Основні характеристики і напрямки філософії єпохи Відродження

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:21, реферат

Описание

Философия эпохи Возрождения - это
совокупность философских направлений, возникших и
развивавшихся в Европе в XIV - XVII вв., объединенных
антицерковными и антисхоластическими направлениями;
Их цель: устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и
оптимистический характер;

Содержание

1.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
2.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
3.ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
4.ГУМАНИЗМ, НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Эпоха Возраждения(Философия).doc

— 60.00 Кб (Скачать документ)

                МIЖРЕГIОНАЛЬНА    АКАДЕМIЯ   УПРАВЛIННЯ   ПЕРСОНАЛОМ

                                                 ХАРКIВСЬКИЙ  IНСТИТУТ

   

 

                                                                          IНДЕКС  ГРУПИ : IН2 – 9 – 09 – Б1Пс (4,0д)

                                                                         П. I. Б. СТУДЕНТА: Першина Ю. О.

 

 

                                                                       РЕФЕРАТ

 

 

      СПЕЦIАЛЬНIСТЬ: ПСИХОЛОГIЯ

      ДИСЦИПЛIНА: ФІЛОСОФІЯ

      ТЕМА: ОСНОВНІ ХАРАКТЕРИСТИКИ І НАПРЯМКИ ФІЛОСОФІЇ ЄПОХИ ВІДРОДЖЕННЯ

         

 

 

 

                                                            П. I. Б. ВИКЛАДАЧА :  СТИВЕНС В. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           ХАРКIВ - 2010

СОДЕРЖАНИЕ

1.ОБЩЕЕ  ПОНЯТИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ  ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

2.ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ  ВОЗРОЖДЕНИЯ.

3.ХАРАКТЕРНЫЕ  ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

4.ГУМАНИЗМ, НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.

Философия эпохи Возрождения - это 
совокупность философских направлений, возникших и 
развивавшихся в Европе в XIV - XVII вв., объединенных 
антицерковными и антисхоластическими направлениями;

Их цель: устремленность к человеку, вера в его великий 
физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и 
оптимистический характер;

Предпосылки возникновения философии и культуры 
эпохи Возрождения:

  • совершенствование орудий труда и  производственных 
    отношений;
  • кризис феодализма;
  • развитие ремесла и торговли;
  • усиление   городов,   превращение   их   в   торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
  • укрепление, централизация европейских государств, 
    усиление светской власти;
  • появление первых парламентов;
  • отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической 
    (церковной) философии; повышение уровня образованности в Европе в целом;
  • великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
  • научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии,  иные научно- 
    технические достижения).

2. Основные направления философии эпохи Возрождения.

Основные направления: гуманистическое, 
неоплатоническое, натурфилософское, реформационное, политическое,  утопическо-социалистическое;

Характеристика направлений: 

  • гуманистическое, (XIV - XV вв., представители: Данте 
    Алигьери, Фран-ческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
  • неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения 
    идеализма;
  • натурфилософское (XVI - нач. XVII вв.), к которому 
    принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и 
    научные открытия;
  • реформационное (XVI - XVII вв.), представители 
    которого - Мартин Лютер, Томас Мопцер, Жан Кальвин, 
    Джон Усснлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились 
    коренным образом пересмотреть церковную идеологию 
    и взаимоотношение между верующими и Церковью;

политическое (XV - XVI вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) -искало идеально-фантастическиеформы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

3. Характерные черты философии эпохи Возрождения.

Система черт: антропоцентризм и гуманизм;

Их общая характеристика:

  • преобладание  интереса  к человеку,  вера  в  его 
    безграничные возможности и достоинство;
  • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то 
    есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, 
    сделавшей себя посредником между Богом и верующими, 
    а также застывшей догматической, обслуживающей 
    интересы Церкви философии - схоластики);
  • перемещение основного интереса от формы идеи к ее 
    содержанию;
  • принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот,     бесконечности     Вселенной,     новые 
    анатомические знания и т. д.);
  • большой интерес к социальным проблемам, обществу и 
    государству;
  • торжество индивидуализма;
  • широкое распространение идеи социального равенства.

В философии эпохи  Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять      следующие   основные      направления: гуманистическое; неоплатоническое; натурфилософское; реформационное; политическое; социалистически - утопическое.

Последние три течения принято объединять под общим 
названием «социально-политические направления». Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви. Более подробно они описаны в вопросе «Социально-политическая философия эпохи Возрождения».

4.ГУМАНИЗМ, НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ

 

Гуманизм  как философское (антропоцентрическое) 
направление получил распространение в Европе в XIV - 
середине XV вв. Его центром была Италия;

  • к   основным   чертам   гуманизма   относились: 
    антицерковная и антисхоластическая направленность;
  • стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать 
    самоценность человека;

По  своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде 
всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.

Неоплатонизм - идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета 
неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.

Теоретические идеи неоплатонизма:

- противопоставляли   сложившейся   и   чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;

  • предложили новую картину мира, в которой уменьшалась 
    роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;
  • не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
  • призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

В период Позднего 
Возрождения (XVI - XVII вв.) в Европе (особенно Италии) 
получили распространение натурфилософские идеи:

  • обосновывание материалистического взгляда на мир; 
    стремление отделить философию от теологии;
  • формирование научного мировоззрения, свободного от теологии;
  • выдвижение новой   картины мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
  • считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник - М., 
    «Проспект», 1996.
  2. Герасемчук А.А., Тимошенко З.И. Курс лекций по философии. К.,2002.
  3. Гетманова А.Д. Логика. М., «Добросвет»., 2002.
  4. Губарь О.М. Философия, Учебное пособие, I - II ч. Макеевка, 
    1997.
  5. Жариков П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., Проспект», 1996.
  6. Канке В.Д. Основы философии. Учебник. М., Лотос, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Основні характеристики і напрямки філософії єпохи Відродження