Общественный прогресс. Существуют ли критерии общественного прогресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:05, реферат

Описание

Природа и общество всегда находились в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будут существовать Земля и Человек. И в этом взаимодействии природы и общества окружающая природная среда как необходимая естественная предпосылка и основа человеческой истории в целом никогда не оставалась только лишь пассивной стороной, испытывающей постоянное воздействие со стороны общества. Она всегда оказывала и продолжает оказывать существенное влияние на все стороны человеческой деятельности, на сам процесс общественной жизни, на социальный прогресс вообще, замедляя или ускоряя его, причем его роль в различных регионах и в различные исторические эпохи была различна.

Содержание

Введение 3
1.Общественный прогресс 5
2 Прогресс и регресс 8
3.Критерии прогресса 10
Заключение 18
Список используемой литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Контрольная - Философия.docx

— 41.17 Кб (Скачать документ)

     Заметим, кстати, что внутри этого сложного по своей структуре индикатора можно и нужно выделить один, по сути дела объединяющий в себе все остальные. Таковым, на мой взгляд, является средняя продолжительность жизни. И если она в данной стране на 10—12 лет меньше, чем в группе развитых стран, да к тому же обнаруживает тенденцию к дальнейшему уменьшению, соответственно должен решаться вопрос и о степени прогрессивности этой страны. Ибо, как сказал один из известных поэтов, «все прогрессы реакционны, если рушится человек».

     Уровень гуманизма общества как интегративный (т.е. пропускающий через себя и впитывающий  в себя изменения буквально во всех сферах жизни общества) критерий вбирает в себя рассмотренные  выше критерии. Каждая последующая  формационная и цивилизационная  ступень является более прогрессивной и в плане личностном — она расширяет круг прав и свобод личности, влечет за собой развитие его потребностей и совершенствование его способностей. Достаточно сравнить в этом отношении статус раба и крепостного, крепостного и наемного рабочего при капитализме. На первых порах может показаться, что особняком стоит в этом отношении рабовладельческая формация, знаменовавшая собой начало эры эксплуатации человека человеком. Но, как разъяснял Ф. Энгельс, даже для раба, не говоря уже о свободных, рабовладение было прогрессом в плане личностном: если раньше пленного убивали или съедали, то теперь его оставляли жить.[16]

     Итак, содержанием общественного прогресса  было, есть и будет «очеловечение человека», достигаемое путем противоречивого развития его естественных и общественных сил, т. е. производительных сил и всей гаммы общественных отношений. Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма. [8]

     Заключение

     Общество  представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.), развертывается разнообразная деятельность людей. Все эти части одного общественного организма, все эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т. е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.[14] Таким образом, невозможно найти какой либо общий критерий по которому можно было бы судить о прогрессе того или иного общества. Как и многие процессы в нашей жизни, общественный прогресс, опираясь на различные критерии можно охарактеризовать по-разному. Поэтому общего критерия, как нам кажется, просто не существует.

     Несмотря  на противоречивость и неясность  многих положений социально-политической концепции Аристотеля, предложенные им подходы к анализу государства, метод политической науки и ее лексикон (включая историю вопроса, постановку проблемы, аргументы «за» к «против» и т. д.), выделение того, что является предметом политического размышления и рассуждения, оказывают и сегодня достаточно заметное влияние на политические исследования. Ссылка на Аристотеля все еще является достаточно весомым научным аргументом, подтверждающим истинность выводов о политических процессах и явлениях.[5;362]

     Понятие  прогресса, как выше сказано, опирается  на  какую-нибудь  ценность  или  совокупность  ценностей.   Но  понятие  прогресса   настолько  прочно  вошло   в  современное   массовое  сознание,  что  мы  сталкиваемся  с  ситуацией,  когда   само  представление   о  прогрессе  -  прогрессе  как  таковом  -  выступает  в  роли  ценности.  Прогресс, таким  образом,  сам  по  себе,  безотносительно  к  каким-либо  ценностям  пытается  наполнить  смыслом  жизнь  и  историю,  и  от  его  имени  выносятся  вердикты. Прогресс,  может  мыслиться  либо  как  стремление  к  какой-то  цели,  либо  как  беспредельное  движение  и  развертывание.  Очевидно,  что прогресс без  основания  в  какой-либо  иной  ценности,  которая  бы  служила  ему  целью,  возможен  лишь  как  бесконечное  восхождение.   Его  парадоксальность  состоит  в  том,  что  движение  без  цели,  движение  в  никуда,  вообще  говоря,  бессмысленно. 

     Список  используемой литературы

1. Губин В. Д. Философия / В. Д. Губин, Т.Ю. Сидорина. – М. 2005

2. Волчек Е.З. Философия. – Минск1995

3. Фролов Н. В. Введение в философию. – Москва 1999

4. Статья  «Понятие общественного прогресса  в социальной философии»  [Электронный ресурс] URL. http://filreferat.popal.ru/printout1389.html

5.Борцов Ю.С. Политическая социология: учебное пособие / Ю.С.Борцов, Ю.Г. Волков. – Ростов. 2001

6. Алферов А. А.  Идея общественного прогресса: содержание и  становление. – Ростов. 1999   (опубл. в:  Философия в пространстве культуры.  Серия  «Восток - Запад - Россия».)

7. Анисимов К.Л. Человек и техника: Современные проблемы. – М. 2003 
8. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн 1. Пространство и время в неживой природе. – М. 1985  
9. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. – М. 2000 
10. Радугин А.А. Социология: курс лекция / А.А. Радугин,  К.А. Радугин. - Воронеж. 2004 
11. Сахаров А. Д. Мир через полвека // Вопросы философии. – 1989. № 1. 
12. Социология: Курс лекций / под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. – М.: Социально- политический журнал. -  2002 
13. Ушаков А. Восток: современность // Социально-политический журнал. 1993. № 11-12.  
14. Фромм Э. Иметь или быть? – М. 1990

15. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. – М. 1999 
16. К. Маркс и Ф Энгельс. Соч., т. 12, стр. 736. 
 
 

Информация о работе Общественный прогресс. Существуют ли критерии общественного прогресса