Оценки творчества Н.А. Бердяева русскими и западными исследователями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание

Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими понятиями:
- превосходство свободы над бытием;
- проблемы зла и теодицей;
- человеческая личность как тайна мира, как «микрокосм»;
- «личность», как категория духа, а не природы;
- духовный элемент в человеке – сверхприродный элемент;

Содержание

Введение.
Антроподицея Н.А Бердяева.
Творчество как объективация способности творения.
Философия свободы Н.А.Бердяева.
Оценки творчества Н.А. Бердяева русскими и западными исследователями.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Бердяев Н.А..docx

— 70.86 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Оценки творчества Н.А. Бердяева русскими и западными исследователями.

 

Исследование философского творчества Н.Бердяева началось еще современными им отечественными мыслителями, находящимися в эмиграции - Н.Н.Алексеевым, В.В.Зеньковским, Б.П.Вышеславцевым, С.А.Левицким, Н.О.Лосским, Н.П.Полтарацким, Ф.А.Степуном, Г.П.Федотовым, Б.В.Яковенко и др. После замалчивания и идеологически тенденциозной подачи в советский период с перестройкой началась новая волна научного интереса к творчеству Н.Бердяева , и отечественными исследователями был представлен ряд работ, в которых творческое наследие этих мыслителей подвергается подробному, объективному, лишенному идеологических ограничений и тенденциозности анализу.

Речь идет как о специальных, так и об общих исследованиях; в последних творчество Н.Бердяева рассматривается как элемент более широкого контекста идей и влияний, как одно из звеньев мировой философской традиции. В данной связи необходимо назвать таких авторов, как П.П.Гайденко, Н.В. Мотрошилова, И.И.Евлампиев, Н.П.Ильин, В.Н.Калюжный, В.Л.Курабцев, А.Маколкин, Б.В.Марков, Л.М.Морева, В.И.Мильдон, В.Б.Окороков, В.Н.Порус, В.В.Сербиненко, Б.И.Буйло, ГЛ.Тульчинский и др. Также интерес к творчеству русских экзистенциалистов проявили известные западные мыслители А.Камю, Ж.Лакруа, Э.Мунье, П.Ландсберг, П.Тиллих и др.

Помимо исследовательских работ  непосредственно посвященных Н.Бердяеву, существует значительный материал по творчеству экзистенциалистов в целом, среди которых работы Н.Аббаньяно, О.Ф.Больнова, Ю.М. Бохенского, Ф.Коплстона, Ж.Лакруа и др. Особый интерес в этом смысле представляют работы С.С.Хоружего, в творчестве которого отчетливо концентрируется антропологическая проблематика, характерная для всего европейского философского дискурса.

В.В.Зеньковский в своей работе «История русской философии» подчеркивает (нео) романтизм бердяевского мировоззрения, его утопизм, проявив-

шийся в построении особой творческой этики, противоречивость его системы (амальгама христианских идей и внехристианских  начал). Он сожалеет, что на Западе Н.Бердяева принимают за выразителя православного мировоззрения. Антропоцентризм Н.Бердяева, он квалифицирует, как антрополатрию.

В работах П.П.Гайденко оба философа предстают как продолжатели «линии свободы», начатой немецкой классической философией; анализируется концептуальное влияние, оказанное на них датским  мыслителем С.Кьеркегором. П.П.Гайденко указывает на гностический характер бердяевской метафизики, проявившийся как отрицание мира (иллюзии, порождения объективации), свобода, замечает автор, предстает по сути дела как произвол и переходит в метафизический анархизм. При этом, несмотря на свою религиозность Н.Бердяев, сближается ею с французским экзистенциализмом, прежде всего с Ж.-П.Сартром, в  отношении критики объективности, в трактовке понимания обоими мыслителями свободы; обосновывается «антиплатонизм» Н.Бердяева,

его близость к философии жизни. П.П.Гайденко также полагает, что  один из основных моментов отличия  Н.Бердяева от западных экзистенциалистов  является вера русского мыслителя в  величие человека, сближающая его  с философами эпохи возрождения. Значительное число исследователей (Б.В.Яковенко, В.В.Зеньковский, и др.) также подчеркивали моменты «человекобожества», господствующие в бердяевской антропологии.

Сходной позиции придерживается современный  исследователь В.В.Сербиненко, по мнению которого обоих мыслителей также  роднит радикальный «антиплатонизм». Сербиненко подробно рассматривает  влияние германского мистика  Я.Беме на миросозерцание Н.Бердяева, который, по его мнению, так же как и  М.Хайдеггер, нацелен на «преодоление»  платоновско-аристотелевского опыта  европейской метафизики. Так, например, исследователь отмечает, что Н.Бердяев  обнаруживает у досократиков подлинную  философичность, находя нечто тождественное  в интуициях Беме и Гераклита. Здесь уместно вспомнить работы Г.В.Драча, в которых подробно представлена антропология досократиков.

В работах И.И.Евлампиева анализируется  влияние на антропологию Н.Бердяева идей и образов Ф.Достоевского, подробно рассматривается их полемика с Вл. Соловьевым, в которой философия «всеединства» подверглась резкой критике, прежде всего с персоналистических позиций. И.И.Евлампиев полагает, что в творчестве обоих рассматриваемых мыслителей отчетливо проявился антропологический поворот, в целом характерный для многих философских течений XX века. Значительное число современных исследователей - В.В.Сербиненко, В.П.Кузьменко, Л.М.Морева, В.Н.Порус и др. -также изучали творчество Н.Бердяева и Л.Шестова на предмет соотношения с системой «всеединства» Вл. Соловьева. Так, например современный исследователь В.Н.Порус подчеркивает, что для Н.Бердяева соловьевское учение о разумной свободе экзистенциально неприемлемо. Н.В.Калюжный, подробно исследовавший персонализм Н.Бердяева, отмечает его сознательный субъективизм, он также подробно рассматривает употребление понятия лично-

сти в бердяевском дискурсе. Своеобразие  шестовского персонализма также  было отмечено целым рядом исследователей, среди которых В.Л.Курабцев, И.И.Евлампиев  и др.

В своих работах И.И.Евлампиев  подробно анализирует влияние на Н.Бердяева неклассической концепции  процессуальности и, в частности, философии  А.Бергсона. По мнению И.И.Евлампиева, бердяевская  метафизика имеет мало общего с канонической христианской традицией, и его постоянные апеля-ции к христианскому Откровению выглядят малообоснованными, что свидетельствует  о наличии внутренних противоречий в его философии (которые до конца  признавал и сам мыслитель). И.И.Евлампиев  очень верно, на наш взгляд, выявил превалирование в бердяевской философии  пантеистической тенденции, свойственной вообще, по мнению П.П.Гайденко, «философии процесса» от Ф.Ницше до постмодернистов, тогда как в работе И.В.Евланниковой отмечаются также синкретическое влияние  на Н.Бердяева представлений, восходящих к зороастрийскому дуализму, гностицизму  и манихейству. С.А.Левицкий, рассматривая Христологию Н.Бердяева, также подмечает  здесь некоторое влияние гностика Маркиона, противопоставлявшего светлый  образ Бога-Сына - темному образу Бога - Отца). С другой стороны, целый  ряд исследователей -В.В.Зеньковский, Р.АХальцева, в том числе и сам  И.И.Евлампиев, - констатируют также  явное присутствие в философии  Н.Бердяева представлений о Боге, соответствующих традиционной христианской теологии.

Целый ряд исследователей, включая  В.В.Зеньковского, С.А.Левицкого, Н.П.Полтарацкий  и др. упрекают Н.Бердяева в обожествлении  свободы. Так, например, Н.П.Полтарацкий  классифицировал философию Н.Бердяева как «эсхатологический анархизм и романтический нигилизм». С  ними во многом солидаризуется Н.О.Лосский, который дает подробный анализ понятию  Ничто в бердяевской философии. Б.П.Вышеславцев, в отличие от П.П.Гайденко, видит заслугу Н.Бердяева в том, что тот сумел наиболее полно  раскрыть негативный полюс измерения  свободы и представить его  в качестве произвола. Немецкий философ-теолог П.Тиллих считает заслугой Н.Бердяева то что ему удалось раз-

разработать своеобразную онтологию  небытия, «следуя за Дионисием и  Беме». Г.П.

 Значительный интерес к творчеству Н.Бердяева проявили его западные современники, прежде всего французские персоналисты (Ж. Лакруа, Э.Мунье, П.Ландсберг и др.), группировавшиеся вокруг журнала «Esprit». Так, например, Ж.Лакруа считает бердяевскую концепцию личности важным и ценным для развития персонализма; рассуждая о бердяевской философии, он обходит стороной ряд моментов явной христианской неортодоксальности положений русского мыслителя. Именно тема личности при непосредственном влиянии Н.Бердяева стала центральной в творчестве лидера французских персоналистов Э.Мунье, который отмечал «тесное соединение мистики и политики, обостренное чувство свободы» в трудах своего русского коллеги.1

Таким образом, в настоящее время  антропология Н.Бердяева интенсивно исследуется и комментируется, подвергаясь критическому разбору. Тем не менее, нам представляется, что необходимо специальное исследование основных влияний и тенденций, связанных с антропологическими концепциями Н.Бердяева, нацеленное, прежде всего на раскрытие их идейной взаимосвязи и обоснование их включения в единое философское направление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Из данной работы можно  сделать вывод о том, что Бердяев  является одним из важнейших представителей русской философии. Суть философии  Бердяева – «познание смысла бытия  через субъект», т.е. человека. Исходным пунктом его философии является превосходство свободы над бытием. В одном ряду с ней находятся  такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Бытие раскрывается в человеке через человека.

Главная проблема философии  Бердяева - смысл существования человека и в связи с ним смысл  бытия в целом.

Понятие «личность» понимается Бердяевым как неповторимая, уникальная субъективность. Через присущую ей свободу и возможность свободного творчества она направлена на созидание  нового мира. История человечества предстает в виде процесса развития личностного начала человека, а сам  он достигает наивысшего блаженства в единении с Богом в своем  творческом акте, направленном на достижение высших божественных ценностей: истины, красоты и блага, на достижение нового бытия, нового, подлинного мира, царства  Духа.

Свобода как одна из основных философских категорий характеризует  сущность человека и его существование. У Бердяева, идея свободы личности  окрашена трагизмом и решимостью совершить «революцию духа», переживаниями одиночества и порывом к всепобеждающей соборности, чувством падшести бытия и истории и верой в преображающую и спасительную силу человеческой свободы.

Творчество у Бердяева не есть переход мощи творящего в  иное состояние и тем ослабление прежнего состояния – творчество есть создание новой мощи из не бывшей, до того не сущей. И всякий творческий акт по существу своему есть творчество из ничего, т.е. создание новой силы, а не изменение и перераспределение старой. Во всяком творческом акте есть абсолютная прибыль, прирост.

Писать о Бердяеве сложно - этому препятствует ряд обстоятельств... Специфика творчества самого Бердяева - необычайно широкий диапазон затрагиваемых  проблем, резко выраженная индивидуальность стиля, в котором соперничают  друг с другом философ и публицист, мыслитель и художник. Проза Бердяева - яркая, нервная, временами почти  безабзацная, с множеством повторов, с возвратом к сказанному - способна волновать и раздражать. Надо учесть также необычайную плодовитость Бердяева; по словам Н. Полторацкого, «для Бердяева писать было как физической потребностью». Это объясняет, почему оценки творчества Бердяева в историко-философских  исследованиях далеко неоднозначны. Признание его заслуг перед отечественной  и мировой философией сопрягается  с укором по поводу того, что он был  пленником разнообразных его  «страстей» и «иррациональных движений».

Бердяев постоянно находился  под властью своих исканий. Самое  глубокое в нем было связано с  его этическими поисками, с его  публицистическими темами; все его  метафизическое дарование проявлялось  с огромной силой. В этой сфере  Бердяев по праву имел мировое  значение; к его голосу прислушивались во всем мире. Наиболее значительный вклад  Бердяева в диалектику русской и  мировой мысли определялся его  философскими построениями в сфере  морали. Идеи Бердяева оказали значительное влияние на развитие французского экзистенциализма и персонализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бердяев Н.А. О назначении человека – М: Республика, 1993. – 388с.
  2. Бердяев Н.А.  О русских классиках. Миросозерцание Достоевского. – М.: Высш.шк., 1993. С. 108-152.
  3. Бердяев Н.А. О русской философии /сост., вступ.ст. и примеч. Б.В. Емельянова, А.И. Новикова. – ч.1. – Свердловск: изд-во Уральск. Ун-та, 1991. – 288 с.
  4. Бердяев Н.А.  Самопознание (опыт философской автобиографии). М: «Книга», 1991. – 449с.
  5. Бердяев Н.А.  Самопознание. Проблема человека. К построению христианской антропологии. – Л. 1991. С. 341-366.
  6. Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. М.: «Правда», 1989. – 610с.
  7. Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. М.: Знание, 1990. – 64с.
  8. Ермишин О.Т. Экзистенциональная трактовка русской мысли (Л. Шестов, Н.А. Бердяев) // Философские науки, 2004, №5, С. 103-112
  9. Новикова М.В. Н.А. Бердяев о православном персонализме // Человек, 2003, №4, С. 123-127
  10. Новейший Философский словарь: 3-е изд., исрав. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1280с.
  11. Хрестоматия по философии. – Учебное пособие. – М.: Проспект, 1996. - 415 с.

 

1 Бердяев Н.А.  О русских классиках. Миросозерцание Достоевского. – М.: Высш.шк., 1993, ст. 108.

 


Информация о работе Оценки творчества Н.А. Бердяева русскими и западными исследователями