Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 20:25, контрольная работа
Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.
Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведения часто становится:
— публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;
—контактная,
внешне неорганизованная общность, действующая
крайне эмоционально и единодушно;
Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям:
-- По управляемости:
Стихийная толпа. Формируется и проявляется, без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.
Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.
Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование.
-- По характеру поведения людей:
Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).
Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.
Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)
Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.).
Действующая толпа. Формируется — как и конвенциональная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.
А) Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.
Б) Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.
В)
Стяжательская толпа.
Вступает в неупорядоченный непосредственный
конфликт за обладание какими-либо
ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими
жизненные интересы граждан или покушающимися
на них (взятие штурмом мест в отходящем
транспорте, ажиотажный расхват продуктов
в предприятиях
торговли, разгром продовольственных
складов, осаждение финансовых (например,
банковских) учреждений, в небольших количествах
проявляется в местах крупных катастроф
со значительными человеческими жертвами
и т.п.).
Г) Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы.
В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей, например, их борьбы за свои интересы и права.
По степени организованности массовые действия могут носить стихийный, неорганизованный характер (массовая истерия, паника, коллективный психоз, погром, бунт) или быть подготовленными (социальные движения, революции, демонстрации, войны):
--
реформаторские движения
--
революционные движения - коренное
изменение существующего строя,
--
регрессивные движения
--
утопические движения
Литература:
Информация о работе Основной вопрос философии. Публика, толпа, формы массового поведения людей