Общество как развивающаяся система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:48, реферат

Описание

раскрыть тему Общество как развивающаяся система. Для достижения поставленной цели необходимо выявить основные задачи: раскрыть и объяснить основные этапы развития общества как обособившейся от природы исторически развивающейся формы жизнедеятельности людей; следует так же отметить, что ход исторического процесса зависит от объективных условий и субъективных факторов; надо показать, что наряду с теориями, в которых обнаруживается доминирование материально-экономического фактора общественного развития, существуют концепции, опирающиеся на приоритетную роль духовного фактора.

Содержание

1 Генезис историко-философских воззрений на общество.
2 Субъекты и движущие силы исторического развития.
3 Различие формационной и цивилизационной концепций анализа общества.
Заключение
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 24.83 Кб (Скачать документ)

Перед дилеммой, кто значимей, народные массы или выдающиеся личности истории, стояли многие философы, многие склонялись к тому или иному мнению, потому что народным массам необходимо направление  выдающейся личности, а выдающейся личности необходима опора народных масс. Поэтому, на мой взгляд, эти  две категории равнозначны и  неразрывны.

3 Различие формационной и цивилизационной  концепций анализа общества.

Карл Маркс признает прогрессивное  развитие общества, но в основе исторического  процесса видит не Провидение и не Мировой дух, а социальные законы, факторы, которые не извне накладываются  на общественную жизнь, а которые  ей внутренне присущи, имманентны. Важными  законами, сопровождающими процесс  исторического развития, являются: закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил, закон соответствия идеологической надстройки экономическому базису и  др.

Маркс показал исторический процесс  как смену общественно-экономических  формаций: первобытнообщинной, рабовладельческий, феодальный, капиталистической и  коммунистической. Смысл истории  он видел в достижении такого уровня общественного развития, когда каждый член общества становится свободным. Практическая реализация такой концепции встретила  большие трудности.

В ХХ веке концепция линейного развития неоднократно подвергалось резкой критике. Например, О. Шпенглер, А. Тойнби и др. развивали идею локальных обществ. Так, О. Шпенглер в своей книге  Закат Европы рассматривает мировую  историю как феномен множества  культур, в частности, он называет: египетскую, индийскую, китайскую, античную, арабскую, западноевропейскую и т. д. Каждая из этих культур возникает независимо от других и имеет свои духовные движущие силы, свою историю. Постепенно культура, высшей ценностью которой  является творчество, духовность, вырождается  и переходит в цивилизацию, в  которой господствует техника, политика, спорт. По Шпенглеру, смысл истории  определяется наличной стадией общества, также история не знает прогресса, т. к. каждая из культур неповторима  и нет какого-либо критерия, который  позволил бы представить их как некое  единство.

Эту же идею развил английский социолог А. Тойнби. Согласно его представлениям, история человечества распадается  на 13 цивилизаций, которые внутренне  не связаны друг с другом. Каждая цивилизация проходит в своем  развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели. К настоящему времени сохранилось лишь 5 основных цивилизаций: китайская, индийская, исламская, русская и западная. Тойнби считает, что социальные процессы во всех цивилизациях аналогичны. Движущей силой развития цивилизации является творческое меньшинство, увлекающее за собой инертное большинство, но постепенно теряющее способность решать социально-исторические проблемы. Возникновение каждой новой цивилизации Тойнби связывает с появлением новой формы религии, а прогресс человечества видит в его духовном совершенствовании, в частности, в религии.

Как показал предпринятый обзор  подходов к пониманию исторического  процесса, в них можно выделить две противоположные тенденции  в развитии и эволюционировании  общества: движение к единству и  многообразию В этом соотношении  еще раз может быть усмотрено  подтверждение общепризнанной формулы  единство мира в его многообразии. И здесь важно, чтоб не прекращался  позитивный диалог, создавая предпосылки  для творческого сотрудничества и прорыва в познании нашей  подлинной сути.

В заключение сделаем краткие замечания  по поводу формационной и цивилизационной  концепций развития общества.

Формационный подход к пониманию  исторического развития общества свойствен  для философской концепции К. Маркса и Ф. Энгельса, базирующейся на материалистическом понимании истории. Суть формационной теории заключается  в признании того, что в основе развития общества лежит материальное производство, которое на различных  исторических этапах имеет различный  способ своего существования, складывающийся из определенного уровня развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений. Таким образом, способ производства или общественно-экономическая формация - это исторически конкретная форма  общества на определенном этапе его  развития, имеющая свою специфику  функционирования. Особенностью формационного  подхода является взгляд на историческое развитие как единый линейный мировой  процесс смены общественно-экономических  формаций.

Формационному подходу противостоит цивилизационный, который выделяет в историческом развитии многообразие самобытных культурных миров (цивилизаций). Среди его создателей - О. Шпенглер, А. Тойнби и др. Цивилизационный подход к пониманию общества, истории  и культуры сформировался в конце XIX - середине ХХ вв. при создании теории локальных цивилизаций, которой  чужд взгляд на историю как линейный процесс. Согласно этой теории все общества и культуры делятся на первичные (первобытные) и цивилизованные (время  их существования - примерно 5-6 тысяч  последних лет). По мнению авторов  данной теории, за этот период сложилось  около двух десятков самостоятельных, самобытных цивилизаций, не похожих  друг на друга и имеющих свою историю. Из сохранившихся цивилизаций можно  назвать китайскую, индийскую, исламскую, православную, западную.

Заключение

Общество в своем развитии проходит качественно определен ные этапы. На каждом из них действуют и общие  законы, харак теризующие именно повторяющееся, устойчивое в истории, и спе цифические, проявляющиеся только в ограниченном историчес ком времени и пространстве. Общие и особенные законы взаимосвязаны  и должны изучаться в единстве, поскольку послед ние характеризуют  качественную определенность каждой общест венно-экономической формации, показывая  ее исторически пре ходящий, изменчивый характер. Общие же законы составляют как бы невидимую нить, которая  связывает все этапы развития человечества в единое целое. А совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные группы и их институты создают общество в целом как самодостаточную  социальную систему - продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать все необходимые  условия для своего существования.

Можно сказать, что анализ хода истории  показывает, что он не противоречит ед ва ли не общепризнанной формуле  единство мира в его много образии. Развитию и эволюции общества присущи  две противонаправленные тенденции  движение к единству и движение к  многообразию. Ученые спорят о том, являются ли эти две тенден ции  равноправными, но, как правило, сходятся во мнении, соглас но которому общественная динамика привела к вызреванию но вой планетарной цивилизации.

Список использованной литературы.

1 Философия: учебник для вузов/  под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия Золотой фонд российских  учебников.) - С.439-458.

2 Философия в вопросах и ответах:  учебное пособие для вузов/Лавриненко  В. Н., Ратников В. П., Юдин В.  В.; под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С.291-448.

3 Барулин В. С. Социальная  философия. Ч. 1 и 2. - М., 2002.

4 Канке В. А. Философия: Исторический  и систематический курс: учебник  для вузов. - 5-е изд. перераб.  и доп. - М.: Логос, 2005. - Гл. 2,4.

5 Тойнби А. Дж. Постижение истории.  М.: 1991. - Часть первая.

6 Спиркин А. Г. Философия: учебник. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2005. - Гл. 13-15.

7 Философский словарь / под ред.  И. Т. Фролова. - 7-е изд., перераб.  и доп. - М.: Республика, 2001.


Информация о работе Общество как развивающаяся система