. Сидорина. – М. 2005
2. Волчек Е.З. Философия. – Минск1995
3. Фролов Н. В. Введение в философию. – Москва 1999
4. Статья
«Понятие общественного
5.Борцов Ю.С. Политическая социология: учебное пособие / Ю.С.Борцов, Ю.Г. Волков. – Ростов. 2001
6. Алферов А. А. Идея общественного прогресса: содержание и становление. – Ростов. 1999 (опубл. в: Философия в пространстве культуры. Серия «Восток - Запад - Россия».)
7. Анисимов К.Л.
Человек и техника: Современные проблемы.
– М. 2003
8. Вернадский В.И. Размышления натуралиста.
Кн 1. Пространство и время в неживой природе.
– М. 1985
9. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь
в новое тысячелетие: Учеб. пособие для
студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп.
– М. 2000
10. Радугин А.А. Социология: курс лекция
/ А.А. Радугин, К.А. Радугин. - Воронеж.
2004
11. Сахаров А. Д. Мир через полвека // Вопросы
философии. – 1989. № 1.
12. Социология: Курс лекций / под ред. А.
В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова.
– М.: Социально- политический журнал.
- 2002
13. Ушаков А. Восток: современность // Социально-политический
журнал. 1993. № 11-12.
14. Фромм Э. Иметь или быть? – М. 1990
15. Яценко Н.Е. Толковый
словарь обществоведческих терминов.
– М. 1999
16. К. Маркс и Ф Энгельс. Соч., т. 12, стр. 736.
Информация о работе Общественный прогресс. Существуют ли критерии общественного прогресса