Основной вопрос философии. Публика, толпа, формы массового поведения людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 20:25, контрольная работа

Описание

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по философии.docx

— 30.66 Кб (Скачать документ)

     Толпой  как субъектом массовых форм внеколлективного поведения часто становится:

     — публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;

     —контактная, внешне неорганизованная общность, действующая 
крайне эмоционально и единодушно;

  • совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, 
    массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.
 

     Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям:

       -- По управляемости:

     Стихийная толпа. Формируется и проявляется, без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.

     Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.

     Организованная  толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование.

     -- По характеру поведения  людей:

     Окказиональная  толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).

     Конвенциональная  толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.

     Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)

     Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.).

     Действующая толпа. Формируется — как и конвенциональная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.

     А) Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.

     Б) Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.

     В) Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный  конфликт за обладание какими-либо  ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях 
торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых (например, банковских) учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.п.).

     Г) Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы.

     В массовых формах внеколлективного поведения  большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей, например, их борьбы за свои интересы и права.

     По  степени организованности массовые действия могут носить стихийный, неорганизованный характер (массовая истерия, паника, коллективный психоз, погром, бунт) или быть подготовленными (социальные движения, революции, демонстрации, войны):

  1. Массовая истерия - быстрое распространение моделей поведения, характеризующихся передающимся чувством беспокойства, состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха.
  2. Паника - иррациональные и неконтролируемые коллективные поступки людей, смятение, растерянность, страх, охватывающие человека или множество людей перед лицом реальной или воображаемой опасности, случается в экстремальных условиях, когда действуют силы, неподвластные человеку. Паника нарастает в процессе взаимного заражения и блокирует способность рациональной оценки обстановки, мобилизации волевых ресурсов и организации совместного противодействия.
  3. Коллективный психоз - временное состояние коллективов, групп или большой массы людей, характеризующееся истеричным бесконтрольным поведением, вызванным экстремальной ситуацией.
  4. Погром - коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Это спонтанный кратковременный всплеск насилия, подогреваемый страстями.
  5. Бунт - собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо или кем-либо.
  6. Демонстрация - временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то.
  7. Социальное движение - самая организованная и массовая форма поведения больших социальных групп. Социальные движения отличаются вовлеченностью в них значительных масс, отстаивающих необходимость социальных изменений. Социальные движения представляют собой действия, растянутые во времени. В зависимости от целей и средств их достижения социальные движения подразделяются на четыре типа:

     -- реформаторские движения выступают  за постепенное и прогрессивное  изменение существующей системы;

     -- революционные движения - коренное  изменение существующего строя,  его ценностей и институтов;

     -- регрессивные движения выступают  за возвращение к старым порядкам;

     -- утопические движения выступают  за построение идеального общества  для своих истинных последователей. 

Литература:

  1. Алексеев П.В. Социальная философия./учебное пособие.  – М., 2004. – 256 с.
  2. Всемирная энциклопедия: философия /Коллектив авторов под редакцией А.А. Гришанова. – М., АСТ, Мн.: Харвест, -- Современный литератор, 2001, -- 1312 с.
  3. Гобозова Н.А. Социальная философия./Учебник для вузов. – М., 2003., -- 528 с.
  4. Макшанцев Р.И. Социальная психология: учебное пособие для вузов./ Р.И. Макшанцев, А.В. Макшанцева. – Инфра-М., 2001. –408 с.
  5. Ольшанский Д.В.. Психология  масс. – М., 2001. – 178 с.
  6. Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов./ Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М., Норма, 2003. – 912 с.
  7. Суворова А.Н. Введение в современную философию. /Учебное пособие для вузов.— М., 2005. – 72 с. 
  8. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 2000. - 445 с.
  9. www.filosof.historic.ru
  10. www.bse.sci-lib.com
  11. www.wikipedia.org

Информация о работе Основной вопрос философии. Публика, толпа, формы массового поведения людей