Основной вопрос философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:44, доклад

Описание

Впервые термин «основной вопрос философии» был употреблён Фридрихом Энгельсом.
Основной вопрос философии – это вопрос о соотношении двух философских категорий, вопрос о соотношении двух противоположностей, сторон бытия.

Работа состоит из  1 файл

Основной вопрос философии.docx

— 38.59 Кб (Скачать документ)
 

Основной  вопрос философии.

Впервые термин «основной вопрос философии» был  употреблён Фридрихом Энгельсом.

Основной  вопрос философии – это вопрос о соотношении двух философских категорий, вопрос о соотношении двух противоположностей, сторон бытия.

Графическое изображение  основного вопроса философии  выглядит следующим образом:

 
Приведём три пары противоположностей, в сущности обозначающих одно и то же:

  • материя и сознание
  • материальное и идеальное
  • объективное и субъективное

Объективное – это всё то, что не зависит от воли и желания субъекта.

Субъективное – всё то, что зависит от воли и желания субъекта.

Противоположности (в данном контексте) – это стороны одного и того же объекта, или системы, которые взаимно предполагают и взаимно исключают друг друга.

Бытие существует в нескольких формах:

  1. Бытие первой природы. 
    Это весь тот природный мир, который существует в дальнем космосе, а также существовал в ближнем космосе и на Земле до появления человека.
  2. Бытие второй природы. 
    Природный мир Земли и пространство ближнего космоса, сложившиеся после появления человека на Земле.
  3. Бытие человека в мире вещей. 
    Это телесное существование, тело – с одной стороны, а с другой – сознание человека, отражающее окружающую действительность.
  4. Социальное бытие. 
    Это существование общества на данном этапе его развития, данный уровень развития культуры.  
    Культура – система надбиологических форм действия.
  5. Индивидуализированное духовное бытие. 
    Это сознание человека в данном социальном бытие. Данное бытие создаёт идеи.
  6. Бытие объективированного духовного бытия. 
    Данное бытие заключается в объективировании, опредмечивании идей. Объективирование идей выражается в рукописях, CD, HDD, Flash Memory и других конкретных материальных устройствах, с помощью которых опредмечиваются идеи.

Основной  Вопрос Философии

— вопрос об отношении  сознания к бытию, духовного к материальному, решение которого предопределяет поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух гл. направлений в философии — материализму или идеализму. Формировался исторически, четко поставлен лишь в новое время. Гносеологическая необходимость его постановки заложена в реальном отношении человека к внешнему миру: любой элементарный акт человеческого познания и поведения предполагает разграничение субъективного и объективного, сознания и осознаваемых вещей. Т. обр., О. в. ф. вырастает из повседневной жизни людей, практики, познания. Вопрос о первичности материи (или духа, как полагают идеалисты) образует первую, онтологическую (Онтология) сторону О. в. ф. Второй, гносеологической его стороной является вопрос о познаваемости мира, о том, “можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности…” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 21. С. 283). Большинство философов (в т. ч. совр.) считают мир познаваемым. Это значит, что противоположность между материализмом и идеализмом в рамках второй стороны О. в. ф. выявляется лишь путем анализа материалистического и идеалистического истолкования принципа познаваемости мира. Материалисты характеризуют познание как адекватное отражение предметов в сознании познающего субъекта. Идеалисты (если они признают познаваемость мира) отождествляют познаваемую реальность с духом. Так, по Гегелю, бытие есть, в сущности, мышление, правда сверхчеловеческое, а человеческое мышление познает бытие благодаря своему сущностному тождеству с этой реальностью. Идеалисты, отрицающие познаваемость мира, примыкают к философскому скептицизму, агностицизму. Нек-рые агностики пытаются избежать альтернативы формулируемой О. в. ф., становясь на позиции дуализма или эклектизма (Эклектика). К агностицизму нередко склонялись, несмотря на материалистические исходные позиции, и нек-рые естествоиспытатели (напр., Т. Гексли, К. Негели). Энгельс называл их “стыдливыми материалистами”. Диалектико-материалистическое решение О. в. ф. качественно отличается от того решения, к-рое предлагает метафизический материализм. Духовное рассматривается марксистской философией как высший продукт материи, свойство высокоорганизованной материи. Сознание, мышление, физиологической основой к-рых является мозг человека, есть вместе с тем социальный продукт, отражение общественного бытия людей. В отличие от предшествующего материализма, философия марксизма распространяет материалистический подход к О. в. ф. на общественную жизнь, соответственно решая вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию.

схожие:

  1. Основной Вопрос Философии - вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному...
  2. Основной Вопрос Философии - марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно...
  3. Основной Вопрос Философии - вечная проблема соотношения двух реальностей: 1) реальности, которую человек...

Основной  Вопрос Философии

- марксистская  интерпретация фундаментальной  проблематики, фундирующей философское  знание, а именно – проблемы  соотношения бытия и сознания. Конституирование категориальных средств философии как рациональное осмысление и экспликация содержания универсалий культуры объектного, субъектного и субъект-объектного рядов (см. Универсалии, Категории культуры, Философия) задает мировоззренческую размерность философской проблематике: проблема места человека в мире артикулируется в философии как проблема соотношения бытия и сознания. Именно в проблемном контексте О.В.Ф. был впервые эксплицитно сформулирован в рамках французского Просвещения; в философии Гегеля осмыслен как “разрешение противоположности между бытием и сознанием”. В целом, немецкая классика рассматривала фокусируемую О.В.Ф. проблему как фундаментальную для философской традиции: “вся история философии вращается вокруг вопроса… об отношении духовного к материальному” (Фейербах). Однако важно, что означенная постановка О.В.Ф. в домарксистской философии не лишает его логического статуса проблемы, т.е. не деформирует специфику философского мышления как мышления по определению проблемного, организующего себя в качестве интеллектуального движения в пространстве непреходяще значимых (и в этом смысле – “вечных”), культурно аранжированных, т.е. по-новому ставящихся каждой исторической эпохой (и в этом смысле – “нерешаемых”) проблем. В рамках марксизма О.В.Ф. приобрел принципиальный смысл и аксиологическую нагруженность. В его содержании было выделено два аспекта (“две стороны О.В.Ф.”): генетический аспект соотношения материи и сознания (так называемый вопрос о первичности) и функциональный (вопрос о познаваемости мира). Аксиологическая акцентировка марксизмом материализма в генетическом и гносеологического оптимизма в функциональном планах О.В.Ф. имплицитно задают артикуляцию последнего именно как вопроса, т.е. такой логической формы, которая – в отличие от проблемы – предполагает возможность не только исчерпывающе финального, но и правильного ответа (см. соответствующее придание инвективной семантики самим понятиям идеализма и скептицизма в марксизме). Такой подход к философии инспирирует ее редукцию к доктринальному учению, продуцируя такие модусы ее существования, как программно-концептуальные кодексы и вопросно-ответная катехитика: от первых ее моделей у Энгельса до классического варианта в посвященном философии разделе “Краткого курса истории ВКП (б)” у Сталина. См. также “Скандал в философии”. М.А. Можейко

схожие:

  1. Основной Вопрос Философии - марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно...
  2. Основной Вопрос Философии - вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному...
  3. Основной Вопрос Философии - вечная проблема соотношения двух реальностей: 1) реальности, которую человек...

Основной  Вопрос Философии

- “Как устроен  наш мир?” Другого основного  вопроса у философии быть не  может.

схожие:

  1. Основной Вопрос Философии - марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно...
  2. Основной Вопрос Философии - марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно...
  3. Основной Вопрос Философии - вечная проблема соотношения двух реальностей: 1) реальности, которую человек...

Основной  Вопрос Философии

- вечная проблема  соотношения двух реальностей: 1) реальности, которую человек способен  воспринимать при помощи своих  органов чувств (“видимого мира”)  и 2) реальности, принципиально не  доступной внешнему опыту людей  (“сверхчувственного, скрытого мира”), С разнообразными истолкованиями  понятий, входящих в формулировку  этого главного мировоззренческого  вопроса, сопряжены ответы на  многие загадки философии (о  смысле жизни, счастье, свободе,  истине, субстанции и т. п.). Под  “видимым миром” понимают любые  явления природы (первозданной  или искусственной), физическую телесность  человека, знаковую оболочку наших  мыслей (слово, жест, граф) и прочие  формы существования материи.  “Скрытый мир” – законы неживой  и живой природы, дух, душа, сознание, мысль, иные сверхчувственные  сущности. Религиозные философы  обычно понимают под О. в.  ф. следующую серию вопросов: а)  скрывается ли за являющимся  нам миром порождающая его  первопричина (Бог) или есть только  посюсторонний мир, несотворенный  и вечный; б) если миром правит  потусторонняя сила (Бог), то можно  ли познать эту силу и в  какой мере; в) какого поведения  Бог от нас ожидает? Другие  мыслители предпочитают более  общие и краткие формулировки  О. в. ф., например, одну из таких:  “Как наше мышление относится  к бытию?”, “Каково соотношение  материи и сознания?”, “Как  в наших телах взаимосвязаны  дух, душа и плоть?”. Подразделив  сущее на мир идей (прообразов) и мир материальных вещей (образов), Платон одним из первых остро  поставил О. в. ф. Вместе с  тем далеко не все мыслители  в прошлом и настоящем соглашались  с необходимостью вычленять О.  в. ф. и отправляться от него, как от ядра всей философской  проблематики. Более полное представление  об О. в. ф. дает описание  трех его важнейших аспектов  – онтологического, психофизического  и гносеологического. Онтологический  аспект О. в. ф. – проблема  соотношения сущности (“сокровенного”), явления (“откровенного”) и субъективной  кажимости. В этом случае речь может идти о любого рода сущности и произвольной сфере ее проявления. Логически возможны такие варианты решения О. в. ф.: 1) есть только чувственные качества, кажимость, но нет никаких объективных “вещей в себе” и сущностей (субъективный идеализм сенсуалистической окраски); 2) за кажимостью могут стоять “вещи в себе”, объективные феномены, которые нам еще предстоит познавать в чистом виде (феноменализм); 3) предельных объяснений чувственных данных и стоящих за ними явлений можно добиваться только посредством ссылок на глубинные сущности, открывающиеся нам наружу в форме явлений; “сущность является, явление существенно” (Гегель, эссенциализм); 4) сущность никогда не проявляется полно и совершенно, поэтому феномены (и тем более кажимости) всего лишь намекают нам на бытие недоступной сущности, но принципиально не дают нам о ней истинного знания (символизм); 5) совершенные проявления сущности иногда все же случаются – они открываются избранным людям и транслируются через пророков (профетизм); 6) сущности не прячутся, они всегда проявляются так, что от их проявлений можно истинно умозаключать к им самим (наивный реализм). Продолжая задавать вопросы о природе сущности (противоречива она или проста, однопорядкова или многопорядкова по своей сложности, имеет ли она пространственно-временные свойства и т. д.), можно далее продолжать список вариантов решения О. в. ф. Психофизический аспект О. в. ф. – проблема соотношения духа, души и плоти в человеке как целом; данный аспект конкретизирует онтологический аспект О. в. ф., ограничивая изучение соотношения видимого и невидимого миров сферой человеческого тела. Возможны такие варианты: 1) одномерный плотский человек, в котором нет ничего, кроме “материального” (материализм, физикализм); 2) одномерный человек-дух, состоящий исключительно из “духовного” (спиритуализм); 3) двумерный человек состоящий из плоти и души, имеющих между собой массу взаимопереходов (идеализм); 4) дуальный человек, в котором Богом совмещены и скоординированы две независимые друг от друга субстанции – тело и душа (дуализм Декарта); 5) трехмерный человек, состоящий из плоти, души и привходящего “извне” свободного духа; тело – зеркало души, а душа – зеркало духа (модель ап. Павла); 6) психика – эпифеномен, интериоризованные схемы внешних движений организма (бихевиоризм, операционализм). Промежуточные варианты ответов сопряжены с вопросами о вечности или смертности души, о характере взаимоотношения души и оплодотворяющего ее духа, об активности или пассивности души внутри тела, о ее способности или неспособности выходить за пределы своего тела. Гносеологический аспект О. в. ф. – проблема соотношения человеческого сознания (как “части” души), человеческой деятельности и объективной реальности, независимой от сознания и деятельности человека. Иногда этот аспект упрощают до вопроса о соотношении сознания человека и объективной реальности, существующей до человека и независимо от человечества. Варианты: 1) материалисты полагают, что материя первична, а сознание человека вторично, поскольку сознание является высшим продуктом материи и формой ее отражения; 2) объективные идеалисты отправляются от посылки о генетической первичности объективного мира идей к вторичности мира вещей и субъективного мира человека; 3) абсолютизация субстанциальной роли человеческой практики в производстве окружающего мира и форм общественного сознания характерна для прагматизма, инструментализма, операционализма, некоторых направлений марксизма; 4) субъективный идеализм полагает первичным сознание человека; 5) абсолютизация овеществленной силы знания (“искусственной природы”) возвращает человеку и его сознанию объективную обусловленность: человек подчинен продуктам своего творчества (социальным институтам, борьбе классов, объективированному знанию и т. п.); к такому варианту склоняются трансценденталисты; 6) “лингвистический идеализм” пытается вывести “сознание” и “культуру” из природы человеческого языка. Пересечение между собой выделенных выше основных вариантов О. в. ф. порождает в исторической практике огромное множество философских течений ? школ. Д. В. Пивоваров

схожие:

  1. Основной Вопрос Философии - марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно...
  2. Основной Вопрос Философии — вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному,...
  3. Основной Вопрос Философии - марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно...

Основной  Вопрос Философии

- у А.Камю: стоит  жить или не стоит? Ответ:  “Я бунтую, следовательно, мы  существуем”. (См.: МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ БУНТ). Сравн. с ответом Э.Мунье: “Я люблю – значит, существует бытие и жизнь стоит того, чтобы ее прожить”.

схожие:

  1. Основной Вопрос Философии — вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному,...
  2. Основной Вопрос Философии - марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно...
  3. Основной Вопрос Философии - вечная проблема соотношения двух реальностей: 1) реальности, которую человек...

Основной  Вопрос Философии

- вопрос об  отношении сознания к бытию,  духовного к материальному вообще; возникает на поприще интерпретации  содержания субъект — объектного  отношения.

схожие:

  1. Основной Вопрос Философии - марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно...
  2. Основной Вопрос Философии — вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному,...
  3. Основной Вопрос Философии - марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно...

Основной  Вопрос Философии

- марксистская  интерпретация фундаментальной  проблематики, фундирующей философское  знание, а именно – проблемы  соотношения бытия и сознания. Конституирование категориальных средств философии как рациональное осмысление и экспликация содержания универсалий культуры объектного, субъектного и субъект-объектного рядов (см. Универсалии, Философия) задает мировоззренческую размерность философской проблематике: проблема места человека в мире артикулируется в философии как проблема соотношения бытия и сознания. Именно в проблемном контексте “О.В.Ф.” был впервые эксплицитно сформулирован в рамках французского Просвещения; в философии Гегеля осмыслен как “разрешение противоположности между бытием и сознанием”. В целом, немецкая философия конца 18 – середины 19 в. рассматривала фокусируемую “О.В.Ф.” проблему как фундаментальную для философской традиции: “вся история философии вращается вокруг вопроса… об отношении духовного к материальному” (Фейербах). Однако важно, что означенная постановка “О.В.Ф.” в домарксистской философии не лишает его логического статуса проблемы, т.е. не деформирует специфику философского мышления как мышления по определению проблемного, организующего себя в качестве интеллектуального движения в пространстве непреходяще значимых (и в этом смысле – “вечных”), культурно аранжированных, т.е. по-новому ставящихся каждой исторической эпохой (и в этом смысле – “нерешаемых”), проблем. В рамках марксизма “О.В.Ф.” приобрел принципиальный смысл и аксиологическую нагруженность. В его содержании было выделено два аспекта (“две стороны “О.В.Ф.”): генетический аспект соотношения материи и сознания (так называемый вопрос о первичности) и функциональный (вопрос о познаваемости мира). Аксиологическая акцентировка марксизмом материализма – в генетическом, а также гносеологического оптимизма – в функциональном планах “О.В.Ф.” имплицитно задают артикуляцию последнего именно как вопроса, т.е. такой логической формы, которая в отличие от проблемы предполагает возможность не только исчерпывающе финального, но и правильного ответа (см. соответствующее придание инвективной семантики самим понятиям идеализма и скептицизма в марксизме). Такой подход к философии инспирирует ее редукцию к доктринальному учению, продуцируя такие модусы ее существования, как программно-концептуальные кодексы и вопросно-ответная катехитика: от первых ее моделей у Энгельса до классического варианта в посвященном философии разделе “Краткого курса истории ВКП(б)” у И.Сталина. (См. “Скандал в философии”.) В проблемной же своей постановке “О.В.Ф.” сохраняет свое конститутивное значение: в ответ на сформулированную К.Глюксманом оценку его позиции на конференции в Клюни (1970) как “недооценивающей, чтобы не сказать отменяющей борьбу материализма и идеализма”, Деррида возражает в том плане, что “значение этого невозможно переоценить”. Наряду с этим, постмодернизм существенно трансформирует содержание “О.В.Ф.” в русле характерного для постмодернистской парадигмы отказа от референциальной концепции знака и ориентации на “игровой принцип” аргументации (Деррида) и “игры истины” (Фуко). Так, по формулировке Фуко, “основной вопрос философии, понимаемый как вопрос о духовности, заключается в следующем: что представляют собой преобразования, совершаемые в бытии субъекта, необходимые для достижения истины?” При условии, что философия как таковая трактуется как “форма мысли, которая… задается вопросом, что позволяет субъекту постигать истину” (Фуко). Однако, в целом, в философии постмодернизма с ее презумпцией отказа от линейного типа детерминизма центральным объектом аналитики становится отдельное “событие” (Фуко), “сингулярность” (Делез), “интенсивность” (П.Вирилио) и т.п. Принципиально единичные и уникальные события обладают особым статусом бытия, не предполагающим их артикуляции ни в качестве материальных, ни в качестве идеальных, – статусом “эффекта” (Фуко): “событие всегда производит эффект и является эффектом”. В этом отношении “философия события”, с точки зрения Фуко, “должна была бы двигаться в парадоксальном направлении, – в направлении материализма бестелесности”. В этом контексте радикального постмодернистского отказа от метафизики и универсальной номадологической ориентации происходит смещение в акцентуации содержания “О.В.Ф.”. В русле установок постмодернистски истолкованной генеалогии Фуко определяет в качестве центрального “вопроса философии” вопрос “о настоящем”. По определению Фуко, “вопросом философии долгое время было: “В этом мире, где все гибнет, – что есть не-преходящего? Что мы суть – мы, которые должны умереть, – в отношении к тому, что не проходит? Мне кажется, что начиная с XIX века, философия непрестанно приближается к вопросу: “Что происходит теперь, и что такое мы – мы, которые, быть может, суть не что иное и не более, чем то, что происходит теперь?”. Вопрос философии – это вопрос об этом настоящем, которое и есть мы сами”. (См. также Номадология, Генеалогия, Настоящее, Эон.)

схожие:

  1. Основной Вопрос Философии - марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно...
  2. Основной Вопрос Философии — вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному,...
  3. Основной Вопрос Философии - “Как устроен наш мир?” Другого основного вопроса у философии...
 
 

    План лекции: 

  • 1. Понятие  «философия ее структура и  функции»  
    2. Различия между философией и наукой  
    3. Основные
    философские вопросы.
  • 1) Философия – греческое слово, состоящее из двух корней филио – любовь, София – мудрость. Впервые слово Философия использовал мыслитель Пифагор. Примерное время возникновения VI – VII век до нашей эры. Эта система знаний возникает в следующих странах: Греция, Египет, Индия, Китай, Персия, Вавилон. Изначально она выступает как способ познания мира при помощи разума и вытесняет мифологию. Это не только форма мировоззрения того или иного человека, но и форма общественного сознания, духовная деятельность, отражающая общий принцип бытия и познания. Предметом философии является все то, что вызывает у человека интерес к познанию, но этот предмет будет рассматриваться во всем многообразии его свойств.  
    Структура философского знания.  
    1. Социальная философия изучает общество.  
    2. Этика изучает мораль.  
    3. Онтология изучает бытие.  
    4. Гносеология – познание.  
    5. Аксиология – ценность.  
    6. Праксиология – практику.  
    7. Эстетика – прекрасное.  
    Функции:  
    познавательная, мировоззренческая, нравственная, прогностическая.  
     
    2) Наука – это сфера человеческой деятельности основной задачей, которой является создание системы объективных знаний о действительности.  
     
    Между наукой и философией существуют различия:  
    А) Научные знания подтверждаются экспериментом, а часть философских знаний не доказуема.  
    Б) В науке стремятся к единому мнению, а в философии мнений множество.  
    3) Основные вопросы:  
    Основной вопрос был сформулирован Фридрихом Энгельсом: « Что первично материя или сознание?». Человек для которого, первична – материя – материалист, а которому – сознание – идеалист.  
    Существует ряд важных вопросов, рассматриваемых в
    философский текстах: «Можно ли познать мир?», «Как понимать истину и каковы ее критерии?», «Что такое материя и сознание?», «Что такое человек?», «Что означает любовь, ненависть, справедливость, свобода?»

Информация о работе Основной вопрос философии